Будущие наследники готовы унижаться, пресмыкаться, лгать и притворствовать до тех пор, пока адвокат не огласит завещание. Но вот сюрприз — когда старуха с косой уже сделала замах, дед выкинул коленце и подселил к себе молодую и аппетитную сиделку. Понимая, что судьба миллионов висит на волоске, родственники в срочном порядке разыгрывают свой последний козырь в лице молодого племянника Дэниэла, который в детстве считался дядюшкиным любимцем. Проблема в том, что Дэниэл — бессребреник и вряд ли наступит на горло своим принципам. Или все-таки дело не в деньгах, а в их количестве?..
Сценарист, актер и режиссер Джонатан Линн — один из тех деятелей Голливуда, что выстреливают редко, но метко. В тридцать с хвостиком он пришел на телевидение, где долгие годы растрачивал свой талант на сюжеты и диалоги к сериалам, пока не решился в середине восьмидесятых взять бразды правления в свои руки и пересесть в режиссерское кресло. Начиная с дебютной «Улики», его коньком считался жанр криминальной комедии, а в числе наиболее запомнившихся зрителю работ — «Монахини в бегах», «Мой кузен Винни», «Сержант Билко» и «Девять ярдов».
Трагикомедию «Жадность» с большой натяжкой можно назвать творческой удачей Линна, здесь куда меньше свойственного ему черного юмора и тонкого сарказма, зато ощутимо больше мелодрамы и выяснения отношений. Неудивительно, учитывая, что авторы сценария — американцы Лауэлл Ганц и Бабалу Мэндел — всегда больше тяготели к легкой развлекаловке по типу «Городских пижонов» или «Их собственной лиги», даже не пытаясь осилить нечто больше, нежели поверхностная история о том, как толпа наследников с нетерпением ждет, когда «мешок с деньгами» откинет копыта.
А ведь одной из лент, на которую ссылается «Жадность», является легендарный шедевр немого кино «Алчность» (1924) Эриха фон Штрогейма — эпическое полотно о власти злата над человеческой душой. Внезапно укушенный мухой морализаторства, Линн изо всех сил старается донести до зрителя высосанную из пальца добродетель, но снова и снова сбивается с пути истинного, заставляя публику откровенно скучать за разговорами о семейных ценностях, коими герои фильма перманентно прикрывают собственные пороки и грешки.
С чем режиссеру всегда везло, так это с актерами, которые нередко вытягивали его сюжеты и даже умудрялись получать за это награды киноакадемии (Мариша Томей за фильм «Мой кузен Винни»). Вот и в этот раз кастингу уделили больше внимания, нежели событийности, сделав ставку на талант приглашенных звезд, в числе коих легенда Голливуда Кирк Дуглас и исполнитель главной роли в фантастической трилогии «Назад в будущее» Майкл Дж. Фокс. На втором плане активно мельтешит не менее профессиональная труппа актеров, но там задачи попроще. Родственники у дядюшки Джо получились и впрямь колоритные, все мерзавцы и мерзавки как на подбор.
Впрочем, тут срабатывает известный принцип про «яблоко от яблони», ибо старик тоже не спешит анонсировать наследника, а уж финт с сиделкой — так и вовсе садистского толка. Тем не менее жадность в фильме — это не только недостаток, мешающий этому семейству жить дружно, но и, как ни странно, единственное, что их объединяет. Будь дедуля нищим, о нем забыли бы уже давно и навсегда, а тут столько внимания и подарков, что ради этого стоило бы прикинуться миллионером, даже не будучи им.
И все же многое из того, что показано в «Жадности» — горькая, а потому совсем не смешная правда. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет», — пелось в одной известной советской песне, но на самом деле всё обстоит иначе. И молодые частенько сидят на шее у стариков-пенсионеров, при случае выпихивая их на улицу или в приют, да и бабушки с дедушками могут изрядно попить кровушки у своих же детей, пытаясь наставить их на тот путь, что видится им единственно верным.
Борьбу поколений Линн выписал без лишнего драматизма, привычно пройдясь по вершкам, но некоторые моменты подметил точно: мы привыкли идеализировать прошлое, забывая о том, что жить надо в настоящем. И требуем к себе любви, забывая, что любовь — это улица с двусторонним движением.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...