Его картина «Кружевницы» в мельчайших подробностях показывает зрителю, как плели кружева в XIX столетии. Сюжет картины: в мастерскую пришла заказчица. Может быть, это дворянка, может быть — модистка. Она выбирает кружева. Хозяйка ей показывает кружевную тесьму. Дочка заказчицы стоит справа у стола и пытается рассмотреть содержимое картонной коробки на столе — оттуда свисает конец тесьмы.
Слева расположились кружевницы, рядом с ними стоит (видимо) помощница хозяйки мастерской. Работницы разного возраста и роста: стулья разной высоты, рабочие пульты тоже.
Девушки плетут кружева на коклюшках. Художник не показал зрителю, какие именно кружева, и нет никаких признаков местности, в которой это происходит. Коль скоро художник жил в Брюсселе, то и кружева должны быть брюссельскими.
Специалист по истории искусства Фанни Бёри Полизер (1805−1878 гг.) написала обширный труд о кружевном деле — более 500 страниц. Он был издан в Лондоне в 1863 году. И начинается с упоминания о Федерико де Винчиоло — фабриканте XVI столетия, работавшем при дворе французского короля Генриха II. Он получил монопольное право изготовления кружевных воротников типа «мельничный жернов».
Автор книги приводит фотографии кружев XIII, XIV веков. На фото из книги, изданной в 1588 году, воспроизведен мотив «Пеликан» размером 70×65 ячеек.
Трудно пересчитать количество видов кружев: брюссельские, антверпенские, фламандские, валенсьенские, бургундские, лилльские… В каждой европейской стране были свои традиции изготовления кружев, свои мотивы, свои способы отделки готовых изделий.
В 1768 году появилась сетка, сплетенная на машине, в 1809-м — изобретен тюль, в 1837 году для изготовления кружев применили изобретение Жаккара. Появление машинных кружев резко снизило стоимость производства и сделало их доступными для всех слоев общества.
На картине Базиля де Луза, написанной в XIX веке, зритель видит мастерскую без всяких технических новшеств.
На современном фото видно около 60 коклюшек. Как с ними управляться? Крючком не настолько сложно, но и изделие получается намного проще и грубее.
В своем историческом труде о кружевоплетении Фанни Бёри Полизер не упоминает о вязании крючком: надо полагать, что заказчики даже в далеком Средневековье хотели видеть на себе нечто очень красивое и нежное.
Как сейчас обстоит дело с вязанием коклюшками, сказать трудно. С одной стороны — стремление получить изделие быстро и дешево, с другой — стать обладателем по-настоящему элегантной вещи.
Видимо, есть еще и любители красивого, и вязальщицы, которым интересно не только рукоделие само по себе, но и приятный результат. В Интернете сегодня неисчислимое количество пособий по коклюшкам. Старание освоить этот вид, без преувеличения, искусства приведет любого к огромному удовольствию от созерцания готового изделия.
А пока что дама на картине выбирает кружево…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...