Столь странный стилистический разнобой — следствие неравного компромисса, который сложился между продюсерами группы и самими музыкантами.
Так уж получилось, что, помыкавшись три года в безызвестности, SWEET решили подписать в 1971 году контракт с творческим тандемом Никки Чинна и Майка Чэпмена (сокращённо «Чинничэп»). Эти сонграйтеры обладали безошибочным коммерческим чутьём и за свою долгую карьеру раскрутили немало успешных исполнителей (Сюзи Куатро, SMOKIE, MUD). Однако сначала они обкатали свой творческий метод именно на SWEET.
В результате у музыкантов возникла дилемма. С одной стороны, они хотели играть жёсткий рок в духе DEEP PURPLE. С другой — само их существование напрямую зависело от тех баблгам-песенок, которые поставлял «Чинничэп». Особенно группа обижалась, когда их приглашали в студию только для записи вокала, а прочее записывали профессиональные музыканты-наёмники.
Тогда-то продюсеры и предложили им такой вариант: мол, на первую сторону синглов помещаем хиты Чинна и Чэпмена, а на вторую — пишите что хотите.
Филл Уэйнман, продюсер:
«Они были группой „Джекил и Хайд“, потому что на стороне, А играла музыка одного типа, а на стороне B — совсем другого типа. Мы даже подумывали — не сделать ли из них SWEET & SOUR (СЛАДКИЕ И КИСЛЫЕ)?»
Как бы то ни было, именно хиты «Чинничэпа» вывели группу на вершины британских чартов. Взять хотя бы знаменитый «Blockbuster» 1973 года, сразу приковывающий внимание слушателя сиреной воздушной тревоги.
Песня стала первым и последним синглом SWEET, возглавившим британский топ. Интересно, что за первое место «Blockbuster» боролся с песней Дэвида Боуи «Jean Genie», имеющей схожий гитарный рифф (хотя истоки этого риффа можно узреть ещё в песне Бо Диддли «I'm Man»).
Энди Скотт, гитарист SWEET:
«Клянусь, что не слышал той песни Боуи до того, как наша была выпущена… Как только я услышал ее по радио, я позвонил Ники Чинну. Нам было немного жаль, что „Blockbuster“ появился на неделю позже, зато он стал Номер Один».
Ещё ярче вышел другой хит «Чинничэпа» того же 1973 года. Хотя он и не дотянул одной позиции до вершины британского топа, зато его заметили в США, где сингл стал № 5.
Называлась композиция «Ballroom Blitz» («Блицкриг на танцполе»). По легенде на идею песни авторов натолкнул инцидент, произошедший 27 января 1973 года во время выступления SWEET в шотландском городке Килмарк. Тогда публика изрядно перебрала горячительных напитков, разухабилась и начала метать опустевшую тару прямо в музыкантов. Шквал бутылок был таким, что группа всё бросила и ретировалась со сцены.
Позже Квентин Тарантино даже подумывал сопроводить этой песней сцену в к-ф «Бешеные псы» (1992) — ту, где герою отрезали ухо. Однако потом передумал и заменил «Ballroom Blitz» на «Stuck In The Middle With You» группы STEALERS WHEEL…
Несмотря на разностилевую сумятицу, была у SWEET одна характерная «фишка» — гармоническое многоголосие, которое доведёт до совершенства уже другая группа — QUEEN. Надо сказать, что музыканты SWEET всегда считали, что идею «квины» у них просто «передрали».
Энди Скотт:
«Помню, как я криво улыбнулся, встретив в Лос-Анджелесе Брайана Мэя. Вышла „Bohemian Rhapsody“, в которой определенно были похожие моменты. Я сказал Брайану, что мне нравится её последняя часть, что она очень напоминает нашу „Action“. Что ж, всё в порядке. Выпрашивайте, воруйте и заимствуйте».
Кстати, в упомянутой «Action» SWEET пели о стремлении вырваться из тисков шоу-бизнеса, хотя ко времени создания песни им это уже удалось. Уже на альбоме «Sweet Fanny Adams» (1974) Чинну и Чэпмену принадлежало всего две песни. А в следующим году SWEET вовсе разорвали контракт с тандемом и стали тем, кем всегда хотели быть — хард-роковым коллективом.
Однако в 1978 году — в процессе работы над альбомом «Level Headed» — группа неожиданно вновь сменила стиль. В поисках чего-то свежего музыканты решили попробовать себя в прогрессивном роке — стиле полифоническом и сложно аранжированном. Соответственно, пришлось расширить и инструментарий до скрипки, клавишных и духовых (для чего были приглашены музыканты со стороны).
Единственным хитом альбома стала замечательная «Love Is Like Oxygen» («Любовь подобна кислороду»). Её автором выступил гитарист Энди Скотт, а клавишное интро придумал Тревор Гриффин.
Энди Скотт:
«Тревор сочинил фортепианную часть, которая немного напоминала SUPERTRAMP, а я сделал рифф, по звучанию несколько схожий с одной из моих любимых песен: „You Really Got Me“ группы KINKS. По идее, эта комбинация аккордов не должна была бы „покатить“, но всё сработало как нельзя лучше».
Сингл «Love Is Like Oxygen» (с вырезанным вступлением на фо-но) занял 9-е место в британском хит-параде, а песню номинировали на премию «Ivor Novello» как «песню года».
К сожалению, сам альбом популярностью не пользовался да и в группе уже наметился разлад, стимулированный беспробудным пьянством вокалиста Брайан Коннолли.
Энди Скотт:
«…то, что ему досталась фраза „There's a rumour going round the town / That you don’t want me around“ („По городу ходят слухи, / Что вы больше не хотите иметь со мной дела“), — это чистое совпадение (принимая во внимание то, что случилось впоследствии). Честное слово, это правда. Эта песня помирила нас и побудила двигаться дальше».
Однако уже в 1979 году Конноли покинет группу и «золотые дни» SWEET закончатся.
Что еще почитать по теме?
Как Дэвид Роберт Джонс стал Дэвидом Боуи и выпустил свой первый хит? История песни «Space Oddity»
Группа «Queen»: всё так же популярны?
Про какой «Дым над водой» пела группа DEEP PURPLE?
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...