Форму кабошона наиболее часто используют при изготовлении колец и других украшений, таких как серьги, браслеты, кулоны и ожерелья, обычно встроенных в металлический каркас, соединяющий их с другими элементами украшения.
Обработку в форме кабошона обычно применяют для шлифования непрозрачных и полупрозрачных камней. Кроме того, этот тип обработки обычно используют для относительно мягких камней (твёрдость по Моосу ниже 7).
Форму кабошона обязательно используют для камней с оптическими эффектами — например, для звездчатого сапфира или кошачьего глаза (хризоберилла), так как эти эффекты можно видеть только на выпуклой поверхности кабошона, и они невидимы, если камень разрезают на формы с несколькими плоскими поверхностями.
Кабошоны чаще делают в виде овала, так как человеческий глаз труднее замечает отклонения от идеальной формы овала, чем круга. Тем не менее круглые кабошоны также очень распространены. Кабошоны могут иметь другие формы: каплевидные, грушевидные, в форме сердечка или даже произвольные.
Существует особая форма кабошонов — так называемый «карбункул», в котором база кабошона является не плоской, а вогнутой, как правило, параллельной передней выпуклой стороне (представьте два купола один над другим). Используют её чаще всего в тёмных прозрачных камнях. Формирование камня с тонкой стенкой выявляет глубокий цвет, теряющийся в традиционных кабошонах немного большего размера, из-за чего камень выглядит слишком тёмным: тёмно-коричневым, тёмно-синим и даже чёрным.
Обработку кабошона вручную начинают с резки плоской заготовки определённой толщины из сырьевого куска породы или минерала. Второй шаг — разметка желаемой формы с помощью шаблона.
Сформированную грубую пластину прикрепляют (обычно с помощью воска) одной широкой стороной к деревянной палочке для легкой обработки. Камень обрезают и полируют для получения желаемой основной формы, а затем передней стороне кабошона придают форму купола, который, наконец, полируют мелким абразивом.
Кабошоны могут выглядеть как высокий или низкий купол с фаской на краю задней стенки или без нее и иметь зоны отшлифованных поверхностей. Существует возможность обработки, сочетающая кабошон и гранёный камень. В лицевой стороне камень приобретает куполообразную форму, то есть это кабошон, а на заднюю сторону наносят множество граней, предназначенных для отражения обратно лучей света, проникших через лицевую сторону камня.
Обрабатывать кабошоны из мягких минералов, таких как хризоколла, малахит, бирюза
Часто при разработке крупных кабошонов из мягкого и/или тонкого материала, например, бирюзы, практикуют укрепление кабошона базой прочного материала, синтетического или природного. Это характерно для Соединенных Штатов.
Кроме того, в кабошоне из опала часто прибегают к обработке в виде дублета или триплета. Дуплет представляет собой тонкую пластину из опала, приклеенную к подложке из прочного природного камня (обычно от материнской породы). В триплете верхнюю сторону дуплета покрывают другой дополнительной пластиной, как правило, изготовленной из прозрачного кварца, практически образующего верхнюю поверхность куполообразного кабошона, направленной на защиту опала от механических повреждений и в качестве увеличительного стекла, усиливающего цветовые эффекты.
Всё это позволяет производить кабошоны из материала, который в противном случае не был бы пригоден для ювелирных целей из-за малой толщины и/или недостаточной прочности.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...