Как-то, на заре 2000-х, если точнее — 2001 год, на экраны вышла попытка экранизации «Федота Стрельца». Фильм режиссера Сергея Овчарова получился не очень, мягко говоря. Провальный. Ну не смешно, хоть ты тресни! Хотя и отступления от оригинала вроде особого не было.
Чудно, но уже в 2014-м спектакль «Сказка про Федота Стрельца — удалого молодца» на сцене Таганки я бы тоже не назвал слишком удачным творением. Все это — лишь довольно бледные попытки сравниться с литературной основой. Почему так выходит, что когда слушаешь Театр одного актёра — Филатова — и его сказку, то просто обхохатываешься, улавливаешь скрытые смыслы, а когда сказку пытаются вынести на экран, выплеснуть на театральные подмостки, то результат не особо впечатляет?
Режиссер спектакля Александр Вилькин попытался частично осовременить и проапгрейдить, как говорят на компьютерном языке, Филатовскую Вещь. Что из этого вышло? Давайте по-порядку.
Царь в спектакле «Сказка про Федота Стрельца — удалого молодца» является миру совсем иной, чем мне всегда представлялось: злодей молод и розовощек. Но я-то помню строки из сказки из уст няньки: «Поберег бы ты себя! Ведь тебе уж больше ста!»
В целом, образ царя получился придурковатым. Он щеголяет в смирительной рубашке, и есть ощущение, будто попал в дурдом. Актер Александр Ямцов сумел в конце спектакля выказать якобы раскаяние Царя перед народом, что говорит о хороших навыках перевоплощения. Но я все же голосую за то, что Царь в постановке должен быть реально стареньким и дряхленьким. Я бы сказал — сухоньким, вредным. Ближе к оригиналу Филатова. От этого образ только бы выиграл.
А вот и Федот-Стрелец. На сей раз с пистолетом Макарова. К чему этот ход? Теперь он больше похож на охранника из супермаркета «Ромашка». Актёр Дмитрий Белоцерковский, как мне показалось, не несет в себе дух Героя Эпоса, коим, несомненно является эпохальная вещь Филатова — «Сказка про Федота Стрельца — удалого молодца». Хотя пластичность образа от Белоцерковского достойна похвалы. Актёр хорошо двигается. И его танцы а-ля «клубняк» на сцене довольно органично вписались в общее скоморошное действие.
Федот — особый персонаж для нашего сердца. Его жизнь — это мечта русского человека. Ничего не делать, а получить все. «По щучьему велению, по моему хотению». Ах, как подчас нужны каждому такие вот молодцы, как Тит Кузьмич и Фрол Фомич. Два сказочных богатыря, мы их по ходу действа не видим, они лишь — два кусочка простыни, что солнышками появляются над сценой. Но они-то и помогают Федоту жить припеваючи. Да еще быть альфонсом.
Примечательно, что жена Федота — Маруся (Елена Оболенская), решает за мужика все проблемы. Золотая женщина! Маруся в исполнении Оболенской — улыбчивая, светлая. Верно восклицает ее муж: «Тебя, моя душа, я глядел бы не дыша!» Маруся говорит распевно, музыкальная, наверное, она актриса.
Но есть и более угловатые женские персонажи спектакля. Дочь царя в исполнении актрисы Марии Рябковой — выдала точное попадание в роль. Этакая бой-девка вышла! А как она зажигает, танцует «по-дискотечному», мило поглядеть.
Баба Яга (Полина Фокина) в «Сказке про Федота Стрельца — удалого молодца» Театра на Таганке внешне на классическую Бабу Ягу не похожа. Даже метлы нет. Зато есть генерал, бодрый такой (в исполнении Александра Баринова). Генерал создал с Бабой Ягой лучший дуэт спектакля, как мне кажется. Вояка похож на пьющего интеллигента, Бабя Яга — тоже пьющая карате-тетка. Их диалоги вышли насыщенные и чувством, и юмором. Баба Яга — хохотушка, и если присмотреться к ней, то ловишь себя на мысли, что актриса Полина Фокина и ее персонаж чем-то похожи на Елену Степаненко (жену Петросяна). Но для Бабы Яги она слишком молода.
Мне кажется, что более чёткое следование возрастным рамкам персонажей, задуманным Филатовым, было бы лучшим для спектакля. Нянька нужна беззубая и старая, как Акрополь. Царь может быть и озорной, допустим, но не столь молодой, как Емцов — мальчик совсем… Бабя Яга нужна древняя, как карга. И так далее.
Вот такие разношёрстые персонажи подарил нам режиссер Александр Вилькин. Весь спектакль представляет собой декорации «а-ля Петрушка» и несет эффект скоморошества. Даже халатик на няньке (с красными вкраплениями и зелеными островками) создает ощущение балагана, но все равно не самого высокого полета. Смеха не вызывает. Улыбку — да, но не более.
Особенно выделю Скомороха — мастера игры на все руки (Александр Плентайтис). Вот уж, пожалуй, единственное рациональное рассудительное зерно в спектакле, но и он — не холодный камень, а переживает за положительных героев.
Спектакль «Сказка про Федота Стрельца — удалого молодца» заканчивается призывом Феди: «Хватит делать дураков из российских мужиков!» Как актуальны эти слова снова, сейчас, в 2014-м. Рубль обвалился, производства закрываются, нефть дешевеет, бюджет трещит по швам, страна в изоляции, падает уровень жизни. Цены на все растут на несколько процентов в день. Война все ближе к нашим границам, а нам все вещают с ТВ: потерпите, нет проблем, как-нибудь все устаканится! Федот не поверил властям, а мы — российские мужики 2014 года розлива — верим сейчас своим правителям? Большой вопрос!
Спектакль же в целом в плане отвлечения от политических катаклизмов неплох. У него поразительная литературная основа и приемлемое театральное воплощение на сцене Таганки. Приемлемое, но не искрометное.
Смотрел фильм. Просто шарахнуло: как из такого произведения сделали скучнейшее представление?
Видимо, очень старались, чтобы не получилось "как у Филатова".
Помните шутку о молодом режиссере, который, снимая фильм, очень опасался, что получится, как у Эйзенштейна? Ее потом в один фильм вставили.
И сказали тому режиссеру, чтобы не боялся - как у Эйзенштейна не получится.
Сказка Филатова сразу стала очень популярной. Её ведь в "Юности" опубликовали. Ушло в народ.
А потом ещё и подарок от автора - его чтение сказки в лицах. Один всех сыграл. И как.
После такой заявки трудно что-то придумать и надо ли?
Результат мы увидели.
Оценка статьи: 5
0 Ответить