Александр Смирнов Грандмастер

Как появился и развивался русский иконостас? Часть 2

Естественно, превращение алтарной преграды в огромный сплошной иконостас произошло не сразу. И в самой России не везде одинаково. Развитие иконостаса идет аж до 20 в. Добавляются ряды икон; возникают, а затем устанавливаются некие каноны или правила; складываются традиции.

Valery Shanin , Shutterstock.com

И раз уж мы посещаем храмы, ну хоть иногда, неплохо бы делать это с открытыми, так сказать, глазами. То есть понимая, что, как и зачем здесь устроено. Как ни относись к традициям, а возникли они, по крайней мере, большинство, не на пустом месте. В храме, да наверное, в любом святилище любой религии, все осмысленно, все символично!

А для начала предлагаю очень кратко коснуться собственно устройства традиционного русского иконостаса. Уточню: в условном, «усредненном» виде!

В центре иконостаса расположены ведущие к престолу Царские Врата. Раньше всего на алтарной преграде появляется крест, упоминаемый как минимум в 7 в. Как я понял, не вполне известно, как именно и какие иконы располагались на ранних иконостасах. Это реконструируется примерно, по аналогии с более поздними.

В центре верхнего яруса ставится первая икона — образ Спасителя, с Богородицей и Иоанном Предтечей (деисусный ряд). Затем появляется следующий ряд: изображения святых и двунадесятых праздников (праздничный ряд). И наконец, примерно в 9 в., появляется ряд так называемых «поклонных» икон, устанавливаемых для поклонения народу. В 11−12 в. добавляется храмовая икона.

Русский трехъярусный иконостас первоначально состоял из деисусного, праздничного и пророческого рядов. Есть версия, что пророческий (образы ветхозаветных пророков, возвещающих о будущем рождении Мессии) ряд появляется в 15 веке. В 16 в. появляется праотеческий ряд: Ветхозаветная Святая Троица и праотцы от Адама до Моисея.

В следующем столетии появляются ряды с изображениями ангельских чинов и так называемый «пядничный» — с иконами размером в «пядь». Затем — ряд с изображением страстей Христа (Страстной).

На самом деле абсолютного единства облика иконостасов долгое время не было. Например, местный ряд встречался и в 15, и в 16 в., лишь к 17 веку распространившись повсеместно. Стоит ли удивляться, что облик иконостасов существенно разнился до 20 в.

Ничуть! Ведь и канона как такового не было — складывалась новая, небывалая прежде и свойственная лишь России традиция.

Современный иконостас включает трое врат и пять рядов икон.

Центральные врата — Царские, двое других — северные и южные (ведущие в диаконник и жертвенник). На Царских вратах обычно располагают иконы Благовещения и евангелистов. Над ними — изображение Тайной вечери, на северных и южных вратах — ангелов, пророков или святых диаконов.

Это — местный ряд иконостаса. Возле Царских Врат расположены образы Христа и Богородицы; рядом с образом Христа — храмовая икона. В этом же ряду находятся местночтимые иконы и давшие название ряду.

Собственно, хотя этот ряд является общепринятым, он уникален в каждом храме.

Второй ряд снизу — Деисусный. Очень старый чин, пришедший еще из Византии. Обычно это композиция: Христос в образе Спасителя на троне или главы Небесной Церкви. По сторонам от него — изображения Богоматери, архангелов Михаила и Гавриила, Иоанна Крестителя и апостолов. Здесь же могут помещаться образы святых. Кого именно — зависит от местных предпочтений.

Если в этом ряду по сторонам от Спасителя изображены двенадцать апостолов — ряд называется Апостольским.

Третий снизу — Праздничный ряд. Как несложно догадаться по названию, ряд это Новозаветный, включающий Двунадесятые праздники. Здесь же — изображения Воскресения, Пятидесятницы и Воздвижения Креста.

Четвертый ряд снизу — Пророческий, изображающий пророков, живших после Моисея. В центре — икона Знамение Богоматери.

Пятый снизу — Праотеческий ряд. Праотцы и патриархи, от Адама до Моисея.

И наконец в самом верху — Голгофа, Распятие.

Конечно, иконостасы могут существенно различаться. Думаю, даже из очень поверхностного обзора видно: при наличии безусловного канона, он не абсолютен. Не диктует «от и до», а скорее определяет (пусть и с рядом строгих установлений) устройство иконостаса в общем.

Повторю: это неудивительно. Канон пятирядного иконостаса — изобретение чисто русское, формировавшееся постепенно. А Русь большая! И вести, приказы и тем более традиции распространяются не сразу. К тому же традиции здесь издавна разнятся от одной местности к другой.

Статья размещена на сайте 13.03.2015

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: