Удивительно, но русское немое кино в мире знают преимущественно по фильму «Броненосец Потемкин». Премьера его состоялась в Москве 5 декабря 1925 года. В 1926 году американская киноакадемия признала его лучшим. В том же году «Броненосец Потемкин» получил приз на Всемирной выставке в Париже. В 1958 году в ходе международного опроса фильм вошел в число двенадцати лучших всех времен и народов. И тем обиднее, что слава немого кино нынче целиком отдается Америке, Германии, Франции… Начисто забыто, что задолго до экранизации романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова триумфально по кинозалам Европы прошел в 1907 году немой фильм О. Дранкова «Донские казаки».
По количеству отснятых немых фильмов США лидировали очень долго. Но по качеству Европа заметно опережала американцев. Достаточно заглянуть в историю мирового кинематографа. Вне конкуренции был лишь знаменитый комик Чарльз Спенсер Чаплин — фигура, без которой трудно себе представить мировое немое кино.
Впрочем, вот некоторые европейские фильмы тех давних лет: «Путешествие на Луну» (Франция, 1902 год), «Вампиры» (Франция, 1915), «Голлем» (Германия, 1920), «Возница» (Швеция, 1921), «Носферату. Симфония ужаса» (Германия, 1922), «Аэлита» (СССР, 1924), «Мать» (СССР, 1926), «Фауст» (Германия, 1926), «Наполеон» (Франция, 1927). Из американских в историю вошли фильмы «Нетерпимость» (1916), «Малыш» (1921), «Алчность» (1924), «Багдадский вор» (1924), «Золотая лихорадка» (1925), «Огни большого города» (1931).
В США, Германии и в СССР уже в середине 20-х годов минувшего века велись работы по созданию звукового кино. Первой лентой со звуком в широком прокате стал американский фильм «Певец джаза» (1927 год). В СССР первый звуковой фильм — «Путевка в жизнь» (1931 год). Интересно заметить, что последний немой фильм в СССР был снят в 1935 году — «Космический рейс».
На фоне написанного, конечно же, появляется вопрос: а сейчас где-либо вообще смотрят немые фильмы? Да, смотрят. Но не в обычных кинотеатрах, а в онлайн-залах, щелкая мышкой по ссылке «Ретро: фильмы без звука». Поисковики помогут вам зайти на несколько таких ресурсов.
Еще вопрос: а снимают ли нынче немые фильмы? Да, снимают. Как ни поразительно прозвучит, но выяснилось, что экономически такие фильмы снимать выгоднее, чем со звуком. Преимущества очевидны. Не нужна «переозвучка», когда приходится привлекать к съёмкам иностранцев, плохо знающих язык страны, а потом озвучивать под мимику рта на русский, английский или еще какой-то язык. Опять же, немой фильм интернационален — его можно показывать в любой стране и зрителям в нем все будет понятно.
Похоже, немое кино возрождается. Нужны примеры? В 2003 году на экраны вышли немые фильмы канадца Гая Медина «Самая печальная музыка на свете» и «Клеймо на мозге» (2006), в 2007 — «Антенна» аргетинца Эстебана Сапира. Но самый громкий успех выпал на долю фильма «Артист» французского постановщика Мишеля Хазановичуса. В 2012 году этот фильм получил приз на Каннском кинофестивале и пять премий «Оскар»!
Что еще хочу сказать в конце статьи? Пожалуй, вот это. Современная техника кинематографа позволяет снимать настоящие шедевры, где вместо слов — музыка. Она понятна всем на Земле и создает массу психологических оттенков. Без эмоций невозможно смотреть фильм «Не угаснет надежда». Его премьера в России состоялась 16 января 2014 года. Хотя в фильме много музыки, но он с минимум слов. Можно сказать, в части слов он практически немой. Сюжет — приключенческая лента. Но вообще-то (на мой взгляд) — оптимистическая драма.
Герой фильма (артист Роберт Редфорд, обладатель премии «Оскар») путешествует на своей яхте. Ее пробивает большой металлический контейнер. Пробоину надежно заделать не удается. Начинается сильный шторм. Связи по радио нет — рация испорчена. Яхта наполняется водой, герой едва успевает спустить на воду спасательный резиновый плотик и перенести на него самое необходимое. На другой день выясняется, что в емкость с питьевой водой попала морская. Для питья пригодной воды больше нет. Но еще хуже то, что плот преследует стая акул.
Спустя семь суток герой начинает терять надежду на спасение — на его сигналы ракетами не обращают внимания проходящие мимо суда. Ночь, восьмые сутки дрейфа. Вдали виден огонек какого-то судна. Сигнал дать уже нечем — ракеты кончились. Герой зажигает на плоту все бумаги, какие только есть. Пламя охватывает весь плот, он горит. Спасаясь от огня, герой прыгает в воду. Но он так ослаб, что начинает тут же тонуть, медленно опускаясь на дно. Он смирился со своей участью. Но в какую-то минуту сквозь толщу воды видит днище лодки, подсвеченное пожаром на плотике. Из последних усилий он пытается всплыть из пучины. Ему это удается, он хватается за протянутую руку.
Обязательно посмотрите этот фильм без слов! Полагаю, он на несколько порядков лучше большинства супер-пупер-навороченных звуковых-языковых, где много словесной трескотни и мало мыслей. Немое кино явно поторопились выбросить на историческую свалку. Уверена, оно еще не раз ошеломит нас отличными фильмами. Снимать их, безусловно, стоит. В этом убеждают прекрасные фильмы «Артист» и «Не угаснет надежда».
Статья как информативная, так и познавательная. Какие могут быть претензии? Жаль только, что не нашлось места слову "титры" (или пропустил?)
Немое кино не только можно, но и нужно снимать сейчас, например, по моему неоценённому до сих пор сценарию https://www.shkolazhizni.ru/world/articles/61810/
Минимум титров дают хорошее понятие о происходящем на экране. Хорошую игру артистов зрители дорисуют в своём воображении.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Зря перестали называть кино кинокартиной. Если раньше кинопленка обобщала и как фильтр давала цвет-настроение, то сейчас цифра отчетливо показывает дорогие керамические зубы тех же узников концлагерей времен ВОВ, что играют современные артисты...
Кино - это коллективный труд многих и многих людей. И все, кто причастны к этому действу (кино), считают себя художниками в широком смысле слова. В те времена, когда лишь комбинированные съемки могли развлечь и увлечь зрителя, профессионализм артистов решал почти всё. Сейчас же "цифра" всё делает.
С удовольствием смотрю дипломные работы студентов ВГИКА - очень много работ без диалогов или же с минимумом текста. Картинка всё показывает.
Нравятся полнобюджетные фильмы. Добротные костюмы (опять же, художники по костюмам), профессиональный грим, художники-декораторы... Одни художники в кино! Нет текста, нет диалогов - есть изумительное панно артели художников и очень многое понятно. И за душу берет, и думать заставляет... Могу до бесконечности говорить о кино.
Мне не понравилась эта статья.
0 Ответить
Вячеслав Старостин, как могут выпускники ВГИКа снимать такую киномуру, как Левиафан и Дурак? Это ж просто ужОс.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Немое кино (отсутствие диалогов) - это искусство актеров... Думал, что про это будет в статье. Ошибся. Зря прочел - не понравилась статья.
0 Ответить
Вячеслав Старостин, внимательнее надо читать название статьи. Тему автор раскрыла полностью. А понравилось или не понравилось надо "привязывать" к теме, а не к своим читательским капризам.
1 Ответить