Все помнят, что за 8 лет до принятия православия князь Владимир впервые унифицировал культ, установив единый пантеон. В число шести божеств вошла Макошь, чья статуя/идол (вместе со статуей Стрибога-Неба-Отца) располагалась по правую руку от Перуна. А рядом с Макошью-Матерью-Покровительницей плодородия, на постаменте меньшего размера (по данным раскопок) и как бы у её ног, находилась статуя крылатого пса Семаргла. На самом деле, в пантеоне Владимира два «иранских» божества. Но пока о Семаргле. Попробуем выяснить, что о нём известно?
Вообще-то, неизвестно, пожалуй, ничего. Или, как сообщает Википедия, Семаргл — «божество с неясными функциями». И правда: там же приведены сразу три предполагаемых концепции. Больше того! Оказывается, неоднозначен и внешний облик Семаргла. Который может оказаться не псом, а например, драконом. Это при том, что до нас дошло немало изображений этого популярного персонажа, часто присутствующего на оберегах — от средневековых подвесок и браслетов до поздних наличников. Обычно Семаргл изображается в среднем (если ярусность вообще обозначена) — земном ярусе мироздания.
Почему именно этот зооморфный (в отличие от других, антропоморфных, божеств) персонаж, столь популярен? Думаю, на многих эзотерических и славянско-языческих порталах найдутся прекрасные и уверенные объяснения. На самом деле, всё здесь можно скорее предполагать. Реконструируя с той или иной степенью достоверности, не забывая всякий раз уточнять, что это именно реконструкция.
Кое-что известно о Семаргле из средневековых поучений против язычества. Из параллелей с иранским Симургом, связь с которым — лишь гипотеза, оспариваемая рядом серьёзных учёных! Из этнографии, располагающей обширным материалом — вышивкой, наличниками, домовой резьбой… И данных археологии — в частности, раскопок центрального святилища в Киеве, где Владимир (будущий Креститель) в 980 году установил новый пантеон во главе с Перуном. В который, судя по летописям, вошёл и крылатый пес. А находка и реконструкция святилища позволяют понять, какое место в пантеоне занимало то или иное божество.
Судя по всему, Семаргл воспринимался как божество «второго порядка». Повторю: по реконструкции, в киевском святилище его идол стоял у подножия статуи Макоши, будучи по размеру меньше других статуй. То есть Семаргл здесь — спутник Макоши, Матери-Земли? Почему же из немалого числа славянских божеств в киевский пантеон вошло именно «второстепенное»? Видимо, «второстепенное» — не всегда то же, что незначительное?
Каковы же функции Семаргла? И… почему единственное зооморфное божество имеет вид именно крылатого пса?
Тем временем всё вполне логично! Семаргл — «всего-навсего» охранитель растений. Собака — потому что защищать посевы нужно было не только от капризов погоды, но и от вытаптывавших и поедавших посевы животных, от оленей до кабанов. Природа-то ещё непуганая, а Русь богата дичью! Ну, а крылатый потому, что Семаргл — посланец небес, посредник между небесным и земным мирами.
Понятна и популярность Семаргла, как персонажа орнаментов. Что может быть важнее, чем сбережение урожая? Косвенно это подтверждается и частым изображением Семаргла рядом с ростками и знаками «засеянного поля» — ромбами с точкой в центре. Укладывается в эту гипотезу и уже упоминавшееся «соседство» с Макошью в пантеоне 980 г.
И всё же среди учёных нет единого мнения о функциях Семаргла. Например, его считают посредником между небом и землёй (впрочем, этот аспект есть и в первой гипотезе), аналогичным индийскому Агни. И тоже богом огня. Вроде бы уже в 14 в. функции Семаргла были неясны русским книжникам. А в 19 в. учёные «прочитали» в старых текстах имена двух неизвестных ранее «божеств»: Сима и Регла…
А то, что Семаргл — божество огня, можно «узнать», просто задав поисковый запрос по словам «Семаргл» или «Симаргл». Поисковик выдаёт кучу ссылок, по которым современные «язычники» изложат эту версию как очевидную и единственно верную. Почему именно её? Понятия не имею! Наверное, бог огня — круче, чем охранитель посевов?!
Возможно, так и есть; возможно, именно эта гипотеза верна. Но лично мне ближе версия
А кому по душе другие версии — с ними легко познакомиться в соответствующих научных трудах. И на неоязыческих сайтах…
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...