«Candle In the Wind» (1974)
Песня «Свеча на ветру» открывается грустными словами: «Прощай, Норма Джин, хотя я совсем тебя не знал…». Если вы случайно не знаете, Норма Джин — это настоящее имя секс-символа 50-х Мэрилин Монро, которая рано ушла из жизни. На момент смерти — 5 августа 1962 года — актрисе было всего 36.
Пер. — Олег Лобачев:
Одиночество было тягостным.
Самая тяжелая роль, которую ты сыграла.
Голливуд создал суперзвезду
И боль была ценой, которую ты заплатила.
Даже когда ты умерла,
Пресса все еще преследовала тебя.
Все газеты говорили,
Что Мерилин нашли голой. И мне кажется, что ты прожила свою жизнь,
Как свеча на ветру,
Никогда не зная к кому прильнуть,
Когда идет дождь.
И мне хотелось бы узнать тебя,
Но я был ребенком.
Твоя свеча сгорела задолго до того,
Как ты стала легендой.
Правда, автор текста — Берни Топин — говорил, что, по сути, его можно воспринимать как посвящение всем, чья жизнь оборвалась на пике славы («Она могла быть о Джеймсе Дине или Джиме Моррисоне»). Собственно, и метафору «Свеча на ветру» поэт почерпнул из услышанного где-то разговора по поводу другой, рано сгоревшей «звезды» — блюзовой певицы Дженис Джоплин.
Трогательная баллада заняла в 1974 году 11-е место в чартах Британии, а вот в Америке синглом тогда так и не вышла (вместо неё решили издать другую песню Элтона — «Bennie and the Jets»).
Второе рождение в истории песни «Candle In the Wind» состоялось в 1997 году. Причиной послужила смерть английской принцессы Дианы, которая 31 августа погибла в автокатастрофе. Её жизнь остановилась на той же роковой отметке, что и у Монро — 36 лет.
Для Элтона Джона, которого с Дианой связывала долгая дружба, это был страшный удар. Особенно если учесть, что за полтора месяца до её смерти певцу уже пришлось хоронить другого своего друга — модельера Джанни Версаче, застреленного на пороге собственного дома.
Свою скорбь и любовь Элтон решил выразить с помощью того, что лучше всего умел — песни. «Свеча на ветру» подходила по всем параметрам, оставалось только изменить текст. Чувствуя большую ответственность, Топин долго искал первые строчки. Он хотел сразу выразить мысль, что погибшая принцесса была не просто замечательным человеком, а настоящим национальным достоянием страны. Поэтому, когда родились слова «Прощай, английская роза», остальной текст пошёл без особых усилий.
13 сентября 1997 года новая версия песни — «Candle In the Wind (Goodbye England’s Rose)» — вышла на сингле и, учитывая обстоятельства, имела феноменальный успех. Было продано около 33 млн. пластинок, а сингл признали самым коммерчески успешным в мире поп-музыки. Конечно, если не считать «Белое Рождество» Бинга Кросби 1941 года выпуска, которого, по-видимому, продали ещё больше — около 50 млн. экземпляров.
Что касается Элтона Джона, то сингл принёс ему премию «Грэмми» (за лучшее мужское поп-исполнение) и 55 миллионов английских фунтов стерлингов. Чести ради, надо сказать, что певец не взял ни копейки от этой суммы, а всю прибыль от сингла перечислил в Мемориальный Фонд Дианы.
Более того, новую версию «Candle In the Wind» Элтон исполнил на публике лишь один раз — во время погребальной церемонии в Вестминстерском аббатстве. На всех последующих выступлениях он пел «Свечу на ветру» только со старым текстом, заявив, что новый текст исполнит только, если его попросят дети Дианы.
«Sorry Seems To Be The Hardest Word» (1976)
Однажды я смотрел концерт Элтона Джона по ТВ. Он точно выступал на постсоветском пространстве, однако конкретно где и когда — уже не помню. Разумеется, певец исполнил свой знаменитый хит «Your Song». Разумеется, реакция нашей публики была сдержанной. Однако стоило лишь Элтону затянуть: «What I gotta do to make you love me…», как зал взорвался восторженным рёвом…
Думаю, никто не будет особо спорить, если я скажу, что нет в репертуаре певца более известной и любимой у нас песни, чем «Sorry Seems To Be The Hardest Word» («Прости» такое трудное слово").
Из прошлых моих статей вы, наверное, заметили, что творческий процесс у Топина и Джона протекал в строго заданном порядке: сначала — текст, потом — музыка. «Sorry Seems…» — редчайшее исключение из этого правила.
Родилась песня в 1975 году в Лос-Анджелесе, когда Элтон рассеянно давил клавиши рояля в надежде нащупать мелодию. И таки нащупал. Композитор показал свои наброски поэту, и тот тут же выдал первые строчки:
Пер. — Олег Лобачев:
Что мне нужно сделать,
Чтобы ты любила меня?
Что мне нужно сделать,
Чтобы заставить тебя полюбить?
Что мне делать,
Когда молния поражает меня?
Я просыпаюсь и вижу,
Что тебя нет рядом…
Топину даже показалось, что текст уже лежал в закромах его головы готовым, а мелодия просто извлекла слова наружу. Тот же Топин говорил, что песня описывает чувства человека, который пытается спасти свои отношения, но глубоко внутри уже знает, что они давно мертвы.
«Sorry Seems…» была издана синглом в 1976 году и успешно покорила хит-парады по всему миру (№ 6 — в США, № 11 — в Британии). Ещё больший успех снискала версия 2002 года, которую Элтон Джон записал с английским бойз-бендом BLUE (№ 1 в Британии). Также считается, что «Sorry Seems…» стала последней песней, спетой «аксакалом» соула и ритм-энд-блюза — Рэем Чарлзом. Весной 2004 года он исполнил песню в дуэте с Элтоном Джоном, 10 июня умер.
А вот карьера Элтона на этом музыкальном хите не закончилась.
Была ещё баллада «холодной войны» — «Nikita» (1985) — с запоминающимся видео, где Элтон чертил на земле сердечки советской девушке-солдату НикитЕ, стоящей по ту сторону Берлинской стены.
Была песня «Sacrifice» (1991) — о расставании, в котором ни одна из сторон ничем не жертвует (удивительно, но лишь этим синглом Элтону Джону удалось впервые покорить вершину родного британского хит-парада).
Был замечательный саундтрек к м-ф «Король-лев» (1994) и, наконец, мой самый любимый хит Элтона — драматическая песня «Believe» (1995) о непреходящей силе любви.
Пер. — Julia Sh.:
Без любви я не смог бы верить
В любого, кто живет и дышит.
Без любви я бы не испытывал чувство гнева.
Я бы не верил, что имею право здесь стоять,
Без любви я бы не верил в то,
Что могу поверить в Вас
И не верил бы в себя…
Без любви…
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...