• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Осокина Профессионал

Что мы знаем о библиотекарях?

27 мая в нашей стране отмечается День библиотекаря — праздник людей незаметной профессии. Но несмотря на свою скромность, те, кто посвятил себя служению печатному слову, и сами удостоились в литературе немалого количества слов. А вот каких именно — это мы и рассмотрим.

Кадр из фильма «Библиотекарь» www.kinopoisk.ru

Рыцари книги и формуляра в самих книгах выглядят фигурами неоднозначными. Часто их окутывает ореол загадочности, иногда со зловещим оттенком — словно тайны, скрытые в сокровищницах знаний, бросают отсвет (или тень) и на своих хранителей. Герои Борхеса и Брэдбери, Умберто Эко и Стивена Кинга, библиотекари — излюбленные персонажи таинственных и мистических историй.

«Они передвигаются по лестницам и стремянкам на четвереньках и никогда не падают и не оскальзываются. Они превосходно видят в темноте и совершенно теряются при свете дня… У них оранжевые глаза, подведённые блестящими тенями, и ледяные сердца, застывшие в вечном холоде и мраке хранилища». (Татьяна Хильдегарт «Дневник библиотекаря Хильдегарт»)

Да и обиталище их — место непростое, даже жутковатое:

«Библиотека всегда полна опасностей и непредсказуемых вещей. Ты проходишь мимо картотек с новенькими блестящими ящиками и видишь, как из одного такого ящика высовывается серый клочковатый хвост с кисточкой на конце. Видя твой интерес, он успевает в последний момент прикинуться старой тряпкой, забытой уборщицей. Ты облегчённо вздыхаешь, не зная ещё, что это дурной знак. Затем ты огибаешь угол и видишь надпись на очередном каталожном ящике: „Картотека пропавших в читальном зале“». (Т. Хильдегарт «Дневник библиотекаря Хильдегарт»)

Библиотекарей принято считать людьми не от мира сего, причем зачастую не в лучшем смысле. «Пнуть» библиотекаря в литературе позволял себе не один автор, благо тот — существо интеллигентное и обычно неагрессивное, не ответит.

«Иной человек, как говорится, ни к чему не может себя пристроить. Такие никчемные создания обычно поступают на службу куда-нибудь в библиотеку или в редакцию. Тот факт, что они ищут себе заработок именно там… говорит о некоем тяготеющем над ними проклятии». (Карел Чапек «Куда деваются книги»)

«Люди, обслуживающие библиотеку, прикоснулись к книге, к отраженной жизни, и сами как бы сделались лишь отражением живых, настоящих людей». (Исаак Бабель «Публичная библиотека»)

Есть, однако, ситуации, когда от мирного нрава не остается и следа. Если речь заходит о сохранности вверенного им книжного фонда, библиотекари становятся крайне воинственны и непреклонны. Фантазия их достигает гротеска:

«В средние века чтобы уберечь книгу от порчи и пропажи библиотекари писали на ней страшные угрозы: «Если вы похитите или продадите книгу, вас ждет страшный божий гнев. Вы попадете в ад. Будете жевать и выплевывать свой язык, раскаленный как железо. А изо рта у вас будут постоянно выскакивать жабы». (Найдено в Интернете, автор неизвестен)

Сам дьявол не устоит на пути разгневанного библиотекаря:

«В одном из вестфальских монастырей украли книгу из библиотеки. Монахи провели тщательное расследование и пришли к выводу, что книгу унёс нечистый. Больше, по всем признакам, было просто некому. На похитителя завели формуляр, записали туда его преступление и исключили его из библиотеки навсегда. С тех пор книги в монастыре не пропадали». (Т. Хильдегарт «Дневник библиотекаря Хильдегарт»)

И за прошедшие века их натура не изменилась:

«Библиотекари — очень несговорчивая публика; библиотекари бьются насмерть, пока не прольется кровь; всю жизнь проводя среди книг, они соскучились по настоящему и поэтому жаждут крови; я не против, но только пусть это будет не моя кровь, а сегодня они как раз нацелятся на меня, потому что я собираюсь украсть компакт-диск, но это ведь ради доброго дела, когда-нибудь я его, может быть, даже верну, как знать». (Эрленд Лу «Лучшая страна в мире»)

Большинство людей весьма смутно представляет, чем библиотекари заняты на работе. Как однажды сказал мне один читатель, мечтательно закатив глаза: «Если бы я работал в библиотеке, я бы весь день ходил и смотрел на книжки, погруженный в свои мысли». Некоторые понимают, что реальность куда прозаичнее, и не могут сдержать сарказма:

«Обычное представление о жизни библиотекаря не соответствует действительности. По мнению публики, он весь день лазает вверх и вниз по лесенке, как ангелы в сновидении Иакова, доставая с полок таинственные, чуть не колдовские фолианты, переплетенные в свиную кожу и полные знаний о добре и зле. На деле бывает немного иначе: библиотекарю с книгами вообще не приходится возиться — разве что измерит формат, проставит на каждой номер и как можно красивей перепишет на карточку титул… после чего служитель унесет книгу и засунет ее на полку, где ее никто никогда не тронет». (Карел Чапек «Куда деваются книги»)

Станет ли неожиданностью тот факт, что библиотекари, эти сдержанные немногословные существа, тоже способны веселиться?

«В конце мая есть ещё один праздник — день библиотекаря. Но о нём никто не знает — что очень обидно, между прочим. Вот если бы этот день праздновали как день десантника или день пограничника — небось все бы о нём узнали. А что? Пьяные в дым библиотекарши с перекошенными очками на блестящих от возбуждения носах вываливаются из своих библиотек и начинают орать непристойные песни („Поступайте, дуры, в институт культуры“, „Каталог мой, каталог, алфавитный каталог“ и т. д.) и избивать всех потенциальных читателей пыльными инвентарными книгами… Из окон библиотек летят изодранные в клочки формуляры и каталожные карточки… В библиотечных дворах сложены костры из „Казуса Кукоцкого“ и „Кода Да Винчи“… Вокруг них пляшут тётки в синих чулках и с лицами, раскрашенными синей глиной… Все не-библиотекари тихо сидят по домам и не высовываются — особенно с наступлением темноты. Разве не прекрасно? По-моему, изумительно». (Т. Хильдегарт «Дневник библиотекаря Хильдегарт»)

По-моему, тоже. Не стану утверждать, что в бытность мою библиотекарем наши праздники выглядели именно так… Но чем-то это описание неуловимо их напоминает.

И все же, несмотря на все предубеждения, библиотекари — фигуры светлые. Их души трогательны и бескорыстны. Их назначение — быть хранителями. Их призвание — вносить толику порядка в наш хаотичный мир.

«Ведь формы жизни, более развитой, чем библиотекарь, просто не существует». (Терри Пратчетт «Наука Плоского мира»)

Статья опубликована в выпуске 27.05.2015
Обновлено 23.05.2024

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Библиотекари должны опираться в своих знаниях и интересах не на фантазию, а на реальные интересные факты, а то библиотеки, в место храма науки и знаний превратились в консультационные центры, развлекательные учереждения.... ЭТО МОЁ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ, исходя из общения в педагогами и библиотекарями на экскурсиях, дети элементарных знаний не имеют, живут в иллюзорном мире.

  • Наталья, мне непонятно, как в рамках одной статьи ее автор умудряется высказывать два одновременно противоречащих друг другу тезиса. Сначала вы даете цитату (прямо скажем, фееричную): "Пьяные в дым библиотекарши с перекошенными очками на блестящих от возбуждения носах вываливаются из своих библиотек и начинают орать непристойные песни („Поступайте, дуры, в институт культуры“, „Каталог мой, каталог, алфавитный каталог“ и т. д.) и избивать всех потенциальных читателей пыльными инвентарными книгами… Из окон библиотек летят изодранные в клочки формуляры и каталожные карточки… В библиотечных дворах сложены костры из „Казуса Кукоцкого“ и „Кода Да Винчи“… Вокруг них пляшут тётки в синих чулках и с лицами, раскрашенными синей глиной… Все не-библиотекари тихо сидят по домам и не высовываются — особенно с наступлением темноты. Разве не прекрасно? По-моему, изумительно». (Т. Хильдегарт «Дневник библиотекаря Хильдегарт»). И с подобным представлением о библиотекарях вы соглашаетесь, смотрите сами, цитирую вас: "По-моему, тоже... Но чем-то это описание неуловимо их напоминает".
    И завершаете статью тезисом о том, что библиотекари - светлые души!?
    Вы вообще-то определитесь, какой из этих "образов" вы считаете более реальным и узнаваемым лично для вас!

    И еще вопрос: а такой подбор цитат из худ. лит-ры вы сами сознательно составили? Тогда с какой целью? И про чулки синие вспомнили, и зачем-то весь ведьменьский набор приплели. Я понимаю, в худ. лит-ре могут даваться разные образы этих странных, не от мира сего женщин, но вы-то как представитель этой профессии вполне в курсе, что эти женщины могут быть такими же прагматичными, весьма практичными, умными и проницательными, милыми и душевными, в общем, разными, как и женщины других профессий - учителя, воспитатели , врачи, бухгалтеры. Никогда не слышала о библиотекарях сразу в одном месте столько гадостей! Как нужно ненавидеть свою профессию, чтобы так расставить акценты и приоритеты в цитатах о библиотекарях!
    Если уж вы взялись насобирать со всего света все негативные высказывания об этих скромницах, так приведите и такое же количество положительных образов, чтобы как-то приблизиться к объективности!

    • Ева Карий, представления о библиотекарях у людей противоречивы и своеобразны. Это я и показала, собрав вместе разнородные цитаты. Здесь принципиально нет какого-то единого взгляда — да, именно противоречащие друг другу, потому что так по-разному нас и воспринимает почтеннейшая публика. Что в этом может быть непонятного-то)

      Фееричная (ещё бы!) цитата, которая так вас возмутила — про "тёток в синих чулках" — она из книги, написанной профессиональным библиотекарем, и написанной с большой любовью к своей профессии. Я вижу эту любовь, пусть она выглядит не очень привычно, потому что я была по ту сторону библиотечной кафедры и все эти образы, эмоции и самоирония мне близки и понятны. Так же как, думаю, и всем "нашим": насколько я видела в соцсетях, библиотекари и близкие к этой профессии люди от этой книги просто в восторге. И кстати, вот на эту мою статью я тоже встречала немало ссылок от библиотекарей, которые комментировали её вполне довольным тоном.
      Так что вам незачем защищать от меня наше племя) Те, кто в теме, не увидели здесь ненависти. Совсем наоборот.

      Да, светлые души, но не так просты, как может показаться — вот такой реальный и узнаваемый образ.
      Скромницы, говорите? Ну… вообще-то по-разному бывает) Вот он, штамп, один из многих.

  • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 11 мая 2016 в 08:01 отредактирован 11 мая 2016 в 08:02 Сообщить модератору

    Библиотекарь – древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет. Первыми библиотекарями были писцы, составлявшие собрания глиняных табличек. Исключительно мужская профессия. Библиотекарями в свое время работали многие известные личности.
    1. Бэр Карл Максимович (1792-1876) - сочетал с активной работой в течение 27 лет в качестве директора Иностранного отделения Библиотеки Академии наук - в просторечии БАНя, которой я активно пользовался в бытность аспирантом в Ленинграде.
    2. Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) - В его подчинении был Веймарский театр и библиотека. Большое внимание Гете уделял библиотеке: комплектовал ее, ездил на книжные ярмарки и аукционы, выбирая нужные для библиотеки издания. Очень занятой, но обязательный человек, он объездил библиотеки соседних городов, чтобы ознакомиться с их устройством, с их фондами. С 1809 г. он стал создавать в библиотеке Музей книги.
    3. Гримм Якоб (1785-1863) - проработал в библиотеках более 30 лет, совмещая эту работу с исследовательской и преподавательской. Можно сказки писать.
    4. Дьюи Мелвиль (1851-1931) – автор «Десятичной классификации», выдающийся американский библиотекарь и библиограф. В 1887 г. при участии М. Дьюи в библиотеке Колумбийского университета была создана первая библиотечная школа. Впервые в истории библиотечного дела допустил женщин к работе в библиотеке, обратив внимание на то, что женщины отличаются чертами характера, крайне необходимыми библиотекарю.
    5. Кант Иммануил (1724-1804) – в течение 15 лет Кант служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке. Можно и философией заниматься.
    6. Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – дослужился до должности заведующего Русским отделением Императорской Публичной библиотеки.
    7. Лобачевский Николай Иванович (1792-1856) – В 1819 г. ему было поручено привести в порядок университетскую библиотеку. С 1825 г. по 1835 г. он исполнял должность библиотекаря даже тогда, когда стал ректором.
    Можно продолжить.

    Кстати каждый активный ученый - сам себе библиотекарь. Я, работая на Дальнем Востоке, создал собственную библиотеку статей по мессбауэровской спектроскопии горных пород и минералов - путем рассылки "попрошаек", так как иностранной литературы в Хабаровске не было.

    • Николай Аблесимов, спасибо за подробный список)
      Лобачевский, кстати, был нашим, казанским библиотекарем) Говорят, что своей должностью он очень гордился, и уже будучи ректором университета представлялся в первую очередь как библиотекарь.

  • Можно басенки пописать как Крылов "В 1812 становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славянорусского словаря".
    А также статьи в "Школу жизни".

  • Большинство библиотекарей недовольны своей работой, поэтому производят впечатление злобных теток, но не все такие.Есть довольно милые бабушки, напоминающие сказочных персонажей.

    Оценка статьи: 5

  • Александр Андреев Читатель 14 июня 2015 в 01:15 отредактирован 26 мая 2018 в 12:56 Сообщить модератору

    Не думал, что такая статья достойна долгого обсуждения.
    Для справки: этот день надо называть "День библиотечного работника". Дело в том, что библиотека - информационное учреждение. Там работают специалисты разного профиля: те, кто занимается комплектованием, описанием изданий (каталогизацией фонда), хранением, реставрацией, обслуживанием читателей (выдачей, абонементом и библиографией). Кроме непосредственно работающих с книгой, микрофильмами, журналами, газетами, СД и пр., там работают и инженеры, технические работники, уборщики, буфетчики и пр. Они все достойны называться библиотечными работниками только потому, что работают на специфический контингент, в особых условиях. Жаль, что у Вас обсуждается "толстая тетка"! А "бывших" учителей не бывает! Не обижайтесь!

  • Библиотекарь - это таинственный советский термин, таящий в себе букет из запаха бумажной плесени, звенящей тишины пустого помещения и солнечных бликов от стекол очков толстых женщин бальзаковского возраста))

    • Артем Сержко, таинственный советский термин звучит конечно забавно) но этот "термин" появился задолго до советского времени.
      Кстати, когда я работала в библиотеке, большинство из нас, библиотекарей, были очень молоды, почти все — тощи как жерди и вдобавок весьма эксцентричны). А звенящую пустоту всегда были готовы заполнить дружественные посетители, даже если они не нуждались на данный момент в книжках.

  • Статья полная ерунда. И что вы там за книги цитируете? Абсолютно ничего нового, полезного и интересного.

    • Сева Татарский Сева Татарский Дебютант 13 июня 2015 в 16:57 отредактирован 13 июня 2015 в 16:58 Сообщить модератору

      Алла Маркович, полегчало?

      Я смотрю, в дальневосточных педучилищах с литературой напряг. И что это за книги они здесь цитируют? Во незадача, ничего нового, ни одной знакомой буквы!
      А может, всё дело в переводе? Опять неточный?

      Оценка статьи: 5

  • Сева, не пыли!

  • В моем детстве библиотекарь выглядел строгой женщиной, задающей сложные вопросы. Библиотека мне нравилась, а вот библиотекарь - нет. Теперь я знаю на сколько сложна работа библиотекаря. У них есть правило: "Каждая книга должна найти своего читателя, а каждый читатель свою книгу". Думаю, что это объясняет и сложность их работы, и самоотверженность, и интеллектуальный уровень. А статья - поверхностная. Я поставил троечку. Не обижайтесь!

  • Лидия Богданова Лидия Богданова Читатель 27 мая 2015 в 15:03 отредактирован 27 мая 2015 в 15:06 Сообщить модератору

    Здорово, как вы славно написали о библиотеках и о библиотекарях. Я в детстве очень любила ходить в библиотеку и много читала. Атмосфера библиотечная очень завораживает меня, это ощущение как входишь в хам божий, а библиотекари это святые люди, с горящими глазами. Я знаю одну женщину с библиотекарским образованием и проработавшую много лет по своей профессии, так вот, несмотря на то, что она уже давно там не работает, она до сих пор удивляет меняя своей духовностью, добротой и искренностью, я ей постоянно в любви признаюсь. Мы с ней знакомы уже больше 20 лет и познакомились именно в библиотеке и подружились. Надо ее поздравить обязательно, спасибо, что напомнили, хотя я ее и так не забываю, но думаю ей мое поздравление будет очень приятно, а лучше вообще, рвану к ней сейчас в гости, это такой человек, к которому можно приехать экспромтом с тортиком и шампанским и она будет рада. Всех людей связанными с библиотеками и, библиотекарей в первую очередь, с праздником, жаль, что библиотеки выходят из моды, очень жаль

    Оценка статьи: 5

  • Увы, в настоящее время библиотекари, как и учителя - не рыцари книги, хранители знаний. В глазах многих они - чмо и лохи (простите мне мой французский). И даже если нет, то неудачники, слабаки, чудаки. (Я сам бывший учитель-)

    А очень жаль... хотя, чего жалеть тех, кто так считает?

  • И я читал несколько книг,
    Я знаю радость печатного слова,
    Но сделай шаг - и ты вступишь в игру,
    В которой нет правил.


    Библиотекарь, действительно, фигура таинственная и мистическая. С детства я был уверен, что библиотекарь знает всё. Нет, не потому, что она окружена этими бесконечными лабиринтами книг, которые, конечно же , знает наизусть. Когда она смотрела мне в глаза, я был уверен, она всё знает про меня. Она точно знает, что книгу, которую я возвращал, я не читал. Именно поэтому, она, таинственно улыбнувшись, спрашивала, что мне понравилось больше всего. И я никак не мог понять, как она это делает.
    С праздником вас, хранители всех тайн!

    Оценка статьи: 5