Константин Кучер Грандмастер

«Крик совы». Какой российский сериал, снятый за последние 20 лет, самый значительный?

Премьера этого сериала состоялась в ноябре 2013 года на «Первом» — одном из наших ведущих телевизионных каналов. И снимали его буквально в трех сотнях километров от Петрозаводска — в Новой Ладоге, небольшом городке — 8,8 тыс. жителей — Волховского района Ленинградской области. И мимо Новой Ладоги — на Питер ли идешь от Петрозаводска, Москву или Вологду, никак не проскочить. А я — ни сном ни духом. Правда, сериал и снимали-то… 67 дней. Чуть больше двух месяцев.

Кадр из сериала www.kinopoisk.ru

Тем более, удивительно, что за такое короткое время, отведенное собственно на съемочный период, удалось создать кинопродукт, о котором на одном из форумов кто-то из авторитетных там завсегдатаев обронил: «Крик совы», мол, самый значимый из всех российских сериалов, снятых за последние 20 лет. И никто не кинулся к нему с опровержениями — не прав ты, брат, и не так всё совсем. Да и я, после того как посмотрел, согласился с автором высказывания. Всё точно. Отличный сериал. Давно не было таких в отечественном кинематографе.

А вот что сделало его таким, значимым? Наверное, всё в совокупности. В первую очередь, конечно, основа основ — сценарий.

…Остров. Небольшой городок в глубинке Псковской области. До Литвы — два шага, до Польши — три. Поэтому, наверное, нет ничего удивительного, что хотя на дворе и 1957 год, уже 12 лет, как закончилась война, помимо своих, родных, советских бандюганов, что окопались на городских малинах, по лесам вокруг Острова ещё бродят фашистские недобитки, бывшие немецкие пособники — выпускники диверсионных школ, полицаи, надзиратели концлагерей. И темной осенней ночью трое из них, непонятно какие — городские ли, лесные, «ломают» кассу продмага на окраине городка.

Но действия их не остаются незамеченными. Бдительный Тихон (Николай Солодилов) по мерцающему свету в окнах магазина, что через пустырь, напротив его дома, понимает — там происходит что-то необычное, и звонит в милицию, которая не заставляет себя долго ждать. Вынырнув из темноты на дежурной машине, трое милиционеров действуют решительно и напористо:

 — Стволы на землю, руки вверх. Милиция!

Бандиты уже готовы сдаться. Как вдруг…

И после этого «вдруг» всё завертелось и закрутилось, как в самом настоящем, добротном и очень хорошем детективе, когда повороты сюжета так резки и непредсказуемы, что в просмотровом кресле остаешься только потому, что ему не подвластна инерционность процессов, происходящих на экране, а уже, казалось бы, знакомые и привычные персонажи оказываются совсем не теми, кем казались поначалу. И городской юродивый Архипка (Сергей Барковский) на самом деле — совсем не дурачок. А вот, вроде бы, вполне вменяемый комендант общежития и, по совместительству, вахтер Трофим Ильич (Николай Иванов), любитель пофилософствовать на тему того, что счастье не в правде, а в неведении, на поверку выходит самым настоящим сумасшедшим, которого никак нельзя привлечь к ответственности за то, что он сжег немецкий архив — объект пристального внимания западных спецслужб, по итогу всё-таки оказавшийся в руках наших контрразведчиков.

Но сценарий — это только часть дела. Для того чтобы сериал стал значимым, запоминающимся, его текстовая, сюжетная основа должна быть дополнена соответствующей актерской работой. В «Крике совы» такая есть. И дело не только в исполнителях главных ролей классической детективной пары (Жеглов — Шарапов, Холмс — Ватсон, Эркюль Пуаро — капитан Гастингс), которую в сериале составили капитан госбезопасности Иван Митин (Сергей Пускепалис) и майор милиции Андрей Балахнин (Андрей Мерзликин). Два совершенно разных человека. Сошлись они — вода и камень, холодный лед, горячий пламень…

Их разделяет не только давняя вражда между двумя силовыми ведомствами, каждое из которых они представляют в ходе расследования. И даже не разное отношение к капитану Юрию Сиротину (Евгений Дятлов), возглавившему тот злополучный выезд милицейского наряда к продмагу в самом начале сериала. Для Балахнина Юра — не только коллега и друг, но почти брат, а для Митина Сиротин — подозреваемый, возможный агент западных спецслужб. Двух следователей разделяет не только всё это, но и… Женщина! Работница почты Нина Каверина (Мария Миронова), в которую оба героя одновременно влюблены.

И как им, двум, таким разным, расследовать одно дело?.. А ведь надо! И они расследуют. Потихоньку, шаг за шагом превращаясь из коллег по следствию в хороших друзей.

Да, и Пускепалисом, и Мерзликиным созданы не просто достоверные — прекрасные образы, но ведь рядом с ними — другие актеры, которых никак нельзя назвать «подтанцовкой». Просто потому, что это — совсем не так. У каждого из них — свои роли, свои персонажи, образы которых получились ёмкими, достоверными и колоритными.

Взять тех же бандитов. Например, Седого (Александр Марушев). Или Никифора (Сергей Глушенко). Да, они преступники. Изначально — отрицательные персонажи. Но когда они гибнут, почему-то становится жаль их. Жаль! Даже несмотря на ту кровь, что они пролили. И которую ты видел, и которая осталась за кадром в прошлой истории этих не образов, живых людей. Почему? Может, потому, что в жизни — не только черное и белое? И исполнители этих ролей убедительно показали зрителю это.

И не только они. Может, для кого-то это покажется странным, но, на мой взгляд, помимо исполнителей первого, второго планов, в сериале есть ещё один актер, на фоне которого снимаются все остальные. И от того, насколько достоверно «сыграет» этот актер, во многом зависело — получится ли по итогу сериал, как таковой. Я имею в виду место, где разворачивается сюжет фильма — сам город Остров. Который так прекрасно «сыгран» Новой Ладогой. Но для того, чтобы она «сыграла», её надо было найти. И кто-то нашел эту натуру.

Надо было не только найти, но и снять. Да не просто снять, а так, чтобы воссоздать на экране образ небольшого провинциального городка конца 50-х, передать его самобытность, дух, провинциализм в самом хорошем понимании этого слова. У оператора Владимира Башты и художника-постановщика Алима Матвейчука — получилось. Они смогли. Сняли.

А всё в совокупности (сюжетная основа, игра актеров, операторская работа, режиссура, костюмы) выдало по итогу замечательный сериал. Лучше которого, и в самом деле, тяжело найти что-то в современном российском кинематографе.

Статья размещена на сайте 30.11.2014

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Наташа, мне вообще показалось, что по погоде - серенько, моросящий дождик, туман - какая-то режисерская задумка. Обратите внимание - расследование идет не один день, и ни разу за все десять серий сериала на экране не выглядывает солнышко. Конечно, мысли по этому поводу - почему? - могут быть самые разные, но то, что это не случайно, на мой взгляд, однозначно.
    Да! По главному злодею у меня начали закрадываться какие-то подозрения, когда нам (зрителям) стали очень настойчиво, как минимум - несколько раз, показывать снайперскую винтовку в музее. Тем более, если Митин вдруг берет её в руки и принюхивается - не пахнет ли винтовка пороховыми газами? - естественно, что такие детали не могут быть случайными. Стоит призадуматься!

  • Ша, Игорь!! Вот значит, как по-разному мы смотрим одно и то же. И видим в этом одном и том же - каждый своё. Я так в этом сериале мистики ВООБЩЕ не увидел. ВООБЩЕ!
    Наоборот, меня просто поразила яркая, ощутимая - прямо, кажется, потрогать можно, реалистичность картины. Немного я об этом написал в ответе Наташе, но и помимо этого. Вспомни ту же общагу, в которой жил Митин. Я смотрю и верю - ОБЩАГА. Койка, шкаф, тумбочка. Самое необходимое. Стены выкрашены в неяркий и особо не пачкающийся цвет. Печка на дровах в комнате. А откуда в те времена центральное отопление?! Ну, а телефон, так местный гэбэшник, лейтенант Оборин, честно говорит Митину, что аппарат спецом ему поставили. Естественно, что в других комнатах телефонов нет. И быть не может. Тоже штришок в пользу очень хорошего достоверного реализма.
    ДА!! Самое, наверное, главное, в сериале, о чем я не рассказал в статье - финал. Он переводит обычный сериал в разряд философских картин. Помнишь, притчу Тимофеича, что счастье не в правде? И как радуется лейтенант Щукин (Евгений Славский), когда немецкий архив оказывается в руках наших контрразведчиков - вот, мол, теперь выведем гадов, пособников и предателей, на чистую воду?! А выводить-то... Весь Остров и район придется. Потому что практически у каждого есть если не пятно то пятнышко. У КАЖДОГО! И не только в Острове. Или в районе. Получается, режиссер всем нам говорит - не надо копаться в нашем прошлом. Ещё неизвестно, чем оно каждому из нас аукнется.
    А ведь оно и действительно, так...

    • Игорь Ник Исетский Игорь Ник Исетский Профессионал 10 декабря 2014 в 18:17 отредактирован 10 декабря 2014 в 18:24

      Константин Кучер, я в этом сериале вообще почти ничего не увидел, разве, кроме хорошей игры актёров. Хороший состав там подобран.
      Но фильм - обычный детектив с очередной историей с архивами, где каждый работал на немцев. Думаю, не каждый работал на должностях за оклад.
      Немцы везли капитализм. Значит, и безработицу.)
      В этом же году сериал "Легавый-2" демонстрировали. Тоже там архив, где кого только нет. Вроде бы, и его судьба приблизительно такая же. Там ещё хуже: в архиве есть лица, завербованные ещё до войны. И в то время они уже на очень больших должностях.
      Не много там философии. Иначе бы смотреть не стали бы.
      А главные герои, вроде, больше воюют между собой.
      Сейчас новые сериалы идут один за другим. Начинаешь смотреть один, втягиваешься. Потом другой сериал начинается. Опять увлекаешься. А прежний отдаляется.
      Сериалы стали дорогими. Много натурных съёмок. Но, в принципе, они похожи. Их теперь немало, добротно сработанных. Более высокой оценки я пока не могу дать ни одному из увиденных за последние уже много лет.

  • Ну, Наташа... Так уж всё и рассказала! А самое главное?! Кто оказался главным злодеем?
    И вообще, в сериале ещё столько самого разного... Например, лирическая линия между милицейским экспертом-криминалистом (олег Алмазов) и парикмахершей Людмилой (Анна Уколова). Или как бандерша Маруся (Евгения Дмитриева) отомстила Бакуру (Анатолий васильев) за смерть Седого. А это, между прочим, один из штришков в общую характеристику Седого. Если его любила женщина, то значит, было за что. И соответственно, он не сплошняком негативный персонаж - вор и убийца, но есть в нём и что-то человеческое, за что если не любить, то уважать, наверное, можно. Или как заведующая почтой (Маргарита Бычкова), отпускает Никифора, хотя стопроцентно знает, что он бандит и только что хотел её убить. Но она его отпускает. Потому что так же стопроцентно знает, что это единственный родной человек для Веры (Наталья Высочанская), без которого она просто пропадет. И почему Вера не пропадает, когда Митин, спасая Нину Каверину, убивает Никифора? Ничего этого я не рассказывал в статье.
    О-о-о... Об этом сериале ещё можно писать и писать. Или смотреть и смотреть.
    По антуражу совершенно с Вами согласен. Это тоже один из моментов, что меня поразил в фильме. И я об этом коротко постарался рассказать, когда писал. что сам город и его жители - полноправные персонажи картины. Что по поводу нестыковок, то на одном из кинофорумов кто-то говорил, что, мол, водка тогда была не в таких бутылках. И что на тот момент уже был АК-47, поэтому навряд ли в то время (57 г.) милиция была вооружена ППШ. Я спокойно отношусь к этому и не считаю враньем. Во-первых, я хорошо помню, что во времена моего детства на праздничном столе стояла примерно такая же бутылка. Ну, и что, что это было лет на 10 позже? Но - примерно в то же время! А про ППШ, так как-то лежал в травме с мужичком, который одним из первых заходов попал на Кубу в качестве "сельскохозяйственного специалиста". Под таким кодом проходили наши срочники, когда их теплоходами везли на Кубу к месту будущей службы. Так вот, они тогда были вооружены именно ППШ. А это - ракетные войска стратегического назначения! Середина 60-х. Так что тогда говорить о милиции конца 50-х?!!

    • Константин, вот теперь точно все рассказал
      я как-то на документальный фильм нарвалась, где речь шла об этом городе Остров, что немцы при отступлении заминировали очень важный мост (он и с архитектурной точки зрения очень значимый), а наши разведчики сумели спасти его от разрушения перед наступлением советских войск..
      главного злодея я вычислила по грибочкам..
      Что касается автоматов, то я не спец, конечно, и поэтому не замечаю таких вещей,я замечанию ляпы в фасонах одежды, звучащей музыке и прочее бытовое..мне даже понравилось, что фильм не "чистенький", если можно так сказать..есть сейчас сериалы, которые какие-то вылизанные: и улицы,и дома, и даже боевая форма выглаженная..особенно у авиатехников . т.е совершенно не реалистично..а в этом сериале, все такое серое. какое и должно быть в это время года и в таком городе, как мне кажется..

      Оценка статьи: 5

  • А мне очень понравился сериал..и актеры (лица как из тех лет, костюмы), и, главное, воссозданный антураж (я, по крайней мере, исторических "неверноестей" не заметила), музыка,держащая в напряжении, спец эффекты - все очень на высоком уровне.
    Статья тоже хорошая..жаль только что Вы практически все и рассказали..

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Ник Исетский Игорь Ник Исетский Профессионал 10 декабря 2014 в 14:34 отредактирован 11 декабря 2014 в 15:07

    67 дней по нынешним меркам немало. Сейчас снимают в день по серии. А здесь, помнится, немало снимали на натуре. Так, вроде, съёмки на свежем воздухе называют.
    Нравится мне актёр, снявшийся в главной роли.
    Но фильм не шедевр, на мой взгляд.
    Таинственная история. Мистика.
    Смотрел - нравилось. А сейчас почти ничего не помню. В ходе прочтения статьи вспоминал действие (вот как написана статья - в памяти многие картины всплыли).
    Если кино не нравится - я при просмотре переключаю каналы. Здесь не переключал.
    Скажу так: если скучно - посмотреть можно. Пересматривать не стану. Но ведь это дело вкуса.
    Мистику не люблю.