Во времена своей прыщавой юности я был твёрдо убеждён, что заимствование чужих мелодий — это «родимое пятно» советской эстрады. Однако стоило мне углубиться в историю зарубежной поп-музыки, как оказалось, что на Западе «воруют» ничуть не меньше.
Тут надо отметить, что судебный процесс затевают, как правило, в том случае, если обидчики богаты и знамениты (тогда можно и деньжат срубить, и лишний раз пропиариться). Ещё чаще проблема решается полюбовно и тихо, безо всяких судебных разбирательств (виновные просто откупаются — к удовлетворению обеих сторон).
Но бывает и по-другому…
Наверное, самым громким и продолжительным судебным процессом подобного рода был процесс, посвящённый песне Джорджа Харрисона «My Sweet Lord». А ведь как хорошо всё начиналось…
Молчаливый Джордж всегда был в БИТЛЗ «тёмной лошадкой». И хотя такие песни, как «While My Guitar Gently Weeps» и «Something», уже свидетельствовали о недюжинном потенциале гитариста, по-настоящему он развернулся уже после распада четвёрки. Более того — среди экс-битлов именно Харрисону (а не Леннону или Маккартни) удалось первым подняться на вершину американского хит-парада.
Историю «везучей» и одновременно «роковой» песни следует начать издалека.
Как известно, в 1966 году Харрисон не на шутку увлёкся кришнаитской религией, заодно подсадив на неё огромную часть своих фанатов. Тогда же он приобрёл и пластинку с мантрами — эдакими песнопениями-заклинаниями — вроде знаменитой «Харе Кришна Харе Рама». Сначала Харрисон распевал их сам, а потом подумал, что неплохо бы (для пропаганды кришнаизма) вставить их в поп-песню.
Интересно, что будущий хит — «My Sweet Lord» («Мой милый Господь») — Джордж изначально написал не для себя, а для друга — певца Билли Престона.
Случилось это в декабре 1969 года в Копенгагене, куда Хариссон, Престон и Эрик Клэптон приехали на выступление дуэта DELANEY & BONNIE — в качестве «почётных гостей».
Свою песню Харрисон задумал как некий «эклектический» религиозный гимн, в котором христианская хвала Господу — «Аллилуйя» — плавно перетекала в мантрические «Харе Кришна…» и «Гуру Брахма…».
Джордж Харрисон:
«„Аллилуйя“ — это радостное восклицание у христиан, в отличие от него мантра „Харе Кришна“ имеет ещё и скрытый смысл. Она — нечто большее, чем просто прославление Бога; это обращение к Богу с просьбой стать Его слугой. Мантра построена особым образом, а её звук обладает мистической духовной силой и этим она намного ближе к Богу, чем те слова, какими христиане сейчас описывают Его.…Я задумал взять их хитростью, поэтому „My Sweet Lord“ звучит как обычная популярная песня. А идея была такая: слово „Аллилуйя“ не вызывает у людей раздражения… этим мы и поймали их на удочку: к тому времени, когда должна зазвучать мантра „Харе Кришна“, они уже притоптывают ногой и поют: „Аллилуйя“, — это как бы усыпляет их бдительность. Внезапно начинает звучать Харе Кришна, а они всё будут продолжать подпевать, пока не поймут, что произошло, и не подумают: „Э, да я, кажется, не особенно любил это Харе Кришна“! … Это была просто маленькая хитрость. И это не было оскорблением».
Тем не менее многие христиане оказались недовольны. Одни просто объявили песню сатанинской. Другие стали распевать её в усечённом виде — без кришнаитских мантр. Слышал я и растафарианскую версию, где вместо «Алилуйи» и «Харе Кришны» вовсе поётся «Растафа-а-ра».
В 1970 году «My Sweet Lord» вышла на сингле в исполнении Билли Престона, но успеха не имела. Вот тогда-то за неё взялся сам автор, позвав на подмогу Эрика Клэптона, Ринго Старра и группу BADFINGER. Авторская версия вошла в сольник Харрисона «All Things Must Pass», а в ноябре 1970-го вышла синглом в США, где быстро поднялась на вершину топа.
Вот тут-то и разразился скандал.
Оказалось, что мелодия Харрисона откровенно похожа на песню «He's So Fine» американского женского квартета THE CHIFFONS. Более того, эта песня тоже была хитом № 1 — в далёком 1963 году.
Так как автор «He's So Fine» — Рональд Мэк — к тому времени уже умер, его авторские права перешли к компании «Bright Tunes». Она-то и решила поживиться за счёт успешного, но неосторожного, «экс-битла». Уже в марте 1971-го доходы от «My Sweet Lord» были «заморожены».
Судебный процесс был громким и длился аж до 1976 года.
Квартет THE CHIFFONS в это время тоже не дремал. Пока суд да дело, девушки успели в 1975 году перепеть песню. Причём не свою оригинальную «He's So Fine», а именно «My Sweet Lord» Харрисона. Тем самым доказав, что плагиат плагиатом, а песня у Харрисона поинтереснее и поизвестнее будет.
Но вернёмся к суду…
В связи со спецификой тяжбы на роль судьи был избран Ричард Оуэн — бывший музыкант и дирижёр. А Харрисону приходилось играть свой хит прямо на судебном заседании, куда тут же сбегались зеваки из других судебных залов — посмотреть бесплатное представление.
Джордж до конца отрицал факт умышленного «воровства» и даже говорил, что если уж искать источник вдохновения, то это скорее старый христианский гимн «Oh Happy Day» в исполнении группы EDWIN HAWKINS SINGER. Не помогло… Харрисона признали виновным в «неумышленном плагиате» и обязали выплатить компенсацию в размере 1,6 млн. долларов.
Замученный судом певец в итоге написал обо всей этой тяжбе саркастичную композицию «This song» («Эта песня»), на которую снял не менее саркастичный клип.
Перевод — Саша Исаев:
…В этой мелодии нет ничего яркого,
Эта мелодия ни плоха, ни хороша и она стала той,
О которой мой эксперт говорит мне, что всё в порядке…
Если вы думаете, что на этом инцидент был исчерпан, то глубоко ошибаетесь. Невероятно, но вскоре с «My Sweet Lord» решили срубить деньжат ещё раз!
Подлянку музыканту подкинул не кто-нибудь, а… его бывший менеджер Аллам Клейн. Сначала он просто купил компанию «Bright Tunes» вместе с правами на «He's So Fine», а потом снова подал на Харрисона в суд!
Однако на этот раз судьи посчитали поступок менеджера наглым и беззаконным. Они не только отказали Клейну, но и позволили Харрисону самому выкупить «Bright Tunes» и «He's So Fine» заодно. Таким образом, в 1991 году Джордж, наконец-то, получил законные права и на свою, и на чужую песню.
А вот с композитором Григорием Гладковым никто судиться не стал. Хотя в песне к знаменитому мультику «Пластилиновая ворона» откровенно цитируется «My Sweet Lord» (в районе слов «А тут лиса бежала» — слушать, начиная с 1 мин. 19 сек).
Харрисон оказался не только первым, но и последним из «экс-битлов», записавших американский хит № 1. Этим хитом стала уже прямая кавер-версия на песню «Go My Mind Set On You» («Мои мысли только о тебе»). Песню написал композитор Руди Кларк, а первым исполнил Джеймс Рэй — ещё в 1962 году.
Харрисон же издал свою версию в 1987 году и сопроводил забавным клипом.
В 2002 году Харрисона не стало. Тогда же в память о музыканте была переиздана «My Sweet Lord». Стоит ли говорить, что песня стала № 1 в Британии, тем самым повторив рекорд «Богемской Рапсодии» (тоже переизданной после смерти Меркьюри). Имеется в виду факт восхождения на вершину британского топа одной и той же версии песни дважды.
Все доходы от переиздания «My Sweet Lord» пошли в благотворительный фонд Джорджа Харрисона.
Что еще почитать по теме?
Кто такая Лэйла из песни Эрика Клэптона?
Хиты 1970-х. Как споры по поводу роялти погубили авторов знаменитой баллады «Without You»?
Как и кем были написаны хиты «While My Guitar Gently Weeps» и «Something»? Памяти Джорджа Харрисона
Плагиат это очень тонкая и сложная штука.. многие, если не большинство шедевров мирового искусства, это перепевы на ранее звучавшие мотивы. То же в живописях, не говорю уж про литературу и прочую поэзию - даже Наше Всё этим не гнушался, за что мы ему очень благодарны.
Оценка статьи: 5
0 Ответить