Почему все так любят злорадно говорить, что на детях гениев природа отдыхает? А что, кто-то обязан быть гением? А просто достойным человеком никак нельзя?
Александр Пушкин попросил жену назвать младшего сына в честь своего предка — Григория Пушки, боярина и воеводы.
Григорий Александрович Пушкин родился в 1835 году. Ему не было и двух лет, когда на дуэли смертельно ранили его отца. Он закончил Пажеский корпус, начал служить в конном полку под командованием отчима, потом долго и честно служил, ушел подполковником.
Много лет он посвятил сохранению наследия отца: отстаивал права с издателями, приводил в порядок Михайловское, отремонтировал и восстановил кабинет поэта. Если кто помнит картину Н. Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском», то интерьер на картине — именно «восстановленный» Григорием Александровичем. Он организовывал концерты, памятные вечера и выставки в честь отца. Занимался Григорий Пушкин и благотворительностью — строил больницы, приюты и читальни.
Государство попросило Григория Александровича продать имение в казну. Он был по договоренности с братом единственным владельцем, очень переживал, но все же решился: продал Михайловское государству. Напоследок он обустроил за свой счет там приют-санаторий для литераторов. После этого Григорий Александрович вместе с женой уехал в ее имение под Вильно.
Маркучай (Маркучяй, Маркутье) был когда-то за городом, сейчас — часть Вильнюса или ближний пригород. Имение жены Григория Александровича было немалым — 270 га.
Варвара Алексеевна Пушкина (Мельникова в девичестве и Мошкова в первом браке) получила его в наследство от своего отца. Кстати, была она племянницей первого министра путей сообщения Российской империи, одного из авторов проекта железнодорожного сообщения Санкт-Петербург — Москва, Павла Петровича Мельникова (памятник ему стоит на Площади Трех вокзалов в Москве). А ее отец строил железную дорогу Петербург — Вильно.
Дом был деревянный и летний, супруги его обустраивали для зимнего житья: ставили печь, обивали стены. Общих детей у них не было.
Все последние годы они прожили в этом деревянном доме — совсем не «палаты каменные». А ведь Григорий Александрович был членом судебной палаты Вильно, много занимался благотворительностью: попечением приютов, больниц и гимназий.
Жили тихо и скромно. Гуляли по своему огромному парку. Играли с собаками, одна из которых тоже сейчас лежит неподалеку от хозяев с забавной надписью: «Верному другу Бену. Последний потомок Фаньки и Бойки».
Сейчас в Маркучай большой парк с озерами, могилы Григория Александровича и его жены, часовня святой Варвары (наверное, не случайное совпадение с именем владелицы), памятник и государственный Литературный Музей
Жена Григория Александровича, которая пережила мужа на 30 лет (но и была значительно моложе), оставила завещание, в котором говорилось:
«Дом в Маркучай не может отдаваться внаймы или в аренду, а всегда должен быть в таком состоянии, в каком находится теперь, при моей жизни, дабы в имении Маркучай сохранялась и была в попечении память отца моего мужа, великого Поэта, Александра Сергеевича Пушкина, и дабы равно центр имения Маркучай, как и находящийся в нем жилой дом, в доказательство его памяти, всегда служил лишь культурно — просветительским целям».
Музей действующий, причем жилой дом фактически сохранился в неизменном виде (более чем столетний, деревянный!), могилы ухоженные, из музея выходят посетители. Стоит памятник нашему поэту, правда, значится он Пушкинас, но здесь уж так принято.
Плохо только, что музей рано закрывается — в 17.00. В Литве ведь все начинает работать рано, заканчивает тоже рано.
— А приезжайте к нам еще! Все-все покажем.
— Обязательно!
Люди берегут память.
А мы лучше проедем дальше и посмотрим, кто еще здесь жил. Продолжение следует…
Что еще почитать по теме?
Православные храмы Вильнюса: какие они?
Какими талисманами дорожил Пушкин?
Была ли у Александра Пушкина внебрачная дочь?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...