Борис Рохленко Грандмастер

Герард Терборх, «Письмо». Что особенного в этой картине?

Герард Терборх (Gerard ter Borch, 1617−1681) — художник «золотого века голландской живописи», родился в богатой семье, получил отличное образование у своего отца Герарда Терборха Старшего.

Герард Терборх, Подписание Мюнстерского договора о мире, 1648, 45х59 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды Фото: commons.wikimedia.org

В 1632 году он жил в Амстердаме, где получал уроки живописи у Виллема Корнелиса Дейстера и Питера Кодде. В 1634 году он учится у Питера де Молейна в Харлеме. В 1635 году он начинает путешествовать по Европе: Германия, Франция, Испания, Италия.

В 1648 году он — в Мюнстере, присутствует при подписании мирного договора между Испанией и Голландией, пишет коллективный портрет участников (работа была не заказная, как пишут историки, а «для собственного удовольствия»!).

После этого Терборха приглашает к себе испанский король Филипп IV, но работа в качестве придворного художника продолжалась очень недолго (около двух лет) из-за интриг, в результате Терборх возвращается в Голландию и оседает в Девентере. В Девентере он прожил всю оставшуюся жизнь, женился, был членом городского совета. Похоронили его в Цвелле — городке, где он родился (так он завещал).

Герард Терборх, Письмо, 1660, 79х68 см, Королевская коллекция, Лондон, Англия
Герард Терборх, Письмо, 1660, 79х68 см, Королевская коллекция, Лондон, Англия
Фото: commons.wikimedia.org

Герард Терборх писал портреты и жанровые сценки. Среди них картина «Письмо» из коллекции английских королей, о которой известно немного больше, чем об остальных его полотнах. Картина находилась в галерее амстердамского коллекционера Яна Гильдмейстера. Свидетельством этому — полотно Адриана де Лели. На ней видно «Письмо», которое висит на стене (у левого края полотна).

Адриан де Лели, Художественная галерея Яна Гильдмейстера, 1794, 64х85 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды
Адриан де Лели, Художественная галерея Яна Гильдмейстера, 1794, 64х85 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды
Фото: commons.wikimedia.org

Чем картина покоряла любителей живописи? В ней нет никакого движения (разве что мальчик ставит на стол поднос), она спокойна — в ней не просматривается интрига. И в то же время в ней есть нечто, она все время притягивает взгляд.

Адриан де Лели, Художественная галерея Яна Гильдмейстера, фрагмент
Адриан де Лели, Художественная галерея Яна Гильдмейстера, фрагмент
Фото: commons.wikimedia.org

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что эта притягательная сила — в исключительной цветовой гамме, в мастерской передаче художником игры света на тканях и других поверхностях (отсветы на позолоченной люстре, на рыжих волосах мальчика).

Герард Терборх, Письмо, фрагмент "Пишущая девушка"
Герард Терборх, Письмо, фрагмент "Пишущая девушка"
Фото: commons.wikimedia.org

Интриги нет, но персонажи как бы разговаривают друг с другом. Стоящая девушка читает письмо и одновременно диктует ответ. Сидящая девушка записывает, но при этом как бы критически оценивает то, что произносит ее подруга (или сестра). Ее лицо явно говорит о том, что ей не нравится происходящее. И у мальчика на лице читается некоторое недоумение. Только пес, лежащий на табурете, совершенно спокоен.

Герард Терборх, Письмо, фрагмент
Герард Терборх, Письмо, фрагмент
Фото: commons.wikimedia.org

В тексте, сопровождающем картину, говорится о том, что мальчик очень похож на портрет сводного брата художника Джерарда Мозеса, а девушка, которая стоит и читает письмо, может быть Гезиной Терборх, его сводной сестрой.

Портрет сводного брата художника Мозеса не только невероятно хорош, но и доносит до нас некоторые подробности картин Терборха. Мозес прожил короткую жизнь — он умер в возрасте 22 лет. Судя по картинам Герарда, они были очень близки: этот мальчик — персонаж нескольких картин. На памятном портрете Мозеса есть рыцарские доспехи, часы, морские раковины, череп, маленькая собачка, улитки.

Герард Терборх, Памятный портрет Мозеса Терборха (1645-1667), 1667, 76х57 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды
Герард Терборх, Памятный портрет Мозеса Терборха (1645-1667), 1667, 76х57 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды
Фото: commons.wikimedia.org

О черепе и часах известно, что они присутствуют на всех «смертных» натюрмортах как символы бренности земного существования. Рыцарские доспехи — нет однозначного толкования значения этих предметов на картине: может быть, Мозес грезил стать рыцарем, может быть, Герард этими доспехами подчеркивал благородство своего брата. Улитки тоже не поддаются однозначной расшифровке: это может быть аллегория медлительности Мозеса, а может быть — предмет его занятий.

Герард Терборх, Памятный портрет Мозеса Терборха (1645-1667),   фрагмент "Суета сует"
Герард Терборх, Памятный портрет Мозеса Терборха (1645-1667), фрагмент "Суета сует"
Фото: commons.wikimedia.org

Собачка — это его преданный друг, который присутствует на картинах Герарда.

Картина «Письмо» — семейный портрет всех молодых Терборхов, в том числе — песика…


Что еще почитать по теме?

Можно ли написать письмо на небеса?
Габриэль Метсю, «Женщина читает письмо». От кого?
Сколько красавиц может поместиться на одной картине?

Обновлено 18.10.2016
Статья размещена на сайте 9.10.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: