Борис Рохленко Грандмастер

Роуз Хартвелл, «Угловое окно ломбарда». Что в ломбарде можно купить?

Роуз Хартвелл (1861−1917) — американская художница. Родилась и училась в штате Юта (США), первыми ее учителями были хорошо известные в Юте художники Джеймс Тейлор Хартвуд и Джон Виллард Клаусон. С их благословением и поддержкой она поехала в Париж, поступила в Академию Жулиана, передовое в то время художественное учебное заведение, куда принимали и женщин.

После восемнадцати месяцев путешествия по Италии она впервые участвовала в парижском Салоне в 1903 году.

В музее искусств Brigham Young University, который располагается в ее родном штате, собрано около пятидесяти ее работ: портреты, пейзажи, бытовые сценки. В основном это картины допарижского периода. Одна из таких картин — «Угловое окно ломбарда».

…Зимний день, за окном лежит снег, довольно сильный мороз (на стекле — небольшая наледь, на улице минус 25−30 градусов). Солнце едва пробивается сквозь облака.

Ломбард в бедняцком квартале: видны невнятные очертания домов совершенно невыразительной архитектуры.

Дела идут, скажем прямо, плоховато. Кто идет в ломбард? Люди, у которых от прежних времен остались какие-то вещи. Идут от нужды: нет работы, нет денег. Иногда закладывают: берут деньги в надежде через какое-то время выкупить вещь. Иногда сдают на комиссию: если продается — хозяин вещи получает часть продажной цены, часть (20−30%) получает хозяин ломбарда. Иногда предлагают владельцу ломбарда купить вещь. В этом случае цена покупки — половина от цены на витрине.

Вот это «богатство» выставил на обозрение хозяин ломбарда. Витая золотая цепь когда-то украшала чью-то шейку. Серебряные часы — большие, тяжелые — скорее всего покоились в кармане жилетки делового человека средней руки. Рядом — большой медальон на цепочке, в былые времена он украшал чей-то внушительный бюст. И самый ценный экспонат из часового семейства — золотые часы с откидной крышкой, отблеск прошлого благополучия.

На подоконнике — большая индийская ваза. Возможно, ее привезли из Индии, она украшала большой дом, а сейчас ждет заезжего покупателя. Рядом с вазой — россыпь недорогих монет. Одна из них — с центральным отверстием, приехала или из Китая, или из Японии. Из кожаного футляра выглядывает театральный бинокль — след интеллигентной жизни в большом городе. Продается за ненадобностью: и театра нет, а если бы и был — не на что купить билет. Будет кому-то игрушкой. Красное коралловое ожерелье, лорнет, металлическая солонка с интересным рисунком, простенькая стеклянная ваза, бронзовый подсвечник.

Красная бархатная коробочка выстлана белым атласом, она открыта, но что в ней — не видно, вероятно, ожерелье, может быть — серьги.

Ярким пятном выделяется громадная раковина наутилуса: кто-то привез из южных морей.

Подоконник узкий, часть экспонатов лежит на лавочке возле окна, часть стоит на столике. Еще три большие раковины (не такие интересные, как наутилус, но все-таки), горшок (видимо, несовременный), фаянсовый глазурованный кувшин с длинным горлом и рядом с ним — замысловатый предмет (похоже, что его родина — Китай).

Еще одно яркое пятно — затейливый фонарь, произведение местного умельца. Может быть, когда-то он освещал крыльцо, может быть, он — остаток театрального реквизита…

Бедная витрина, бедный ломбард, бедная жизнь…

Обновлено 30.10.2015
Статья размещена на сайте 27.10.2015

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо, но меня хватает только на то, что само плывёт рядом, мои интересы поверхностны и ограничены в диапазоне.

    Оценка статьи: 5

  • А мне нравятся описания увиденного на картине. Я тоже расписал, что я увидел на картине "Берег Сены" Клода М. в блоге. Описание углового окна тоже ввело меня в обстановку бедного ломбарда.
    Я не раз ругал подборки современных художников за общее поползновение в фотографичность до того, что не отличить одного от другого. Угловое окно тоже прописано досканально, но это живопись, а не аля-фото.
    Автору "заявка" пройтись по современным художникам и выложить 3-5 работ разных художников с заданием найти 10 отличий в стиле, а также определить, сколько авторов этих картин.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, спасибо за комментарий. Что касается Ваших пожеланий: к сожалению, работы современных авторов даются в их блогах или на их сайтах в очень маленьком разрешении. Их невозможно рассмотреть во всех деталях и представить читателю четкие фрагменты. Кроме того, на воспроизведение этих картин в "ШЖ" требуется персональное разрешение фотографа (как правило, это требует денег). Вот две причины, по которым я даже не рассматриваю современных авторов (за исключением тех, с кем я знаком лично). Когда после смерти автора произведения пройдет 100 лет, его работы появятся в свободном доступе (и то не всегда).

      • Борис Рохленко, я смотрю регулярно и без проблем большие подборки разных , но одинаковых по стилю совр. художников с хорошим разрешением на сайте МирТесен и др.
        Каких усилий стоят эти подборки, не знаю. Хотелось бы, чтоб и Вы их просматривали и давали оценку.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, спасибо за пожелания. Но меня как-то больше интересуют художники 17 века. Когда они закончатся - перейду на более поздние века. Когда - большой вопрос. Их - необозримо много. И открываются они далеко не сразу.

          Если Вас интересует: на сайте http://artspecialists.blogspot.co.il/ я публикую перевод каталога выставки "Вермеер и Дельфтская школа", которая состоялась в 2001 году. Огромное количество материала!

  • Из года - в год, практически в каждой статье автор рассказывает что изображено на картине. Неужели мы все такие тупые, что сами не можем это увидеть?

    О чем статьи, Борис Рохленко?.. О прекрасном?

    • Вячеслав Старостин, прежде всего, я никого из своих читателей никогда не считал тупыми. О чем статьи? О художниках, как таковых, об их мыслях, об их жизни. Нет смысла пересказывать в статьях уже опубликованные факты, если для них нет другого освещения. Поэтому за кадром остаются (в данном случае) жизнь художницы, ее тревоги и заботы, ее психологическое состояние. Прочитать картину как кусок биографии - то, что я хочу донести до читателя.

      Что касается рассказов об изображенном - вам известно, что зритель видит прежде всего яркие пятна, потом начинает рассматривать детали. И не факт, что он их увидит все. Я пытаюсь показать мельчайшие подробности. Что есть - то есть: технология, последовательность. Чего я совершенно не касаюсь - техники живописи или графики. Неинтересно, был ли художник последователем Калло или Дорэ, был ли он импрессионистом или прерафаэлитом. Смысл полотна, что хотел донести художник до зрителя: окружающую обстановку, состояние портретируемого или свое настроение - вот что я хочу открыть в каждом полотне. Надеюсь, хотя бы частично мне это удается.

      Кстати, без изложения контекста картины невозможно проникнуть в ее суть. Есть на эту тему очень хороший анекдот. Английская картина: кусочек бекона на тонком ломте хлеба и чашка чая. Французская картина: малюсенькая булочка и чашечка кофе. Русская картина: зад, затянутый паутиной. О чем картины? О голоде.

      Что-то я разошелся. Всегда интересно услышать заинтересованное мнение. Пишите, это заставляет думать. И писать. С ударением на второй слог.