Наверное, буддийская архитектура не везде однородна. Храм Зуба Будды, который я видела на острове Шри-Ланка, потрясает своей красотой. Но это — другая красота, особенная, необычная на первый взгляд.
При этом есть определенный тип храмовых построек, которых объединяет слово «ват».
Ват — это не просто храм, а целый комплекс: храм, колокольня, монастырь с жилыми помещениями, всевозможные скульптуры. А могут быть еще приюты для престарелых, гостиницы для паломников и не только, больницы и центры реабилитации, хосписы для потерявших надежду, библиотека, школа, беседки для медитаций и так далее.
Ват — некое огороженное стенами место, где стоят здания разного назначения, но прежде всего, конечно, культового. Эта «огороженность земли» отражена в самом слове, пришедшем из санскрита. И звучит «ват» практически одинаково на разных языках: тайском, лаосском, кхмерском. Именно там, где и распространен этот тип больших культовых сооружений.
Ват — это очень красиво. Не случайно многие из них находятся под охраной ЮНЕСКО — Ангкор Ват, Аюттхая.
Можно поближе присмотреться и к близстоящему вату, в буквальном и переносном смысле прогуляться за угол — и вот он, Wat Suwankiriket — Ван Суван Кири Кет. Ему скоро 150 лет, не новодел, но и не седая древность. И вечером удается все внимательно рассмотреть, попробовать понять, распознать, запомнить.
Этот ват обнесен стеной со змеями. Наверное, это мифологические Наги. Если кто помнит Нага и Нагайна из Киплинговского «Рикки-Тикки-Тави» — так это не случайные имена. Киплинг знал толк в Азии.
Внутри — статуя Будды из черного сапфира, говорят, древняя. На стенах — картины из жизни Будды перед его просветлением. Храм, в котором хранятся статуи Будды, имеет название «Убосот» и является главным сооружением буддийского вата.
Рядом — ступа. Это архитектурное сооружение более знакомо на випд, потому что их можно встретить во многих странах мира, в том числе в большом количестве и в России. Пишут, что ступы — родом из могильных курганов, в еще добуддистской Индии в них хранился пепел от кремации, в последующем ступы стали отражать какое-то важное событие в буддизме. Сами же буддисты говорят, что ступа несет в себе энергию добра.
Любопытно, что санскритское слово «ступа» означает «узел из волос», «макушка», холм. Но в разных странах ступа именуются своим словом, в Таиланде — «чеди».
В Таиланде исповедуют особую форму буддизма — буддизм Тхеравады, старейшую из сохранившихся школ (всего в мире около ста миллионов последователей). В странах, где это учение общепринято, есть особая архитектурная форма, совмещающая ступу и пагоду. Но нельзя забывать, что китайские пагоды могут строиться и как чисто светские сооружения, но вот ступа — это строго культовое.
В буддийском вате строятся и места для встреч или отдыха в виде павильонов. Такое место называется «сала». И, конечно, в вате обязательно есть жилые помещения для монахов.
Высокие башни вата — это храмы, которые называются «прангами». Сама обитель — «вихара» — изначально место, где останавливались странствующие монахи в сезон дождей. Затем из вихары мог вырасти целый университет. Существует довольно устоявшаяся точка зрения, что всем нам еще пока хорошо знакомый город Бухара своим названием обязан именно вихаре.
Надеюсь, это небольшое путешествие в загадочный мир буддийского вата оказалось кому-то приятным и небесполезным.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...