Пьеса написана о молодых людях, которые остались без работы или в ней разочаровались. Образованные и умные современники оказались не у дел, отчего переживают личный кризис. В обществе таких кризисов много, и оно само находится в глубоком кризисе.
Вадим (Андрей Аверьянов) понимает, что достоин хорошей работы, сильной любви и общественного признания. Но сегодня работает велорикшей. Его друг Саша (Александр Хованский) — безработный ученый, путается в отношениях сразу двух женщин. Он любит учительницу Аню (Елена Плаксина). Но пока та зарабатывает деньги в пионерлагере, за Сашу решает выйти замуж дочь силовика Лена (Виктория Романенко). Девушки познакомились и объяснились. На Сашу обрушились обвинительные претензии. У него нет веры в себя. Кризис разрушил не только планы, но и самооценку.
Героям всего по тридцать лет. Пора быть счастливыми, самостоятельными и благополучными. А пока только памятники Пушкину и Грибоедову имеют свои места в истории. Современные молодые люди свои места потеряли.
О художественных качествах и содержательной актуальности спектакля много говорили в премьерном 2009 году. На седьмом году жизни говорить об этом ни к чему. Спектакль «повзрослел» и несколько отстал от сегодняшних переживаний. Но проходит он с неизменным успехом. Приобрел свои фирменные штампы, визуально-звуковые обороты и художественно-смысловую завершенность. Театральная работа состоялась, находится в хорошей рабочей форме и стала предметом обсуждения, потому что у всего живого бывает смысловая реинкарнация.
Кризис — сложное время. Каждый переживает его, как умеет. Труднее всего приходится с самим собой. Потому что авторитет падает, прежде всего, в своих глазах. Приходится себя уговаривать, сутками ведя занудные оправдательные монологи, почему тебя, такого замечательного, не оценили по достоинству, сократили, выкинули из системы, а не поставили на постамент. Почему тот, кто должен замечать, не заметил, что ты лучший?! Потому что настал такой исторический период. Сам ты ни в чем не виноват…
Сегодня безработица стала более массовым явлением, чем шесть лет назад. Уже никого не удивишь увольнением талантливого пиарщика, неквалифицированным трудом ученого-физика и разочаровавшейся в детях учительницей. Аня устала не от детей, а от унизительной зарплаты. Если зарплата позволяла бы нормально для себя жить, то и дети казались бы сносными.
Спектакль уникален не зорким освещением общественной несправедливости. Он актуален тем, что больше всего раздражает критиков и утомляет зрителей. Мыслительная деятельность растерявшегося человека, ведущего рассеянный образ жизни, как раз и является высоким смыслом существования и долголетия спектакля. Каждый человек в трудное время обращается к себе: «Я ведь в сущности замечательный (или не очень), очень (не очень) уверенный в своих действиях, страшно любящий (ненавидящий) работу, свободный (не свободный) в выборе, достойный (недостойный) любви, сомневающийся всегда (никогда) в своих поступках…»
Разговаривает с собой каждый гораздо чаще, чем это осознает. Как и не осознает ответственности каждого мига своей жизни. Печальные события (увольнение, невостребованность, разочарования) только усугубляют эту ответственность. Способность думать доставляет интеллигентному человеку дополнительные страдания, потому что он прекрасно понимает причинно-следственные связи. Он понимает, что будет дальше, если он сбавит темп и вылетит из системы. А главное, что все усилия, направленные на попытку в системе удержаться, могут быть бесплодными. Или приведут к дальнейшему падению. Очень много знает интеллигентный человек. От знаний, почему-то, жизнь становится не легче.
Вадим пытается просто крутить педали. Он даже создал (профессиональная привычка — создавать) красивую пиар-компанию «педальному бизнесу». И почти сам в нее поверил, но личный кризис живет по своим законам. На глазах у зрителей, пришедших на комедию, образованный рикша делает великое открытие — все люди (созидающие и не созидающие) работают только ради денег. Деньги особенно нужны, когда взять их совсем неоткуда. А когда они есть, то острой нужды в них нет, и не чувствуется особой в них радости. А созидание и талант в погоне за деньгами значения не имеют. Вот и стремись после этого к прекрасному.
Главную тему Александр Галин вложил в мысли и монологи Вадика. Поэт, талантливый пиарщик, успешный карьерист в недавнем прошлом, неожиданно для себя стал никому ненужным. Так произошло и с его другом Сашей. Но именно Вадик водит зрителя по мудреным мыслительным лабиринтам, показывая, как легко в них заблудиться.
Почему высокопрофессиональный, качественно образованный, умный и находчивый специалист не находит работу? Когда произошла ошибка — когда он выбирал вуз? Когда учился на журналиста? Когда в юности писал красивые стихи? Или, может быть, когда родился?!
Пытаясь ответить на вопросы, герои произносят душераздирающие речи, которые делают спектакль вязким. Понятно, всем понравиться невозможно. Да и чужая мыслительная жвачка не всегда пронимает. Зрители и критики замечают: «Слишком длинно и занудно, сколько можно высокопарно ныть?!» Именно столько, сколько нужно, чтобы уговорить себя: «Ты делал все правильно, был на своем месте, талантливо создавал вождей, правильно крутился в свите. Даже думал и жил правильно, как того требовало время. Еще порадуйся, что пережил время успеха, многие классики такое узнали только посмертно. А что время перевернулось с ног на голову — никто не виноват. Стихийное бедствие. Ответственных нет. Спасайся, кто может».
Быстро и внятно объяснить себе — почему остался ненужным, сложно. Потому что нужно привести себе самому такие веские доводы, чтобы проникся сам. Это специальная самоистязающая психотерапия. Этим более двух часов спектакль и занимается. Если кто-то из критиков спектакля знает короткий способ вытащить себя из кризиса, то очень хотелось бы услышать конструктивные предложения — как четко и доказательно объяснить себе, что ничего страшного нет в том, что тебя выкинули; что все, что ты умеешь, никому не нужно; а жизнь при этом прекрасна и удивительна.
Поисками выхода из кризиса занимались все классики и не классики в литературе, драматургии, живописи и любом творчестве. Пожалуй, самый лаконичный ответ нашел Казимир Малевич. Но к «Черному квадрату» художник пришел путем длительного поиска, и квадратов, как известно, было четыре. И не все черные. И до совершенного квадрата были другие несовершенные формы. На ответ на вопрос, в чем смысл происходящего, нужно время.
Спектакль это время у зрителя заимствует. Герои роются в своих душевных дебрях порой очень динамично и комедийно. Вадим, подогреваемый пьянством, самоироничен и остроумен. Он нашел доступ к легкому женскому полу и отчаянно испытывает себя на пошлость. Он понимает, что образ бульварного ловеласа самому скоро надоест, но отчаянные недуги лечат отчаянные средства. Зато избавился от скуки и привычки писать красивые стихи. Вадим увеличивает обороты велотранспорта, разгоняется в своем загуле на максимальную скорость, чтобы убежать от себя прежнего и лишиться тщеславного снобизма успешного менеджера.
Успешность — понятие шаткое, главное, доказать себе, что способен поменять принципы и принять себя нового. И зауважать не за пофигизм, а за твердость новых принципов и отсутствие унылых сожалений о прошлом. Вадим балагурит, расточает обаяние, играет безбашенного забулдыгу и берет в свидетели каменных Пушкина и Грибоедова — они-то знают, что он поэт. А поэты, как известно, часто бывали нищими и непризнанными при жизни.
Вадим смел и труслив, остроумен и пошл, умен и глуп, находчив и беспомощен, циничен и трогателен, беспощаден и добр, расчетлив и расточителен, принципиален и глубоко непоследователен одновременно. Он отказывается от высоких принципов и при этом дорожит ими больше всего на свете. Он наслаждается моментом и заливает его дешевым алкоголем. Он разочарован в женщинах, но готов броситься к ногам одной единственной. Он продал душу зеленому змею, но готов к раскаянию ради чистого чувства.
Вадим настоящий, и абсолютно оправдан нами, попавшими в такое же (или почти) положение, угораздившими родиться в текущий общественно-экономический кризис. Пытающимися всеми правдами сохранить свое внутреннее содержание, зачастую жертвуя внешним. Мы хотим оставаться востребованными, хотим общаться с каменными истуканами, прогуливаясь подшофе по московским бульварам. Мы хотим отчаянно влюбляться вновь и больше жизни бояться потерять прежние чувства. Мы хотим, чтобы наши безработные друзья нашли работу. Чтобы наши смелые чистые люди не гибли на каменном мосту. Мы хотим найти ответы на самые мучительные вопросы и напрягать своими речами слуховые перепонки живым и невредимым знакомым.
Мы хотим ходить в театр, со сцены которого современник рвет душу. Где, также как и мы, он выкарабкивается из личного кризиса, потому что правда обязательно где-то есть. И мы благодарны режиссерам, которые вместе с нами ее ищут. Мы хотим ходить в театр, чтобы убедиться — человек обязательно найдет нужные слова. Любовь обязательно воскресает.
И пусть памятники великим несовременникам, допущенные к нашим тайнам, и впредь таинственно улыбаются — они оберегают нас от крайнего шага в пропасть. Поэты личным примером показали, что сдаваться нельзя. В пропасти ничего нет. А искать себя нужно обязательно. Кризис не достоин того, чтобы ложиться под его плаху…
- Скажи мне, в чём был смысл моей жизни?
- Помнишь, лет в 35, ты был вынужден обедать в дешёвой столовке и тебя попросили передать соль.
- Это был какой-то невзрачный дядька, да, я передал ему солонку.
- Это и был твой смысл.
(из разговора Там)
Когда появляется в головах свой личный постамент? Когда заменяют тебя в тебе, на смысл для них?
Если бы я был на спектакле - ушёл бы в буфет минут через 10.
Вы думаете они стали такими нудными, когда никому не стали нужны? Нет. Так не бывает. Скакал, скакал и раз... Начал подскуливать? Они всегда были такие.
Просто, кому-то надоело ждать свою солонку и им дали выбор (он же кризис). Возможность проснуться.
Оценка статьи: 5
0 Ответить