Марк Блау Грандмастер

Реют ли нынче над волнами алые паруса?

В начале 1960-х годов в Советском Союзе стало очень популярным слово «Бригантина». На главной молодёжной радиостанции «Юность» Юрий Визбор спел песенку про бригантину, которая поднимает паруса.

Бригантина поднимает алые паруса Источник

Песенку эту написали еще до Великой Отечественной войны поэт Павел Коган и композитор Георгий Лепский. Исполнение же Ю. Визбора обеспечило «Бригантине» долгую вторую жизнь. Любители походной романтики и песен у костра под гитару почитали Ю. Визбора. С другой стороны, исполнение песенки по Центральному радио означало, что в определенных пределах для молодежи романтика дозволялась.

Приблизительно в те же годы воскресили для широкого читателя творчество Александра Грина. На экраны вышли «Алые паруса», красивая киносказка про красивую любовь, разыгранная красивыми актерами. И «Алые паруса» стали спорить по своей популярности с «Бригантинами». Даже парфюмерный комбинат в городе Николаеве назвали этим романтическим именем. Кстати, в ассортименте его продукции были духи «Бригантина».

«Бригантинами» стали повсеместно называть молодежные кафе, клубы самодеятельной песни, пионерские лагеря, кинотеатры и гостиницы. Песня «Бригантина» почти что стала гимном возникающего движения самодеятельной песни. Ее пели, не слишком задумываясь над красивыми словами. Большинство из поющих вряд ли отличили бы свой символ веры, бригантину, среди множества других парусных кораблей.

А посему — ликбез. Для начала расскажем, что такое бригантина.

Бригантина — это двухмачтовая шхуна. То есть небольшой корабль. Экипаж бригантины насчитывал не более 50 человек. На передней мачте, т. е. фок-мачте, у бригантины стоят прямые паруса. На задней же мачте, на гроте, — паруса косые. Прямые паруса улавливают много ветра, потому что стоят перпендикулярно оси судна. А вот косые паруса стоят параллельно оси судна. Они позволяют паруснику лавировать, то есть двигаться под значительным углом к направлению ветра.

Что получаем в результате? Легкое, быстрое и маневренное судно. Мечту морских разбойников.

Бригантина и была пиратским судном. Уже в 13-м веке эти корабли появились на Средиземном море. Вооружен кораблик был слабо, несколькими пушками небольшого калибра. Зато бригантины легко догоняли большие и тяжело нагруженные купеческие корабли. Абордаж, драка, грабеж — и вот уже пиратский корабль улепетывает с добычей, подняв все паруса.

Если же ветра не было, матросы брали в руки весла. На бригантине было от восьми до двенадцати пар весел. Когда корабль двигался на веслах, паруса спускали, чтобы не тормозили движения. Мачты же попросту клали на палубу. Возможность быстро спрятать мачты с парусами была полезна, если бригантина скрывалась в прибрежных бухтах.

Каково происхождение названия «бригантина»? Происхождение у него итальянское. Слово «brigantino» означало «разбойник, пират».

Не мудрено, что слово это итальянское. Известным гнездом пиратов было Адриатическое море, в частности, многочисленные бухты и заливы в Иллирии и в Хорватии. Эти ребята «охотились» на корабли, шедшие из Венеции в Стамбул и в Каир.

Пиратские бригантины выходили на разбой и в 15−17 веках у берегов Северной Африки. То и дело пиратов оказывалось слишком много, а их нападения на торговые суда становились серьезной помехой судоходству. Тогда какая-нибудь большая держава приводила свой флот и на пиратов устраивали охоту. Пойманных бандитов судили на месте и безжалостно убивали. Последний удар по пиратам Туниса и Алжира нанесла в 19-м веке американская эскадра, пришедшая для этого из-за океана.

Бригантины с немного измененной оснасткой хорошо прижились в американских колониях. Ими пользовались не только пираты (в частности, пираты Карибского моря). Легкие и маневренные бригантины служили для разведки, связи и для сопровождения. Они также использовались для быстрой перевозки грузов. Поскольку грузоподъемность бригантин была в пределах от 50 до 200 тонн, большие партии грузов они перевозить не могли. Зато мобильность у этих небольших шхун была хорошая. Они могли даже заходить на мелководье.

В 19-м веке парусному флоту пришел конец. Это, конечно, не значило полное исчезновение парусников. Их продолжали строить, используя для перевозки грузов и для обучения молодых моряков.

Морской легендой стала последняя «настоящая» бригантина. Ее построили в 1911 году на верфи в немецком городе Браке, неподалеку от Бремена. Корабль получил имя «Фридрих», поскольку его владельцем и капитаном был Иоганн Фридрих Кольб. При последующих продажах бригантина каждый раз меняла имя. Один американец даже хотел превратить корабль в пивную, но его план не удался.

В 1973 году группа энтузиастов, любителей старых кораблей, решила восстановить бригантину в прежнем виде. После восстановления ее назвали «Eye of the Wind» («Глаз ветра»). В 1978 году бригантина совершила свое первое кругосветное плавание. Второе кругосветное плавание, по маршруту капитана Френсиса Дрейка, «Eye of the Wind» совершила в 1979 году. На ее борту была команда, члены которой прибыли из 28 стран. Это путешествие проходило под покровительством принца Чарльза, и на флагштоке корабля развевался королевский вымпел.

«Eye of the Wind» оказалась очень красивой и киногеничной. Ее сняли по крайней мере в четырех фильмах о морских приключениях.

В 2000 году корабль приобрел датский бизнесмен. Новый хозяин полностью восстановил первоначальный вид бригантины и убрал современную систему управления парусами. В 2009 году «Eye of the Wind» приобрела немецкая медиагруппа FORUM. Бригантина, которой в 2011 году исполнилось 100 лет, используется сейчас как учебное судно. Любой человек, даже не имеющий опыта дальних морских плаваний, может получить этот опыт на борту старой доброй бригантины, которая в год своего столетия получила право ходить под красными парусами.

Так что если на фоне ослепительно голубого неба и темно-синей воды вы вдруг увидите корабль под алыми парусами, верьте глазам своим. Сказка иногда сбывается. Не часто, но сбывается.

Статья размещена на сайте 17.07.2015

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вообще то есть спасательные лодки, шлюпы, боты, плоты
    И на лайнере бот может быть по размеру больше бригантиночки

    Оценка статьи: 5

  • Я boater (правда, на своей лодке дальше 30-40 миль от берега не уходил). Каких только цветов паруса не бывают. Кажется, только черных не видел.
    Утверждение, что красные паруса - сигнал лодки, терпящей бедствие, - абсурд. Никакой парусник не будет таскать с собой запасные паруса на случай emergency.
    Наберите в Гугле "Red Sail" images.

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Иванович Пресняков Владимир Иванович Пресняков Читатель 22 июля 2015 в 00:58 отредактирован 22 июля 2015 в 00:59

      Владимир Радченко, описал это Конецкий в романе "Среди мифов и рифов", всю жизнь проплававший юнгой, штурманом, капитаном, капитан-наставником. Автор собрания сочинений в 4 и 7 томах, в том числе "Соленый лед", сценарист "Полосатый рейс", "Путь к причалу" "33"
      Вы счистаете себя более сведущим, чем он?

      Оценка статьи: 5

      • Г-н Пресняков,
        В мореплавании уже давно существуют писанные правила и законы. И корабли, бороздящие водные просторы, следуют этим правилам и законам. Поэтому Вам очень легко доказать мне, что красные паруса это сигнал бедствия. Найдите это в sailing laws and regulations (International Sailing Federation, Coast Guard Regulation etc.) Когда Вы это найдёте и покажите мне, я с радостью откажусь от своих слов, что красные паруса сигнал бедствия - абсурд. Если Вы этих правил и законов не найдёте, то это Ваше (или этого автора) утверждение обычные морские байки, которых тысячи, как нароимер, запрет приносить бананы на борт.

        Оценка статьи: 5

  • Да, статья конечно интересная, но как то мне не нравится сравнения фрегата с пиратами, а красный цвет парусов с бедствием. Нет, "Алые паруса" - это всего лишь красивая сказка в любовь, которую ждут и находят, как наша Ассоль. Так пусть "Алые паруса" будут просто символом любви

  • Гертруда Рыбакова Гертруда Рыбакова Грандмастер 21 июля 2015 в 21:35 отредактирован 21 июля 2015 в 21:35

    Корабли с алыми парусами до сих пор волнуют людей, особенно молодежь. В Петербурге ежегодный праздник выпускников школ называется "Алые паруса" и кульминацией праздника является проход по Неве фрегата с алыми парусами, роль которого последние 4 года выполняет шведский бриг "Тре Крунур", за немалые деньги приходящий сюда из Швеции. А вот в Хьюстоне я сама видела и сфоторграфировала еще в апреле 2007 года небольшую шхуну с алыми парусами, и никакого бедствия это судно не терпело.

    Оценка статьи: 4

  • Статья понравилась. Не знал про такой парусник. Написана толково, легко читается. О цвете парусов можно спорить. В старину они преимущественно были белыми. Но пираты ставили и черные. Рыбаки порой оснащали суда бледно-коричневыми. Четких правил о цвете парусов на флоте не было. Про алые еще в детстве читал у Грина. Но думал, что там просто писательская выдумка.

    Оценка статьи: 5

  • Марк Блау, (на флоте= палка для измерения глубины синего цвета ) При чем тут связь бригантины и алых парусов? Если на бригантине не спасаются, она не имеет права вооружатьься алыми парусами (а так же кумачовыми, розовый, червленый, багровый, ярко-розовый, кошенилевый — ярко-красный, слегка малиновый. Куропаткины глаза — светло-красный цвет. Магово-гуляфный — красно-розовый. Маджента
    ализариновый.)
    ВСЕ, увидев что то с красными парусами, ОБЯЗАНЫ тут же кинуться СПАСАТЬ. Так что что то с алыми парусами позорно бедствующее, умоляющее о спасении. Это не касается полярного флота.

    Оценка статьи: 5