Надо было подготовить квалифицированных справщиков — только они могли бы изготовить ортодоксальный, без ошибок текст. Борис Годунов решил послать за границу для учения книжному набору 15 способных юношей. Но только одного из них впоследствии увидели в России, да и то в качестве переводчика у зарубежного посла. Остальные утекли — отсюда и утечка.
Дабы не бегали, решили учить на месте и при царе Федоре Алексеевиче открыли школу при первой русской типографии в Москве, которая впоследствии преобразовалась в Славяно-греко-латинскую академию.
До Петра I частные путешествия за границу с образовательными целями практиковались редко, так как западные страны с их иными религиозными традициями воспринимались средневековым человеком как земли еретические. О своих современниках и соотечественниках в XVII в. беглец
Шведские дипломаты, находившиеся в России в ХVII веке, заметили, что русским запрещено ездить за границу из опасения, что они возлюбят учреждения Запада и возненавидят порядки Московского государства.
Петр Великий послал с 1697 и по 1714 гг. для учения за рубеж до двухсот детей боярских и дворянских. Сначала его критиковали: «Сыновей боярских посылает в чужие края для обучения художествам, ремеслам и наукам, недостойным дворянского званья». Затем опомнились — это ж форточка. Через оную можно утечь! Но не тут-то было. Каждому для… надзора по солдату.
Впоследствии, уже во второй половине XX века, эту охранную роль исполняли агенты КГБ, кои приставлялись к различным советским делегациям, выезжавшим за рубеж. Правда, и «ноги» успевали убежать от них —
Указ Петра III «О вольности дворянства…» от 1762 года разрешил вольный выезд за границу представителям просвещенных классов. Бегство навсегда практически прекратилось. Самых известных российских эмигрантов XIX века — а это
В результате Октябрьского переворота и гражданской войны 1918−1922 гг. бегство вылилось в перемещение за рубеж около трех миллионов россиян, в основном, высокообразованных.
Позже И. В. Сталин
М.С. Горбачев приоткрыл страну, а затем она и развалилась. Тут-то утекли все кому не лень. Математики, физики, биологи переезжали в США целыми лабораториями. Второй популярной страной был Израиль, где к тому времени уже работали ученые, уехавшие из СССР в 1970-х. К началу 2000-х за границей оказались практически все представители советской науки, которые могли и хотели уехать из страны.
По оценкам Ассоциации русскоговорящих ученых, за пределами России учатся и работают более 100 тысяч русскоязычных исследователей, однако в эту группу они включают и тех, кто эмигрировал еще во времена СССР. Ученые покидали нашу страну всегда, но сейчас речь идет о глобальном росте количества отъезжающих.
Я не покинул страну отчасти потому, что нравилось работать на Дальнем Востоке — это тоже другая страна относительно Европейской России. Отчасти из-за языкового барьера.
Некоторые, правда, набравшись опыта, возвращаются, как
Ай, какой великолепный форум! Жаль, что сначала упустил такую роскошь.
Миллионная эмиграция из России позапрошлого века, когда тут и жили всего несколько десятков миллионов - это круто!
Как впрочем - и рассказ об эмигрантах, которые догола раздевались и уходили, предварительно плюнув... но жили на ренту от своих российских поместий, получаемую ими в "райской Европе", в которой скажем, ирландцев до середины XIX века вообще держали за скот, чьих женщин специально случали с черными рабами для получения рабов более приятного для белых рабовладельцев вида...
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Куцая даже не статья, а обрывки отдельных фактов.
Лет 15 назад меня попросили написать статью про историю эмиграции из России. Я назвал статью фразой из М. Цветаевой: «Тяга Руси – из Руси вон». Подойдя к середине 19-го века понял, что статьёй не обойдешся, надо писать книгу. На такой подвиг я не был способен и бросил эту затею.
Попробую выложить только несколько фактов.
Во-первых, о статье. **А когда в истории России сие явление (эмиграция) началось? Относительно недавно, в конце XVI века!**
Если следуя Ломоносову, написавшему историю русского народа с библейского Ноя, то, действительно, недавно. Но по Ключевскому, считавшему, что русская нация сформировалась в 16-ом веке, то эмиграция началась с момента образования русских как нации. Я думаю, что эмиграция (бегство) началось еще раньше – в те времена, когда норманские викинги кнутом и мечом превращали несчастные угро-финские племена в «славян».
Но начнём с 16-го века. В самом начале этого века в Московии были сожжены наиболее известные члены секты жидовствующих. Остальные бежали в Литву. Большинство из них со временим перешли в иудаизм.
Из наиболее известных в этом же веке бежали из Московии: князь Шуйский Иван Дмитриевич Губка бежал Литву в 1536 году. Для того чтобы остальные родичи не последовали за Иваном Губкой, с оставшихся Шуйских были собраны “поручные записи”.
В 1563 году в Литву бежит князь Курбский со своей семьёй. Он удивил литовцев варварскими обычаями Московии.
Приблизительно в то же время «утекает» Иван Федоров, в эмиграции поменявший фамилию на Khedorovich. Будучи одним из первых в Московии книгоопечатником (ученик датского типографа Ганса Миссингейма), его бегство было вполне понятно - какая может быть жизнь у книгопечатника в стране, где единственно грамотное сословие (духовенство) поучает: «Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию; а се грехи – учиться астрономии и еллинским книгам»?
При разгроме и захвате Московией Новгорода и Пскова, часть жителей была вырезана, частьбежали в соседние страны, остальные угнаны в Московию.
Вообще из Московии/России всегда бежало много простого народа, что заставило Ивана Грозного писать письма Великому Князю Литовскому и польскому королю с требованием вернуть беглецов из «царства Московского».
О «смышлённых боярских отроках», посланных на Запад. Соловьев писал вроде бы о пяти, но я могу ошибаться. Когда через несколько лет новый царь (Михаил Романов) потребовал их возвращения на родину, то они отказались, а один из них – боярский сын Никифор Арефьев, сказал, что «он Бога молит за тех купцов, которые вывезли их из Московии».
(Предсказание Ломоносова сбылось – российская земля родила «быстрых разумом Ньютонов», которые догадались, что этими словами Никифор пытался убедить себя, что он правильно сделал, что «утёк» из Московии.)
17-й век. В договор от 17 августа 1610 г., на условиях которого Москва присягнула королевичу Владиславу, польский король Сигизмунд 3-ий внёс среди прочего следующее условие: «.... каждому из народа московского для науки вольно ездить в другие государства христианские, и государь имущества за это отнимать не будет». Но русское боярство эти крамольные для Московии/России слова вычеркнуло из договора, т.е. руский человек не представлял себе, что можно жить не в рабстве, хотя понять «лучших людей» (боярство) можно: "Русским людям служить вместе с королевскими людьми нельзя ради их прелести, – отмечал в XVII в. князь И. Голицын, – одно лето побывает с ними на службе, и у нас на другое лето не о
0 Ответить
Владимир Радченко, "Куцая даже не статья, а обрывки отдельных фактов".
Вы же сами написали, что полное раскрытие темы требует монографии, а эдесь формат 2500-5000 знаков.
Что-то Цветаева все-таки вернулась!
0 Ответить
продолжение - "Русским людям служить вместе с королевскими людьми нельзя ради их прелести, – отмечал в XVII в. князь И. Голицын, – одно лето побывает с ними на службе, и у нас на другое лето не останется и половины русских лучших людей, не только что боярских детей, останется, кто стар или служить не захочет, а бедных людей не останется ни один человек".
В том же 17 веке князь И. А. Хворостин, тотально не принимавший ничего отечественного, сказал, что «народ в Москве глупый, говорить не с кем» и просил разрешения выехать в Европу. Казалось бы, ну не хочет тут человек жить, так пусть живёт, где ему нравится. Но это человеческая логика. Логика людоеда – не пущать. Как это винтик/щепка возомнил себя человеком? Его сослали в дальний монастырь, где он и умер.
Не все просили разрешение уехать. Многие просто бежали пополняя ряды вольных казаков или растворяясь среди других народов. Но гораздо больше простолюдинов не изменяло Родине, не бежало заграницу, а оставалось в Московии примыкая к бандам разбойников-убийц (или создавая новые) , наводя ужас даже на Москву.
После Собора 1667 года, в России началась религиозная миграция, усилившаяся во время правления царевны Софьи и при патриархе Иоакиме. В исторических исследованиях 20-го века это получило название «3 века религиозной эмиграции». Самая большая группа религиозных эмигрантов переселилась на земли Речи Посполитой, в балканские владения Османской империи (Молдова и Валахия). В 1685 году группа староверов-поповцев основала слободу Ветка в белорусском Полесье, под властью польского короля, которая стала 40-тысячным городом, центром старообрядческой эмиграции.
После разгрома Ветки русскими войсками в 1764 году, старообрядцы (те, кототорым удалось спастись) бежали ещё дальше - в Австрийскую империю.
Из пограничных с Литвой областях народ (особенно раскольники) бежали за границу массами. В течении десяти лет около двухсот пятидесяти тысяч бежало в Польшу, и Литву. Когда русские войска возвращаясь из Данцига (1734), шли обратно в Россию, они получили приказ хватать всех эмигрантов, на которых они набредут на пути, и силою возвращать их на родину. Тысячи несчастных были схвачены и сосланы в Сибирь.
В 1709 году во владения турецкого султана, бежало несколько тысяч казаков-некрасовцев, участников крестьянского Булавинского восстания. В Османской империи некрасовцы поселились в области Добруджа (современные Болгария и Румыния), по соседству с ними жили переселившиеся сюда раньше беспоповцы и липоване. Казаки-некрасовцы соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге».
Из посланных Петром на учебу на Запад боярских и дворянских детей большинство вместе с приставленными к ним солдатами не вернулись, а «те, что вернулись ничего не знали».
В конце XVIII в. русские поселенцы появились и в европейских странах: во Франции (1774 г.), Германии (в городах Галле, Марбурге, Иене и др.) где еще с середины XVIII в. начала обучаться русская дворянская молодежь.
Достаточно много было «невозвращенцев». Из известных людей невозвращенцем был сподвижник Петра 1-го А. Веселовский, которого Вольтер рекомендовал Екатерине Второй как умного и образованного человека. Когда очередная царица звала Веселовского вернуться в Россию, он наотрез отказывался.
0 Ответить
Владимир Радченко, "4 (15) декабря 1762 г. Екатерина II подписала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». Органичным продолжением данного документа стал манифест от 22 июля (2 августа) 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах».
"Всего с 1763 по 1766 годы в Россию было перевезено более 30000 человек. Вызыватели смогли сагитировать и направить в Россию 14960 человек, что составило половину общей численности прибывших в Россию колонистов, или 56 % поселённых в районе Саратова."
По-видимому в Германии было не вельми зело!
0 Ответить
Владимир Радченко, "4 (15) декабря 1762 г. Екатерина II подписала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». Органичным продолжением данного документа стал манифест от 22 июля (2 августа) 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах».
"Всего с 1763 по 1766 годы в Россию было перевезено более 30000 человек. Вызыватели смогли сагитировать и направить в Россию 14960 человек, что составило половину общей численности прибывших в Россию колонистов, или 56 % поселённых в районе Саратова."
По-видимому в Германии было не вельми зело!
0 Ответить
окончание - **Указ Петра III «О вольности дворянства…» от 1762 года разрешил вольный выезд за границу представителям просвещенных классов. Бегство навсегда практически прекратилось.**
Во-первых, это касалось только просвещенных классов, т. е. 1.5-2% населения, а на остальных: мещан, ремесленников, купцов, духовенство уж не говоря о крестьянах, составляющих подавляющее большинство населения, не распространялось. Во-вторых, даже дворянам было не так легко (как в европейских странах) выехать Заграницу. Требовалось получить разрешение высших государсвенных чиновников или самого царя. Многим такое разрешение не выдавали, например, Пушкину, писавшему Вяземскому, «Если царь даст мне свободу, то я месяца не останусь» и мечтавший «удрать в Париж» и «никогда в проклятую Русь» не возвращаться.
Многие представители «просвещенного класса», легально выехавшие «пожить» на Запад, так навсегда там и остались и даже когда царь требовал их немедленного возвращения, например, после революции в Европе в 1848 г., не вернулись.
Другие из «просвещенного класса» открыто заявляли, что они «бежали из России, как бегут из зачумленного города». (Владимир Печерин, «утек» в 1836 и перешел в католицизм, подтвердив слова M. П. Погодина, что не будь государственного запрета на выход из православия (в XIX в. переход в другую веру считался в России уголовным преступлением), половина крестьян перешла бы к раскольникам, а половина образованного общества обратилась бы в католичество).
Во время царствования Николая 1-го из известных людей бежал в Европу князь Петр Долгоруков написавший: «Родился я в качестве привелигерованного холопа в стране холопства всеобщего».
Вокруг А. Герцена в Лондоне образовался достаточно большой круг, как их потом назвали, русских европейцев.
Глинка Михаил Иванович (композитор, автор оперы "Жизнь за царя") «утекал» очень эмоционально: 27 апреля 1856 года Михаил Иванович уезжая из России в Германию, разделся на границе... догола, до самого гола, бросил на землю платье, чтоб и духу русского с собой случайно не прихватить, плюнул на русскую землю и крикнул: "Дай Бог мне никогда больше не видеть этой мерзской страны и ее людей" - и шагнул под шлагбаум
Простонародье не заморачивалось с получением разрешений, на которые у них и не было прав, а при удобном случае бежало или попав за границу попросту оставалось там. Так в 1814 г. после взятия союзными войсками Парижа из русской армии дезертировало и растворилось во Франции десятки тысяч солдат. Вот как об этом пишет будущий генерал Баранович: «Когда же мы прибыли на границу России, то слышали, что из всего войска остались во Франции до сорока тысяч нижних чинов, о возврате которых Государь Александр и просил короля Людовика XVIII. […] Но король не в состоянии был исполнить государеву просьбу за утайкою французами беглецов, и потому ни один не возвратился». А генерал Ростопчин так описывает французский поход: «Из конно-гвардейского полка в одну ночь дезертировали 60 человек с оружием и лошадьми. Они уходят к фермерам, которые не только хорошо платят, но еще отдают за них своих дочерей». После реформ Александра 2-го, которого в России называют «освободителем», а в Польше «вешателем», эмиграция из России стала исчисляться миллионами.
0 Ответить
Владимир Радченко, Кто перебрался в СССР/Россию за последние 100 лет? (Моя статья).
По переписи населения СССР 1989 года в СССР проживало 2 038 603 немцев, в том числе — 842 295 человек в РСФСР и 957 518 в Казахской ССР.
0 Ответить
Владимир Радченко, насчет "куцей" это Вы грешите. Сами же писали что подробное исследование тема монографии. А это формат ШколыЖизни 2500-5000 знаков.
0 Ответить
Николай Аблесимов,
я только что заметил, что поместилась только треть моего поста, добавил то, что не поместилось.
0 Ответить
Владимир Радченко, Вы уже пару статей написали. Оформили бы их, раз время появилось, поскольку охотничий сезон закончился...Было бы интересно.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Николай Аблесимов,
Т. к. я считаю Вас one of a few вменяемых (на сколько это возможно живя в параноидальной стране) людей на этом сайте, я был неприятно удивлён Вашими словами о том, что эмиграция началась «сравнительно недавно» и, что после указа 1762 года «бегство навсегда практически прекратилось». Настолько удивлён, что даже ответил. А т. к. я со школьных лет мечтал сбежать из СССР, то история эмиграции меня всегда интересовала. Ну и 15-го февраля archery deer hunting season is over, у меня появилось время и настроение потыкать пальцем в русские буквы.
0 Ответить
После недавнего прочтения книг атамана Петра Краснова о гражданской войне понял почему линяли в 1918-1920 гг. - просто спасали свое физическое существование. Такого беспредела не описано ни у Шолохова, ни у А. Толстого, ни у Бабеля.
0 Ответить
Николай Аблесимов,
By the way, мой дед служил у Краснова в Гражданскую войну. Родился он в Верном (потом Алма-Ата), там до сих пор вроде бы существует Подворье Радченко.
0 Ответить
БОльшая часть "мозгов" утекала и превращалась в "руки". Обслуживающие заправки, официанты, садовники, строители, водители...
В среднем, на 100 тыс. уехавших "мозгов" "мозгами" устраивалось значительно менее 10%.
0 Ответить
Игорь Ткачев, Да что Вы стесняетесь? Пишите сразу 1% или даже 0.1%. Сделайте приятное богоносцам.
Мне приятель рассказывал как 40 лет назад в NY он в костюме и галстуке шел на работу к 9 часам и свысока смотрел на соседей, которые с 6 утра крутили баранку такси. «Я до сих пор в костюме и галстуке иду к 9 часам на работу, а у моих бывших соседей по несколько жетонов (право на собственное такси), которые они сдают в рент. Зимой они ездят на Карибы, Мексику или Ю. Америку, а лето проводят в Поконо на сваих дачах, которые больше, чем мой дом».
0 Ответить
Не хватает сравнения с Китаем. Работают ли забугорные исследователи в РФ? А вот в Союзе было немало.
0 Ответить
Отрицательная селекция - наше все... Скоро одни балбесы останутся.
1 Ответить
Потому что это исторический экскурс - мне что про Годунова и Петра 1 писать в настоящем времени?
Из возрастных все.
Приток есть - дети то рождаются и образовываются - см. начало.
Не понял в чем претензия к статье?
0 Ответить
Почему - в прошедшем времени? что, уже все утекли?
зы
ротация мозгов вообще-то нормальное явление, на то они и мозги, чтобы искать и открывать.
Другой компот когда утечка есть а притока нет.
Есть о чем призадуматься.
Оценка статьи: 3
1 Ответить