В рукописном подлиннике семнадцатого века есть информация, что Рублёв написал «Троицу» в похвалу Сергею Радонежскому — монаху Русской церкви, основателю многих монастырей.
Почти все исторические источники противоречат друг другу в вопросе: «А когда же была написана „Троица“?»
Кто-то считает, что икона была написана около 1390 года, а есть люди, утверждающие, что, учитывая жизненный путь Рублёва, «Троица» датируется 1425 годом.
Согласно найденным летописям, Андрей Рублёв находился в Москве в 1405 году вместе со своими учителями и иконописцами: Феофаном Греком и Прохором из Городца. Они готовили фрески для Благовещенского собора в Московском Кремле. Значит, «Троица» могла быть написана Рублёвым либо до 1405 года, либо после 1410-го, как утверждают многие источники.
Известно, что в декабре 1408 года Троицкая церковь была сожжена, поэтому существует версия, что Рублёв написал «Троицу» для только что построенной на том же месте новой церкви.
А если писал икону вовсе не Рублёв? Все архивы, все документы умалчивают отношение Андрея Рублёва к этой иконе.
Единственное упоминание — это сборник «Сказание о святых иконописцах», составленный в Москве в конце 17-го (!) века. Он основывался на древних текстах, и только там сохранился достаточно достоверный текст о Рублёве. Но для многих видных искусствоведов это не причина считать «Троицу» произведением художника.
К сожалению, эта икона выглядела на протяжении пятисот лет не так, какой она была первоначально.
Сначала, в 1575 году, Иван Грозный велел укрыть икону золотой пластиной с отверстиями для ног, рук и ликов (изображением лиц святых). По-другому это называется «оклад».
А в 1600 году Борис Годунов решил приукрасить икону ещё больше — и покрыл её олифой. Это делалось для яркости, для эффекта. Но со временем олифа темнела, тем самым искажая изображение. Художники постоянно переписывали картину поверх образовавшейся плёнки.
Только в 1904 году реставраторы решили прекратить это безобразие и начали переделывать всё, что образовалось за триста лет с бедной «Троицей». Они начали производить расчистку знаменитой иконы.
Василий Гурьянов — иконописец и по совместительству реставратор — вынул икону из иконостаса, снял с неё оклад и освободил картину от лишних записей других художников, которые всё время её обновляли.
Живопись Рублёва (или же другого художника), которая была первоначальной на картине, дошла до нашего времени с большими утратами. Сразу в одной иконе сочетается множество слоёв разного времени.
Сейчас ведутся научные работы по поводу этой иконы. И, как говорит лектор Третьяковской галереи, искусствовед
Быть может, авторами иконы были последователи этого художника или люди, владевшие техникой с таким же мастерством, как сам Рублёв. Его имя как иконописца было довольно-таки известно современникам, поэтому многие иконы приписывались именно ему.
Может быть, мы никогда и не узнаем имя автора этого замечательного произведения. Но будем надеяться, что скоро туман рассеется и для нас откроется подлинное имя иконописца, написавшего знаменитую «Троицу».
"Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе? Науке сие неизвестно"(Х/ф "Дело было в Пенькове")
Икона что, хуже стала выглядеть, если не Руьлев написал? Или наоборот, если Рублев?
0 Ответить
Александр Петров, вовсе нет. Но многие даже не задумывались, что икона была написана кем-то другим.
0 Ответить