Игорь Вадимов Грандмастер

Кто первый перелетел Атлантический океан?

В тот день, когда взлетел первый неуклюжий самолет братьев Райт, вымпел «Голубой Ленты» на мачте парохода-чемпиона задрожал от ужаса. Пароходам еще долгие десятилетия не грозила конкуренция со стороны самолетов, но первые неуклюжие летающие аппараты тяжелее воздуха уже начали свои полеты.

Who is Danny Shutterstock.com

В те годы, когда полеты самолетов устраивали на ипподромах для ублажения интереса просвещенной публики, когда в воздухе самолеты держались всего десяток минут, уже появились первые энтузиасты от аэронавтики, мечтавшие пересечь Ла-Манш. По мере развития авиации появились и меценаты. Газета Дэйли Мэйл объявила, что первый авиатор, перелетевший на самолете Ла-Манш, получит 25.000 франков.

Деньги делают чудеса! В середине июня 1909 года Юбер Латам на моноплане «Антуанетт» попытался пересечь Ла-Манш. Увы, на полпути отказал мотор… Героя выудили из воды. Приза он не получил.

25 июня 1909 Луи Блерио за 37 минут перелетел Ла-Манш и достиг Англии! И получил все положенные призы и славу покорителя Ла-Манша.

Прошли годы. Прошла Первая мировая война. Самолеты стали намного мощнее. Осталось покорить Атлантику.

Газетный магнат лорд Нортклифф, пообещал 10.000 английских фунтов (примерно $ 50.000) первому авиатору, который «пролетит над Атлантикой в том или другом направлении без посадки и меньше, чем за 72 часа». Поскольку ветры над Атлантикой дуют в основном с запада на восток, понятно, что логичнее лететь из Америки в Европу.

14.06.1919 г. из Ньюфаундленда вылетел самолет Vickers Vimy. Пилотом в нем был капитан Джон Олкок, а штурманом и пр. — лейтенант Артур Браун. Примерно через час у них вышло из строя радио. Лететь из-за облаков пришлось вслепую. Из-за непогоды началась болтанка. Самолет в тучах начал оледеневать. Возникла опасность потери управления и гибели. Артур Браун прошел по крылу летящего самолета, добрался до нужного места и ножом обколол лед, освободив от него управление самолетом и часть бензосистемы двигателя. Затем вернулся в самолет — прошелся по второму крылу. На высоте 2600 метров и скорости около 160 км/час. В облаках. И это ему пришлось повторить 5 раз!

Затем облака поднялись выше, авиаторы увидели землю. Это была Ирландия. Аэродрома они не нашли. Плюхнулись в болото. Атлантику они перелетели за 16 часов и 12 минут. Премию лорда Нортклиффа (чек на обещанную сумму) им вручил министр обороны и авиации Уинстон Черчилль.

Они совершили рекордный перелет, совершили подвиг, получили чек. Но если спросить у людей, кто первым перелетел Атлантику, то большинство ответит: «Чарльз Линдберг».

Как так могло случиться? Первый самолет уже перелетел Атлантику. Но американский миллионер Раймон Ортег уже после этого перелета предложил летчикам из Аэроклуба Америки записаться на трансатлантический перелет с призом в $ 25.000 — первому, кто перелетит из Парижа в Нью-Йорк или наоборот.

Как ни странно, но раскачивались кандидаты довольно долго. Приз был объявлен в мае 1919-го, но только в 1925 году начали записываться кандидаты. Чарльз Линдберг записался туда только в 1927 году. Но, один раз сказав «полечу», он взялся за дело всерьез. Заняв у друзей деньги, 10715 долларов (ох уж эти американцы, у них все — с точностью до доллара!), он попытался купить самолет… Малый опыт вождения самолетов (окончил авиашколу, занимался воздушной акробатикой, недолго водил самолет на почтовой линии между Сент-Луисом и Чикаго) заставлял продавцов отказывать юнцу.

Нет, конечно, есть девиз «Любой каприз за Ваши деньги!», но и антиреклама никому не нужна — «Ах, это та самая фирма, чей самолет пытался перелететь Атлантику и пропал вместе с пилотом? Лучше обратимся в другую». Чарлзу Линдбергу отказали в Колумбийском Авиационном Акционерном Обществе, еще где-то…

Наконец «Райен компани» из Сан-Диего продала Линдбергу одномоторный аэроплан за 10000 долларов. Самолет был маленький, деревянный, корпус и крылья обшиты полотном. Линдберг назвал его «Душа Сент-Луиса».

Чарльз был весь в долгах. Надеяться он мог только на приз за перелет. А в самый канун перелета из Франции в Нью-Йорк на самолете «Белая Птица» вылетел экипаж французов Нэнджессера и Коли. Взлетев из Парижа, они перелетели Атлантику — их видели жители канадского побережья! До Нью-Йорка им оставалось всего ничего (если сравнивать с тем, что они уже преодолели…), приз, казалось, уже помахал Линдбергу ручкой… Но Линдберг полетел все равно.

Сначала, 8 мая, из Сан-Диего в Сент-Луис, затем из Сент-Луиса в Нью-Йорк. Сев в Нью-Йорке, он узнал о жутком скандале, разразившемся в Париже. Там газеты вышли с сообщением об успехе экипажа Нэнджессера и Коли. Потом оказалось, что газету пора было отдавать в печать, известия о том, что Атлантика для экипажа уже позади, казались такими надежными, до Нью-Йорка было так недалеко… Заранее сделанные заготовки статьи о победе Франции над Атлантикой пошли в печать. Читатели расхватывали рекордный тираж газеты о том, как великолепно и помпезно американцы встретили французский экипаж победителей Атлантики.

…А назавтра выяснилось, что самолет пропал. Где-то между Ньюфаундлендом и Нью-Йорком. И никто до сих пор не знает, почему они погибли. Пожар? Авария двигателя в самом конце перелета? Раздосадованные читатели разгромили редакцию обманувшей их газеты.

В обстановке неверия Чарльз Линдберг 20 мая вылетел из Нью-Йорка в Париж. Один. Полет должен был продлиться часов 40 — и уснуть ни на секунду летчик не мог. В статьях о его вылете его назвали «flying fool». Статьи были маленькие, важнейшим вопросом для жителей Нью-Йорка в тот день было — кто из двух боксеров выиграет отборочный матч и будет драться за титул чемпиона мира по боксу с каким-то там Джеком Демпси (он тогда был действующим чемпионом).

Чарльз вылетел из Нью-Йорка на рассвете. В 20:30 пролетел Сент-Джонс на Ньюфаундленде. Далее была Атлантика.

Двигатель не подвел. От обледенения он спасался, опускаясь ниже, чтобы теплый морской воздух растопил корку на крыльях. Много-много часов без сна. Полет по компасу с дополнительной ориентировкой на местности — уже над землей. Пролетел над Плимутом. Нашел устье Сены и, ориентируясь по реке, долетел до аэропорта Ле Бурже, где и приземлился. Перелет Нью-йорк-Париж 20−21 мая 1927 года завершился благополучно.

Далее была — мировая слава, многочисленные турне по странам мира, премии и ордена… Вот только несчастий было тоже более чем достаточно. Судьба его семьи была использована Агатой Кристи в ее романе про Эркюля Пуаро «Убийство в Восточном экспрессе» (семья, погубленная бесчестными преступниками, первый случай киднеппинга в Америке).

Была дружба с высшими лидерами немецких нацистов, был орден от Гитлера, было увольнение из ВВС и была служба летчиком на Тихоокеанском театре военных действий.

И все же… Вспоминая Чарльза Лидберга, люди вспоминают молодого летчика, отважившегося на перелет через Атлантику на одномоторном самолете из дерева и полотна, который без сна вел самолет двое суток. И долетел.

Обновлено 25.10.2017
Статья размещена на сайте 28.02.2015

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Oleg Ilinskyy Читатель 11 января 2018 в 16:51 отредактирован 21 мая 2018 в 12:10

    Очень хорошая и познавательная статья. Жаль Что сейчас мало пишут о истории дальних перелетов первой половины XXстолетия. Да и вообще мало пишут о авиационной истории. А она заслуживает того, чтобы о ней не забывали. Спасибо автору!

  • А летали, летали... Даже фильм был в Голливуде снят, как летел самолет через Северный полюс, а коварные русские...
    А потом у нас наладили транссибирскую трассу - и она оказалась потенциально безопаснее и почти такая же короткая, как через полюс.

    • Игорь Вадимов, перелёт через полюс напоминает высадку на Луну.
      Выходит, что то и другое было сделано "для понтов" - продемонстрировать возможности техники и навигации на неизведанных трассах.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, во времена Чкалова такие перелеты имели "тренировочное" значение.
        А в наше время - просто нет экономических запросов. Кабы из Сибири надо было бы много чего везти в Канаду или южнее, да кабы самолеты были достаточно дешевы... То из, скажем, Норильска в, скажем Нью-Йорк, наверное летали бы регулярно через полюс.
        Экономика диктует свои требования - чтобы подешевле и побезопаснее.

  • Как полезны такие экскурсы в историю покорения расстояний ! Сколько было восторгов и ожиданий от перелёта Чкалова через Северный поюс в Ванкувер ! Почему до сих пор нет маршрутов через полюс из Америки-Канады в Европу?

    Оценка статьи: 5