Сергей Курий Грандмастер

Хиты 1970-х. Какова история песен «Black Magic Woman» и «Ain't No Sunshine»?

Когда в середине 1990-х Сергей Чиграков (он же — «Чиж) выпустил свою песню «Перекрёсток» («Ты ушла рано утром…»), знатоки тут же указали на то, что по музыке это не что иное, как переработка старого блюзового хита «Black Magic Woman». Сам Чиж заимствования не отрицал, но источником вдохновения называл другую песню — «Sensitive Kind», исполненную Джи Джи Кейлом (на её мотив другой российский рокер — Дмитрий Ревякин — сварганил свою «Девочку летом»). А что? Тоже очень и очень похоже…

скан, Обложка диска «Abraxas».

Вообще, установить авторство блюзовых хитов бывает весьма непросто — от песни к песне блуждают знакомые риффы и мотивы, куда каждый музыкант добавляет что-то своё…

Так произошло и с «Black Magic Woman». Известно, что сочинил её Питер Грин — гитарист блюз-роковой группы FLEETWOOD MAC — ещё в 1968 году. Хотя тоже… не совсем «сочинил», а скорее, творчески переосмыслил свою же старую песню «I Loved Another Woman». В том числе переписал текст.

В первом варианте герой каялся перед своей зазнобой, что полюбил другую женщину и тем самым совершил большую ошибку. Во втором же речь шла о колдунье, которая чарами приворожила героя к себе. «Black Magic Woman» — это, как понимаете, не «Чёрная магическая женщина», а «Женщина, владеющая чёрной магией».

Поговаривают, что в конце 1960-х гитарист действительно попал в дурную компанию, увлекающуюся оккультизмом. Главным магическом средством в ней была «кислота», которая довела Грина до наркозависимости. FLEETWOOD MAC пришлось оставить…

Нельзя сказать, что тогда «Black Magic Woman» не заметили — сингл попал в ТОП-40 британского хит-парада. Однако буквально через два года оригинал затмила версия Карлоса Сантаны. Настолько, что FLEETWOOD MAC приходилось на концертах напоминать зрителям, что они, вообще-то, играют свою песню, а не кавер…

Карлос Сантана, как нетрудно догадаться по имени, потомственный латиноамериканец — родом из Мексики. Плюс к этому и потомственный музыкант. В детстве отец учил его играть на скрипке, но когда парень услышал блюз, то скрипку забросил и взялся за электрогитару. Вскоре он сменил не только инструмент, но и ПМЖ — перебрался в Лос-Анджелес, где сколотил в 1967 году группу, так и названную SANTANA.

Впрочем, родные корни Карлос не забыл, намешав в своей музыке всякого — тут тебе и блюз, и рок, и джаз, и фолк, и, конечно, латиноамериканские ритмы. Недаром Сантану считают чуть ли не основателем нового жанра — латин-рок.

Вот и аранжировку «Black Magic Woman» он «раскрасил» богатой перкуссией (конги, бонги и т. п.), а в конце прилепил целый отрывок из «Gypsy Queen» — композиции венгерского джазового музыканта Габора Сабо. В результате длина песни превысила 5 минут, а во время концертных импровизаций доходила до 10.

В 1970 году эта версия вышла на сингле и стала № 4 в США. Также «Black Magic Woman» вошла в альбом группы SANTANA с загадочным названием «Abraxas». Абраксас — это гностическое божество, правитель небес и эонов, олицетворяющий полноту сущего. Хотя изображают его аки натурального беса — с туловом человечьим, головой петушиной и змеюками вместо ног. Лично я впервые услышал про Абраксаса из романа Г. Гессе «Демиан». Откуда услышал Сантана — не знаю, но в то время музыканты крайне любили всякую герменевтику и мистику.

Альбом вышел очень успешным (№ 1 в США). Ещё одним хитом с него стала песня «Oye Como Va» — типичный образчик латин-рока, звучащий в ритме «ча-ча-ча».

Удивительно, что в 1999 году, когда казалось, что золотые деньки «папы Карлоса» давно позади, гитарист выпустил ещё один альбом № 1 под названием «Supernatural» «Сверхъестественное». Не обошлось здесь, как пели БИТЛЗ, без помощи друзей.

Например, ударный хит альбома — «Smooth», который вы наверняка слышали, сочинил Итаал Шур. Затем песню изрядно переработал Роб Томас, после чего сам и спел — под аккомпанемент Сантаны. Получилось, что лишь перевалив за полтинник, Карлосу удалось записать свой первый сингл № 1.

Напоследок я хотел бы вернуться в начало 1970-х и кратко рассказать про ещё одну выдающуюся композицию того времени — «Ain't No Sunshine».

Её автор — чернокожий американец Билл Уизерс — был типичным пролетарием, трудился на лос-анджелесском заводе, собирающем «Боинги», а к музыке относился как к приятному хобби. В результате музыкальную карьеру он начал, лишь когда ему стукнуло 32 года. Произошло это во многом благодаря профессиональному музыканту — Букеру Ти Джонсу. Именно Джонс привёл Уизерса в студию и предложил записать альбом с помощью своих музыкантов.

Ударным хитом альбома и стала упомянутая «Ain't No Sunshine» («Солнце не светит») — грустная песня, вдохновлённая фильмом «Дни вина и роз» (1962) — о спивающейся любовной парочке.

Одной из «фишек» песни стала знаменитая «I know, I know, I know…» («Я знаю, я знаю, я знаю») — фраза, повторяющаяся подряд аж 26 раз. На самом деле Уизерс собирался в этом месте дописать полноценный текст, но окружающие студийные музыканты сказали, что и так хорошо. «Стоит ли простому работяге спорить с уважаемыми людьми?» — подумал Билл и оставил всё как есть.

Поначалу песня вышла на второй стороне сингла — как приложение к композиции «Harlem». Подобное решение лейбл принял, видимо, потому, что в «Ain't No Sunshine» не было музыкального интро — она сразу начиналась с вокала. Для радио столь резкое вступление было крайне неудобным. Однако ди-джеи рассудили по-своему. В итоге летом 1971 года «Ain't No Sunshine» заняла 3-е место американского хит-парада, а в следующем году ещё и отхватила «Грэмми» как «лучшая запись в стиле R&B».

Впоследствии песню не раз перепевали такие мэтры, как Стинг, Джо Кокер, Ленни Кравец, Принц, Уитни Хьюстон, Ева Кессиди, Том Джонс и прочие. Самой же забавной «Ain't No Sunshine» вышла в клипе металл-группы BLACK LABEL SOCIETY, где музыканты бухают и дерутся в баре, облачённые в маски коней и петуха (видать, группа слыхала, что на создание песни автора вдохновили алкоголики).

Сам же Уизерс, несмотря на успех, ещё долго сочетал музыку с работой на заводе, считая, что музыкальный бизнес — вещь крайне ненадёжная…

P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.

Обновлено 13.04.2016
Статья размещена на сайте 6.04.2016