История влюблённых из античного мифа закончилась счастливо. Увы, этого нельзя сказать о самой знаменитой исполнительнице партии Психеи на балетной сцене. Мария Ивановна Данилова (1793−1810) прожила всего семнадцать лет. Шарль Дидло считал её своей лучшей ученицей. Уже в пятнадцатилетнем возрасте она танцевала главные партии. Современникам она казалась чудом — её мастерство было олицетворением совершенной красоты. Поэты посвятили ей немало восторженных строк.
Надежда балетмейстера
Мария Данилова (настоящая фамилия — Перфильева) в восьмилетнем возрасте была принята в Петербургское театральное училище. Девочку захватили занятия, она изумляла всех прилежанием и трудолюбием. Её талант был оценён практически сразу. Грация, пластичность, музыкальность ни у кого не вызывали сомнений. С первых лет учёбы Маша исполняла детские роли во многих спектаклях. Затем ей стали доверять и более сложные партии.
Начало XIX столетия — время работы в России выдающегося французского балетмейстера и педагога Шарля Дидло. Свои лучшие спектакли он поставил на сцене Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге. Одновременно он возглавлял и школу. Среди его учеников немало прекрасных артистов. В их числе — Мария Данилова. С ней были связаны самые большие надежды балетмейстера.
Мастерством танца Данилова овладела в совершенстве. Воздушность, лёгкость её движений приводили зрителей в восторг. Как актриса она тоже была на редкость сильна. Мария Данилова научилась передавать без слов все оттенки чувств. В её искусстве гармонично сочетались безукоризненная техника и артистичность. С восхищением отзывались современники и о красоте юной балерины.
Звёздный дуэт
В 1808 году в Петербург приезжает знаменитый французский танцовщик Луи Дюпор. Его выступления сопровождались шумным успехом — он обладал феноменальной по тем временам техникой. Говорили, что он способен пересекать сцену тремя прыжками. Дюпор ставил спектакли и как балетмейстер. Как правило, он сам исполнял в них главные партии. В поисках достойной партнёрши он обратил внимание на пятнадцатилетнюю Марию Данилову.
В столь юном возрасте ученица начала исполнять ведущие партии. Её дуэт с Дюпором пользовался громкой славой. Дебютом стал балет «Любовь Венеры и Адониса». Данилова с успехом выступила в партии Венеры. Контрастом стал другой образ — Розина в поставленном Дюпором балете «Севильский цирюльник». Это говорит о многогранности таланта артистки — ей были подвластны и комедийные роли, и трагические. Нередко она выступала в дивертисментах, где исполняла русские танцы.
За успехами своей ученицы внимательно следил Шарль Дидло. Вскоре он доверил ей партию Флоры в одном из своих лучших балетов — «Зефир и Флора». Это было трудным экзаменом, который Данилова выдержала блестяще. Есть предположение, что в этой роли юная балерина поднималась на пуанты. Грациозная светловолосая девушка одним своим обликом уже вызывала восхищение. Изящество танца, выразительная актёрская игра помогли создать поэтичный образ богини цветов.
Роковой полёт
Вершиной творческого пути артистки стал балет «Амур и Психея». Его поставил Шарль Дидло в 1809 году. Композитор Катерино Кавос написал музыку. Современники признавались, что не видели ничего более совершенного на балетной сцене. Жемчужиной спектакля была Психея — Мария Данилова. Эта роль стала её лебединой песней. На следующий год танцовщицы не стало. Говорили, что она была влюблена в Дюпора и безответное чувство лишило её последних сил. Однако это всего лишь домысел.
Здоровье балерины было подорвано напряжённой работой в юном возрасте. Роковую роль сыграл и несчастный случай на репетиции. В то время в спектаклях часто использовались полёты героев. Чтобы осуществить подобные эффекты, применялась целая система машин. Воспарить над землёй предстояло и Психее. Для этого танцовщице приходилось надевать особый корсет, к которому прикреплялся металлический трос.
Такие полёты сами по себе были весьма рискованными. Если же случалась ошибка в управлении машиной или технический сбой, то это могло завершиться трагедией. На одной из репетиций Данилова была поднята высоко над сценой, и внезапно машина резко дёрнулась. Танцовщица почувствовала сильную боль в груди. В тот же день у девушки началось горловое кровотечение — дал о себе знать туберкулёз.
Муза поэтов
Несмотря на открывшуюся чахотку, Мария Данилова продолжала выступать. Зал рукоплескал её Психее. Она порхала в лёгком танце, озаряя его своей улыбкой. Мало кто задумывался, какого надрыва душевных и физических сил это требовало от артистки. В конце 1809 года юная балерина была выпущена из театрального училища. Всего через несколько месяцев закончилась её жизнь.
На трагическую смерть танцовщицы откликнулись Константин Батюшков, Николай Гнедич и другие поэты. Они высоко ценили искусство Даниловой. Яркая звезда погасла, но оставила после себя сияющий шлейф. Последующие поколения артисток продолжили её вдохновенный танец. При жизни балерина представала перед зрителями героиней мифов и сказаний. После смерти Мария Данилова сама стала легендой и навсегда осталась в истории.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...