Мэттью Беллами, лидер MUSE:
«Это странно звучит, но я не знаю, откуда появляются некоторые из наших музыкальных идей. Очевидно, они исходят из глубины моей личности, но иногда даже я не понимаю, как я придумываю их, и по правде говоря, я действительно не хочу выяснять. Я боюсь, что, если я найду на это ответ, я потеряю дар сочинительства.
…Сначала я сочиняю музыку, а потом пою под неё то, что чувствую. Я никогда не пишу стихов отдельно от музыки. Слова часто придумываются совершенно наобум".
Несмотря на сказанное, лирика MUSE не такая уж и абстрактная. При этом Беллами волнуют не только любовные переживания (хотя куда уж без них), а — ни много ни мало — будущее человеческой цивилизации и мироздания. В песнях группы можно найти полный набор страхов современного человека: угроза Третьей Мировой войны, тотальный контроль над личностью, стремление США превратить мир в глобальный муравейник, тайные и циничные «игры» западной элиты, которая давно дискредитировала понятие демократии (Мэттью именует её «демонократией»).
Порою рассуждения на эти вполне очевидные темы заносят автора на территорию конспирологических и спекулятивных теорий. Но не стоит требовать от деятеля искусства многого. Его цель — улавливать нерв эпохи и транслировать эмоции. С чем MUSE успешно и справляются…
При всей любви к этой группе я заметил, что предпочитаю слушать их песни небольшими порциями. Истошный фальцет Беллами на фоне воющей гитары может быстро утомить — чисто физиологически (хотя, может, я старею). Из-за депрессивного звучания MUSE так долго сравнивали с RADIOHEAD, что Беллами это стало просто бесить.
Но, думаю, без влияния явно не обошлось. В 1994 году, когда RADIOHEAD уже гремели по всей Британии, группа MUSE (рус. МУЗА) только образовалась. Произошло это в тихом провинциальном городке Тинмут, благодаря трём школьникам — Мэттью Беллами, Крису Уолтенхолму и Доминику Ховарду.
Окончив школу, Беллами отправился колесить по Европе. Собственно в Греции он и написал первый хит MUSE — «Muscle Museum» (недаром, по словам Мэттью, песня звучит, «как греческая свадьба»). Впрочем, ничего «свадебного» в настроении песни не было. Беллами пел о старом конфликте между телом и душой, когда части твоего существа хотят разного и в итоге не дают друг другу сделать ни того, ни другого.
Жалостливый тон песни хорошо отражён в клипе Джозефа Кана, где жители комфортного и «счастливого» пригорода постоянно плачут, при этом в самых заурядных бытовых ситуациях — во время вождения, за едой, чистя зубы… У группы клип восторга не вызвал, а вот режиссёр считал его одной из лучших своих работ.
Ну, а при чём тут «Мышечный Музей» — спросите вы. Да ни при чём! Беллами так долго не мог придумать для песни подходящего названия, что в итоге просто открыл словарь, нашёл родное слово «muse» и взял «обрамляющие» его слова «muscle» и «museum».
«Muscle Museum» стал первым синглом группы, которому удалось пробиться в заветный ТОП-40 Британии (№ 25). Заслуженный успех снискал и следующий сингл — «Sunburn» — с волнующим фортепианным пассажем (№ 22). Ну, а дебютный альбом «Showbiz» (1999) и вовсе стал «золотым».
Два сингла со второго альбома — «Plug in Baby» и «New Born» — ещё более укрепили авторитет группы. Они чуток не дотянули до ТОП-10, зато зарекомендовали Мэттью как оригинального гитариста и сочинителя весьма запоминающихся риффов. Любовная лирика этих песен, по словам автора, была замешана на страхе перед «расчеловечивающими» бездушными технологиями, где «тело не важно, и все соединены в одну сеть».
Полноценно отразить эту идею в клипе «Plug in Baby» опять-таки не удалось — вместо задуманных человеческих конечностей, ползающих около музыкантов, режиссёр изобразил женщин-андроидов с торчащими из тела щупальцами.
Об интересах Беллами свидетельствовало и название альбома — «Origin of Symmetry» (2001), почерпнутое из книги по теории мироздания, где была глава «Теория происхождения симметрии».
Следующий альбом — «Absolution» (2003), по моему мнению, один из лучших альбомов MUSE — вывел группу на вершину британского хит-парада, а песне «Time Is Running Out» удалось пробиться в ТОП-10 среди синглов.
Хотя лирика композиций ещё весьма расплывчата, названия говорят сами за себя. «Butterflies and Hurricanes» («Бабочки и ураганы») отсылает нас к математической теории хаоса, где утверждается, что в неустойчивой системе малейший толчок способен привести к глобальным последствиям (образно говоря, трепет бабочки может вызвать ураган). По версии Беллами, это вселяет уверенность в возможность одного обычного человека изменить целый мир.
В песне же «The Small Print» («Мелкий шрифт») поётся о неком договоре (с Дьяволом?) и том самом тексте «мелким шрифтом», который ленятся читать, подписывая документ, и в котором заключён весь подвох.
Придать песням новые оттенки восприятия помогают и клипы. Особенно ярким стало видео к красивой и грустной «Sing for Absolution» («Петь во прощение»). Мы видим, как космический корабль с MUSE на борту улетает с замерзающей планеты на поиски нового пристанища. Преодолев множество испытаний, корабль приземляется на планету-пустыню, которая оказывается… бывшей Землёй (в руинах города явно узнаётся Лондон).
Тут стоит отметить, что Беллами — сторонник теории экзогенезиса (или панспермии),
Альбом «Absolution» окончательно перевёл MUSE в разряд «звёзд» британской рок-сцены, поэтому нового релиза ждали с плохо скрываемым нетерпением.
Но об этом — в следующей статье…
Для пытливых и любознательных:
читать дальше →
0 Ответить