Борис Рохленко Грандмастер

Натюрморты Джузеппе Рекко. Что в них особенного?

Джузеппе Рекко — итальянский художник семнадцатого века. Родился в Неаполе в 1634 году в семье художника Джакомо Рекко, чей брат Джованни Батисто Рекко тоже был художником. Их картины сегодня можно увидеть и в музеях, и в частных коллекциях.

Следуя стопам и школе отца, писал натюрморты. Но если отец писал цветочные букеты, то сын несколько отступил от семейной традиции — в его натюрмортах можно встретить и детали быта, и живность.

Рядом с цветами на громадном блюде — очень аппетитная выпечка. Какие-то фигурные не то булочки, не то слойки (название этому подобрать очень непросто), знакомый коржик в виде рыбки, кольцо с присыпкой, пышный куб (скорее, параллелепипед), ломтики хлеба (похоже на сладкие сухарики), а слева — замысловатая булочка с какой-то начинкой. Там и сям на блюде — белые палочки (сахар?).

Цветы — розы с вьюнком, хризантемы, ромашки и сломанный тюльпан. В этом букете один элемент рождает вопрос: как он сюда попал. Тюльпан был предметом восхищения и источником наживы (и причиной разорения, кстати) в Нидерландах. Каким образом самый дорогой в то время вид тюльпана попал в букет Джузеппе?

Другой натюрморт — по тематике не такой отвлеченный, а уж тем более не возвышенный — кухня. В центре — в белой тряпице три хлеба. Эта связка лежит на скамейке, под которой устроилась стайка живности: курица, индюшка, цыплята. На скамейке рядом с хлебом — нечто бесформенное (может быть, какая-то рыба в сетке?). Левее — колбаса, чуть позади видно рыбину, которая лежит на чем-то круглом. За скамейкой — нечто вроде шкафа с четырьмя полками. Внизу стоит жбан, повыше лежит шмат копченого мяса, еще выше — посуда, и ярко-красным пятном выделяется свежий кусок мяса. Судя по тому, что на огне камина стоит горшок, скоро его отправят вариться.

Эта картина выглядит странновато. Как правило, в цветочных натюрмортах цветов много, а в этом — не то что их мало, они разделены довольно большим расстоянием. Мало того, букет написан на фоне очень мрачного пейзажа, что подчеркивается полоской светлого неба справа. Картина называется «Натюрморт с лягушками». Кто дал название картине — неизвестно, скорее всего, покупатели или продавцы (чтобы можно было его быстро опознать). Но лягушек еще надо поискать: одна слева — самая яркая, вторая справа — потусклее, и третья — в центре, едва заметная.

Самый сложный по составу натюрморт — в нем собраны и посуда, и кухонная утварь, и овощи, и фрукты, и выпечка (кусок хлеба на тарелке), и битая птица. И даже зеркало есть (не очень понятный предмет на переднем плане внизу). Похоже, что художник этой картиной хотел показать, насколько он владеет кистью, что ему доступно все (что-то вроде визитной карточки). К сожалению, авторской датировки на картинах нет, поэтому невозможно сказать, эта картина написана в начале его жизни или это как бы итог.

Был ли художник первым в смешении высокого (цветы) и низкого (кухня) — сказать невозможно. Но эта особенность его полотен дает сегодня возможность заглянуть в дома того времени, увидеть те мелочи, которые делают его картины живыми.

Художник Джузеппе Рекко прожил 60 лет, умер в Аликанте, Испания. Его дети продолжили дело отца: и они писали натюрморты. Их картины также можно увидеть в музеях и в частных коллекциях.

Статья размещена на сайте 22.10.2014

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: