А зачем этот предмет остальным? Не историкам? Зачем нужны отвлеченные, далекие от реальности знания о жизни давно умерших людей? Чем помогут события многовековой… да пусть и меньшей, давности? Что было, то прошло. Ещё вспомним, что «История ничему не учит». А жить надо настоящим. И…
Все это так. Почти. Поскольку история — не вполне набор дат и событий, как она выглядит в учебниках. Нет, даты есть, и есть твёрдо установленные факты. И еще то, как воспринимали происходящее современники событий. Остальное — по сути, реконструкция, общепринятая версия которой входит в учебники.
Только не стоит сразу заводить песню об «учёных, которые не понимают». Понимают. И конечно, реконструируют не абы как, а опираясь на проверенные практикой закономерности — исторические, экономические и пр.
И ещё: здесь история стыкуется с психологией. Дисциплиной вполне практической, суть которой в понимании себя и других. История предоставляет замечательный материал для изучения и психологического анализа: исторические личности и ситуации из реальной жизни.
В изучении истории есть сложность: действительных мотивов исторических личностей мы никогда не узнаем. Есть и плюс: исторические события мы видим состоявшимися, зная их предпосылки и последствия. Имея возможность увидеть ситуацию в развитии, от начала и до конца. Значит, можно проанализировать поведение участников, а главное — попытаться понять их мотивы.
Попытаться! Ясно осознавая, что это не знание, а историческая реконструкция, версия. Если только сам персонаж не изложил свои мотивы в письмах, мемуарах, дневниках. Именно сам! К воспоминаниям «очевидцев» об услышанном «случайно» или в «личной беседе», тем более слышанном в передаче третьих лиц, стоит относиться осторожно. И совсем осторожно — если мысли исторических личностей излагаются без ссылок на источники.
Что полезного в подобном «историческом психоанализе»? Смотря для кого! Для психолога (особенно будущего) это интересная практика. Для историка — понятно, «просто» часть обычной работы. Для всех остальных — отличное упражнение для развития аналитического мышления.
А для интересующихся историей — способ и возможность эту историю понять. Не запомнить, где и когда происходили некие события. Именно понять: как и почему происходили именно они и именно так. Уловить внутреннюю логику происходящего.
Обязательно (без этого ничего не выйдет!) постараться понять логику исторических персонажей. И естественно, логику событий «вообще», в целом.
Зачем все это нужно?
Во-первых, и нужно не всем, а тем, кто историей и так интересуется.
Во-вторых, в прошлом и настоящем действуют одни и те же принципы и закономерности, одна логика развития событий.
То есть, научившись понимать прошлое, нам много проще понять настоящее.
История - просто набор занимательных рассказов. "Если из истории убрать всю ложь, то это не означает, что останется только правда, может вообще ничего не остаться" - эту цитату часто повторяют на телеканале История. Говорят, что история учит одному: она никого ничему не учит. Хотя, одно исключение указать можно - послереволюционный "красный" террор затянувшийся до 1953 года, был скопирован Лениным с террора Французской революции.
0 Ответить
Анатолий Григорьев, если для вас это не более чем набор рассказов... что ж, я вам искренне сочувствую. видимо, история так и останется для вас закрытой.
а насчет фразы с канала "История" - так вспомните, в какой программе сие повторяют. и каков настрой и тон этой программы
0 Ответить
Вся история - интеллектуальный тренажер для умеющих думать?
Однако...
Во всяком случае эта тема - много умнее вчерашней статьи о вреде чтения. Хотя и та статья и эта - скорее - провокационные, заставляющие читателя думать и предлагать свои аргументы.
...а, действительно - зачем "эти историки" измышляют гипотезы, ездят в экспедиции, выкапывают из земли какие-то черепки?
Или, сидя в удобных креслах, выводят название города Холмогоры из норвежского "Kalmi-vaare" (могилы-холмы), доказывая норвежское происхождение русских северян-поморов... - зачем? Из политических соображений?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Кроме того, сопоставление реальностей, например, зарплаты нашей семьи 2000 года (4500 руб.) и нынешней пенсии (23 тыс. руб.) показывает, что уровень доходов в сопоставимых ценах не изменился. Изменилась структура расходов. Сейчас много идет на непрерывную модернизацию своего дома и содержание авто. В прошлые времена об этом даже не задумывались. Как жили от зарплаты до зарплаты, так и живем от пенсии до пенсии. Правда на зубы уже не хватает - приходится варить кашку и жарить котлетки.
Так что исторический взгляд весьма полезен. Утешает.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Изучать может и ни к чему, но интересоваться следует.
Во-первых, мы живем в конкретном географическом пункте. Следовательно, необходимо знать как он появился и чем знаменит в прошлом. Например, родившись в Воронеже нельзя не знать о засечной черте против южных татар и о его роли в судьбе русского флота и русской литературы.
Учась в Ленинграде, с большим уважением постигаешь это болотное чудище.
Переехав на Дальний Восток, невольно сравниваешь времена американского Дикого Запада и российского не менее Дикого и очень далекого Востока.
Возвратившись в новгородскую Европу, обнаруживаешь, что шведы бились с Россией не только у Полтавы и под Нарвой, но и на речке Белой, что протекает через наш райцентр Любытино.
Во-вторых, ты живешь в определенное время и невольно соотносишь его с временем историческим. Пусть оно и многовариантно, очень полезно сравнивать сии варианты. Наш вход в Афганистан в декабре 1979 года был заранее обречен на неудачу, надо было только знать историю британских потуг в этом регионе в веке девятнадцатом. Читая шеститомник У. Черчилля о Второй мировой войне ощущаешь заботу англоамериканцев о солдате и наших Сталиных и Жуковых.
Примерно так.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Николай Аблесимов, так мы почти соседи!
Меня в детстве много вывозили в Устреку, там у нас было нечто вроде дачи. Картошка, грибы без ограничений, даже рыбу можно было ловить, там какое-то озеро было... Еще на "Запорожце" ездили... Несколько лет, потом что-то изменилось и ездить перестали...
А сейчас у меня дача по дороге из М.Вишеры на Любытино (хотя до Любытина там, где поворачиваю, еще полста километров, вроде...)
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Игорь Вадимов, я живу в Зарубино. Это 12 км за Любытино по дороге на Боровичи. Приезжайте в гости. Сейчас идут рыжики и черные грузди - покажу места. Дорогу сделали - можно доехать за час.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Николай Аблесимов, спасибо огромное!
Я пока солоники не собираю - пока прошлогодние банки не кончатся...
Но, как на пенсию выйду - обязательно!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Игорь Вадимов, у нас говорят "соленухи". Вам осталось всего четыре года. Дай, Бог, дотянете.
Оценка статьи: 3
0 Ответить