• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Николай Аблесимов Грандмастер

Как происходила утечка мозгов из России?

Если утечка мозгов из нашей страны происходит, значит, они не только есть, но и непрерывно воспроизводятся. А когда в истории России сие явление началось? Относительно недавно, в конце XVI века! Тогда появилась возможность и необходимость печатать книги Священного Писания, так как переписчики делали в богослужебных и богословских книгах много ошибок. Накопление оных и попытка исправления текстов даже привело русское православие к расколу.

Прощай, Россия! Фото: pixabay.com

Надо было подготовить квалифицированных справщиков — только они могли бы изготовить ортодоксальный, без ошибок текст. Борис Годунов решил послать за границу для учения книжному набору 15 способных юношей. Но только одного из них впоследствии увидели в России, да и то в качестве переводчика у зарубежного посла. Остальные утекли — отсюда и утечка.

Дабы не бегали, решили учить на месте и при царе Федоре Алексеевиче открыли школу при первой русской типографии в Москве, которая впоследствии преобразовалась в Славяно-греко-латинскую академию.

До Петра I частные путешествия за границу с образовательными целями практиковались редко, так как западные страны с их иными религиозными традициями воспринимались средневековым человеком как земли еретические. О своих современниках и соотечественниках в XVII в. беглец Г. К. Котошихин писал: «…для науки и обычая в иные государства детей своих не посылают, страшась того: узнав тамошних государств веры и обычаи и водность благую, начали б свою веру отменить и приставать к иным, и о возвращении к домам своим и к сродичам никакого бы попечения не имели, и не мыслили». Как в воду глядел!

Петр Великий послал с 1697 и по 1714 гг. для учения за рубеж до двухсот детей боярских и дворянских
Петр Великий послал для учения за рубеж около двухсот детей боярских и дворянских
Фото: pixabay.com

Шведские дипломаты, находившиеся в России в ХVII веке, заметили, что русским запрещено ездить за границу из опасения, что они возлюбят учреждения Запада и возненавидят порядки Московского государства.

Петр Великий послал с 1697 и по 1714 гг. для учения за рубеж до двухсот детей боярских и дворянских. Сначала его критиковали: «Сыновей боярских посылает в чужие края для обучения художествам, ремеслам и наукам, недостойным дворянского званья». Затем опомнились — это ж форточка. Через оную можно утечь! Но не тут-то было. Каждому для… надзора по солдату.

Впоследствии, уже во второй половине XX века, эту охранную роль исполняли агенты КГБ, кои приставлялись к различным советским делегациям, выезжавшим за рубеж. Правда, и «ноги» успевали убежать от них — А. Б. Годунов, М. Н. Барышников, Р. Х. Нуриев; и «клюшки» — В. П. Нечаев, А. Г. Могильный, С. В. Пряхин.

Н. В. Гоголь жил за границей около 10-ти лет
Н. В. Гоголь жил за границей около 10-ти лет
Ф. Моллер, «Портрет Н. В. Гоголя», ru.wikipedia.org

Указ Петра III «О вольности дворянства…» от 1762 года разрешил вольный выезд за границу представителям просвещенных классов. Бегство навсегда практически прекратилось. Самых известных российских эмигрантов XIX века — а это Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, И. И. Мечников, В. И. Ленин, А. М. Горький и долговременно командированный Ф. И. Тютчев — можно рассматривать как временно покинувших родину.

В результате Октябрьского переворота и гражданской войны 1918−1922 гг. бегство вылилось в перемещение за рубеж около трех миллионов россиян, в основном, высокообразованных.

Позже И. В. Сталин границы закрыл, а интеллектуалов разместил в шарашках и закрытых атомных городах. Так надежнее — двойная граница!

И. Сталин границы закрыл
И. Сталин границы закрыл
Фото: ru.wikipedia.org

М.С. Горбачев приоткрыл страну, а затем она и развалилась. Тут-то утекли все кому не лень. Математики, физики, биологи переезжали в США целыми лабораториями. Второй популярной страной был Израиль, где к тому времени уже работали ученые, уехавшие из СССР в 1970-х. К началу 2000-х за границей оказались практически все представители советской науки, которые могли и хотели уехать из страны.

По оценкам Ассоциации русскоговорящих ученых, за пределами России учатся и работают более 100 тысяч русскоязычных исследователей, однако в эту группу они включают и тех, кто эмигрировал еще во времена СССР. Ученые покидали нашу страну всегда, но сейчас речь идет о глобальном росте количества отъезжающих.

М. Горбачев приоткрыл границы
М. Горбачев приоткрыл границы
Фото: ru.wikipedia.org

Я не покинул страну отчасти потому, что нравилось работать на Дальнем Востоке — это тоже другая страна относительно Европейской России. Отчасти из-за языкового барьера.

Некоторые, правда, набравшись опыта, возвращаются, как Д. И. Менделеев в середине XIX века. Или начинают жить и работать на два дома.

Статья опубликована в выпуске 8.06.2016
Обновлено 4.02.2019

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 28 февраля 2020 в 07:17 отредактирован 28 февраля 2020 в 07:17 Сообщить модератору

    Ай, какой великолепный форум! Жаль, что сначала упустил такую роскошь.
    Миллионная эмиграция из России позапрошлого века, когда тут и жили всего несколько десятков миллионов - это круто!
    Как впрочем - и рассказ об эмигрантах, которые догола раздевались и уходили, предварительно плюнув... но жили на ренту от своих российских поместий, получаемую ими в "райской Европе", в которой скажем, ирландцев до середины XIX века вообще держали за скот, чьих женщин специально случали с черными рабами для получения рабов более приятного для белых рабовладельцев вида...

    Оценка статьи: 3

  • Куцая даже не статья, а обрывки отдельных фактов.
    Лет 15 назад меня попросили написать статью про историю эмиграции из России. Я назвал статью фразой из М. Цветаевой: «Тяга Руси – из Руси вон». Подойдя к середине 19-го века понял, что статьёй не обойдешся, надо писать книгу. На такой подвиг я не был способен и бросил эту затею.
    Попробую выложить только несколько фактов.
    Во-первых, о статье. **А когда в истории России сие явление (эмиграция) началось? Относительно недавно, в конце XVI века!**
    Если следуя Ломоносову, написавшему историю русского народа с библейского Ноя, то, действительно, недавно. Но по Ключевскому, считавшему, что русская нация сформировалась в 16-ом веке, то эмиграция началась с момента образования русских как нации. Я думаю, что эмиграция (бегство) началось еще раньше – в те времена, когда норманские викинги кнутом и мечом превращали несчастные угро-финские племена в «славян».
    Но начнём с 16-го века. В самом начале этого века в Московии были сожжены наиболее известные члены секты жидовствующих. Остальные бежали в Литву. Большинство из них со временим перешли в иудаизм.
    Из наиболее известных в этом же веке бежали из Московии: князь Шуйский Иван Дмитриевич Губка бежал Литву в 1536 году. Для того чтобы остальные родичи не последовали за Иваном Губкой, с оставшихся Шуйских были собраны “поручные записи”.
    В 1563 году в Литву бежит князь Курбский со своей семьёй. Он удивил литовцев варварскими обычаями Московии.
    Приблизительно в то же время «утекает» Иван Федоров, в эмиграции поменявший фамилию на Khedorovich. Будучи одним из первых в Московии книгоопечатником (ученик датского типографа Ганса Миссингейма), его бегство было вполне понятно - какая может быть жизнь у книгопечатника в стране, где единственно грамотное сословие (духовенство) поучает: «Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию; а се грехи – учиться астрономии и еллинским книгам»?
    При разгроме и захвате Московией Новгорода и Пскова, часть жителей была вырезана, частьбежали в соседние страны, остальные угнаны в Московию.
    Вообще из Московии/России всегда бежало много простого народа, что заставило Ивана Грозного писать письма Великому Князю Литовскому и польскому королю с требованием вернуть беглецов из «царства Московского».
    О «смышлённых боярских отроках», посланных на Запад. Соловьев писал вроде бы о пяти, но я могу ошибаться. Когда через несколько лет новый царь (Михаил Романов) потребовал их возвращения на родину, то они отказались, а один из них – боярский сын Никифор Арефьев, сказал, что «он Бога молит за тех купцов, которые вывезли их из Московии».
    (Предсказание Ломоносова сбылось – российская земля родила «быстрых разумом Ньютонов», которые догадались, что этими словами Никифор пытался убедить себя, что он правильно сделал, что «утёк» из Московии.)
    17-й век. В договор от 17 августа 1610 г., на условиях которого Москва присягнула королевичу Владиславу, польский король Сигизмунд 3-ий внёс среди прочего следующее условие: «.... каждому из народа московского для науки вольно ездить в другие государства христианские, и государь имущества за это отнимать не будет». Но русское боярство эти крамольные для Московии/России слова вычеркнуло из договора, т.е. руский человек не представлял себе, что можно жить не в рабстве, хотя понять «лучших людей» (боярство) можно: "Русским людям служить вместе с королевскими людьми нельзя ради их прелести, – отмечал в XVII в. князь И. Голицын, – одно лето побывает с ними на службе, и у нас на другое лето не о

    • продолжение - "Русским людям служить вместе с королевскими людьми нельзя ради их прелести, – отмечал в XVII в. князь И. Голицын, – одно лето побывает с ними на службе, и у нас на другое лето не останется и половины русских лучших людей, не только что боярских детей, останется, кто стар или служить не захочет, а бедных людей не останется ни один человек".
      В том же 17 веке князь И. А. Хворостин, тотально не принимавший ничего отечественного, сказал, что «народ в Москве глупый, говорить не с кем» и просил разрешения выехать в Европу. Казалось бы, ну не хочет тут человек жить, так пусть живёт, где ему нравится. Но это человеческая логика. Логика людоеда – не пущать. Как это винтик/щепка возомнил себя человеком? Его сослали в дальний монастырь, где он и умер.
      Не все просили разрешение уехать. Многие просто бежали пополняя ряды вольных казаков или растворяясь среди других народов. Но гораздо больше простолюдинов не изменяло Родине, не бежало заграницу, а оставалось в Московии примыкая к бандам разбойников-убийц (или создавая новые) , наводя ужас даже на Москву.
      После Собора 1667 года, в России началась религиозная миграция, усилившаяся во время правления царевны Софьи и при патриархе Иоакиме. В исторических исследованиях 20-го века это получило название «3 века религиозной эмиграции». Самая большая группа религиозных эмигрантов переселилась на земли Речи Посполитой, в балканские владения Османской империи (Молдова и Валахия). В 1685 году группа староверов-поповцев основала слободу Ветка в белорусском Полесье, под властью польского короля, которая стала 40-тысячным городом, центром старообрядческой эмиграции.
      После разгрома Ветки русскими войсками в 1764 году, старообрядцы (те, кототорым удалось спастись) бежали ещё дальше - в Австрийскую империю.
      Из пограничных с Литвой областях народ (особенно раскольники) бежали за границу массами. В течении десяти лет около двухсот пятидесяти тысяч бежало в Польшу, и Литву. Когда русские войска возвращаясь из Данцига (1734), шли обратно в Россию, они получили приказ хватать всех эмигрантов, на которых они набредут на пути, и силою возвращать их на родину. Тысячи несчастных были схвачены и сосланы в Сибирь.
      В 1709 году во владения турецкого султана, бежало несколько тысяч казаков-некрасовцев, участников крестьянского Булавинского восстания. В Османской империи некрасовцы поселились в области Добруджа (современные Болгария и Румыния), по соседству с ними жили переселившиеся сюда раньше беспоповцы и липоване. Казаки-некрасовцы соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге».
      Из посланных Петром на учебу на Запад боярских и дворянских детей большинство вместе с приставленными к ним солдатами не вернулись, а «те, что вернулись ничего не знали».
      В конце XVIII в. русские поселенцы появились и в европейских странах: во Франции (1774 г.), Германии (в городах Галле, Марбурге, Иене и др.) где еще с середины XVIII в. начала обучаться русская дворянская молодежь.
      Достаточно много было «невозвращенцев». Из известных людей невозвращенцем был сподвижник Петра 1-го А. Веселовский, которого Вольтер рекомендовал Екатерине Второй как умного и образованного человека. Когда очередная царица звала Веселовского вернуться в Россию, он наотрез отказывался.

      • Владимир Радченко, "4 (15) декабря 1762 г. Екатерина II подписала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». Органичным продолжением данного документа стал манифест от 22 июля (2 августа) 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах».
        "Всего с 1763 по 1766 годы в Россию было перевезено более 30000 человек. Вызыватели смогли сагитировать и направить в Россию 14960 человек, что составило половину общей численности прибывших в Россию колонистов, или 56 % поселённых в районе Саратова."
        По-видимому в Германии было не вельми зело!

        • Владимир Радченко, "4 (15) декабря 1762 г. Екатерина II подписала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». Органичным продолжением данного документа стал манифест от 22 июля (2 августа) 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах».
          "Всего с 1763 по 1766 годы в Россию было перевезено более 30000 человек. Вызыватели смогли сагитировать и направить в Россию 14960 человек, что составило половину общей численности прибывших в Россию колонистов, или 56 % поселённых в районе Саратова."
          По-видимому в Германии было не вельми зело!

      • окончание - **Указ Петра III «О вольности дворянства…» от 1762 года разрешил вольный выезд за границу представителям просвещенных классов. Бегство навсегда практически прекратилось.**
        Во-первых, это касалось только просвещенных классов, т. е. 1.5-2% населения, а на остальных: мещан, ремесленников, купцов, духовенство уж не говоря о крестьянах, составляющих подавляющее большинство населения, не распространялось. Во-вторых, даже дворянам было не так легко (как в европейских странах) выехать Заграницу. Требовалось получить разрешение высших государсвенных чиновников или самого царя. Многим такое разрешение не выдавали, например, Пушкину, писавшему Вяземскому, «Если царь даст мне свободу, то я месяца не останусь» и мечтавший «удрать в Париж» и «никогда в проклятую Русь» не возвращаться.
        Многие представители «просвещенного класса», легально выехавшие «пожить» на Запад, так навсегда там и остались и даже когда царь требовал их немедленного возвращения, например, после революции в Европе в 1848 г., не вернулись.
        Другие из «просвещенного класса» открыто заявляли, что они «бежали из России, как бегут из зачумленного города». (Владимир Печерин, «утек» в 1836 и перешел в католицизм, подтвердив слова M. П. Погодина, что не будь государственного запрета на выход из православия (в XIX в. переход в другую веру считался в России уголовным преступлением), половина крестьян перешла бы к раскольникам, а половина образованного общества обратилась бы в католичество).
        Во время царствования Николая 1-го из известных людей бежал в Европу князь Петр Долгоруков написавший: «Родился я в качестве привелигерованного холопа в стране холопства всеобщего».
        Вокруг А. Герцена в Лондоне образовался достаточно большой круг, как их потом назвали, русских европейцев.
        Глинка Михаил Иванович (композитор, автор оперы "Жизнь за царя") «утекал» очень эмоционально: 27 апреля 1856 года Михаил Иванович уезжая из России в Германию, разделся на границе... догола, до самого гола, бросил на землю платье, чтоб и духу русского с собой случайно не прихватить, плюнул на русскую землю и крикнул: "Дай Бог мне никогда больше не видеть этой мерзской страны и ее людей" - и шагнул под шлагбаум
        Простонародье не заморачивалось с получением разрешений, на которые у них и не было прав, а при удобном случае бежало или попав за границу попросту оставалось там. Так в 1814 г. после взятия союзными войсками Парижа из русской армии дезертировало и растворилось во Франции десятки тысяч солдат. Вот как об этом пишет будущий генерал Баранович: «Когда же мы прибыли на границу России, то слышали, что из всего войска остались во Франции до сорока тысяч нижних чинов, о возврате которых Государь Александр и просил короля Людовика XVIII. […] Но король не в состоянии был исполнить государеву просьбу за утайкою французами беглецов, и потому ни один не возвратился». А генерал Ростопчин так описывает французский поход: «Из конно-гвардейского полка в одну ночь дезертировали 60 человек с оружием и лошадьми. Они уходят к фермерам, которые не только хорошо платят, но еще отдают за них своих дочерей». После реформ Александра 2-го, которого в России называют «освободителем», а в Польше «вешателем», эмиграция из России стала исчисляться миллионами.

  • После недавнего прочтения книг атамана Петра Краснова о гражданской войне понял почему линяли в 1918-1920 гг. - просто спасали свое физическое существование. Такого беспредела не описано ни у Шолохова, ни у А. Толстого, ни у Бабеля.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 5 февраля 2019 в 00:08 отредактирован 5 февраля 2019 в 00:10 Сообщить модератору

    БОльшая часть "мозгов" утекала и превращалась в "руки". Обслуживающие заправки, официанты, садовники, строители, водители...
    В среднем, на 100 тыс. уехавших "мозгов" "мозгами" устраивалось значительно менее 10%.

    • Игорь Ткачев, Да что Вы стесняетесь? Пишите сразу 1% или даже 0.1%. Сделайте приятное богоносцам.
      Мне приятель рассказывал как 40 лет назад в NY он в костюме и галстуке шел на работу к 9 часам и свысока смотрел на соседей, которые с 6 утра крутили баранку такси. «Я до сих пор в костюме и галстуке иду к 9 часам на работу, а у моих бывших соседей по несколько жетонов (право на собственное такси), которые они сдают в рент. Зимой они ездят на Карибы, Мексику или Ю. Америку, а лето проводят в Поконо на сваих дачах, которые больше, чем мой дом».

  • Не хватает сравнения с Китаем. Работают ли забугорные исследователи в РФ? А вот в Союзе было немало.

  • Отрицательная селекция - наше все... Скоро одни балбесы останутся.

  • Потому что это исторический экскурс - мне что про Годунова и Петра 1 писать в настоящем времени?

    Из возрастных все.

    Приток есть - дети то рождаются и образовываются - см. начало.

    Не понял в чем претензия к статье?

  • Почему - в прошедшем времени? что, уже все утекли?

    зы

    ротация мозгов вообще-то нормальное явление, на то они и мозги, чтобы искать и открывать.

    Другой компот когда утечка есть а притока нет.

    Есть о чем призадуматься.

    Оценка статьи: 3