Борис Рохленко Грандмастер

Бартоломеус ван дер Гельст, «Банкет по поводу заключения Мюнстерского мира». Что примечательного в этой картине?

В 1648 году Испания и Республика Соединенных провинций Нидерландов подписали мирный договор, который положил конец Тридцатилетней войне и Восьмидесятилетней войне, Нидерланды стали независимыми от Священной Римской империи. Договор был подписан 15 мая, а через месяц в штаб-квартире гражданской гвардии Амстердама состоялся банкет командиров.

Бартоломеус ван дер Гельст, Празднование Мюнстерского мира 18 июня 1648 года в штаб-квартире гражданской гвардии (гвардии св. Георгия), 1648, 232х547 см, Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды Фото: commons.wikimedia.org

Это событие изобразил Бартоломеус ван дер Гельст (1613−1670). Художник родился в Харлеме, в 1640-х годах заработал славу отличного портретиста. Кроме портретов, ван дер Гельст писал картины и библейские, и мифологические.

Бартоломеус ван дер Гельст, Автопортрет, 1667, галерея Уффици, Флоренция, Италия
Бартоломеус ван дер Гельст, Автопортрет, 1667, галерея Уффици, Флоренция, Италия
Фото: commons.wikimedia.org

На этом групповом портрете — 25 человек почти в полный рост (размер полотна 232 см на 547 см). В сопроводительном тексте музея Рейксмюсеум персонажи перечислены поименно (вероятно, потому, что в таких случаях каждый вносил свою плату в зависимости от величины и места на портрете, и это было где-то записано).

Корнелис ван дер Гельст, Банкет по поводу заключения Мюнстерского договора, фрагмент "Сервировка стола"
Корнелис ван дер Гельст, Банкет по поводу заключения Мюнстерского договора, фрагмент "Сервировка стола"
Фото: commons.wikimedia.org

Картина изумляет тщательностью изображения деталей: костюмы, обстановка, сервировка стола. Одна из особенностей полотна — некоторые персоны смотрятся намного крупнее окружающих: стоящий слева с красным поясом, сидящий в центре с голубым шарфом и справа — с питейным рогом изобилия в левой руке.

Бартоломеус ван дер Гельст, Банкет по поводу заключения Мюнстерского договора, фрагмент "Корнелис Янц Витсен"
Бартоломеус ван дер Гельст, Банкет по поводу заключения Мюнстерского договора, фрагмент "Корнелис Янц Витсен"
Фото: commons.wikimedia.org

Достаточно много известно о том, кто держит в руке рог — это капитан Корнелис Янц Витсен, бургомистр Амстердама, управляющий голландской Ост-Индской компанией, член Адмиралтейства. Он был знаменит еще и тем, что покровительствовал художникам, помог Рембрандту, когда у последнего возникли денежные затруднения с покупкой дома. У Корнелиса была прекрасная библиотека, он покровительствовал философу Адриану Коэрбаху — предшественнику эпохи Просвещения.

У Корнелиса Витсена был сын — Николас Витсен (1641−1717). Пятнадцатилетним юношей он сопровождал отца в его поездке в Англию, то есть с раннего возраста вращался в дипломатических кругах. Николас — доктор права, выпускник Лейденского университета. Кроме того, еще в школе он получил навыки рисунка и гравирования.

В 1664—1665 годах он побывал в России с голландским посольством. Его дневник содержит зарисовки русских городов, быта и нравов тогдашней Руси. В 1693 году открыл собственную торговлю с Россией. Близкий друг Николаса — Андриес Виниус — обучал голландскому языку русского царя Петра I.

Надо полагать, что все персонажи картины внесли весомый вклад в становление независимости Нидерландов и достижение мира. Видимо, все они были одержимы идеей сохранить память о себе, донести ее до потомков. И художник блестяще (и в буквальном, и в переносном смысле) выполнил их пожелания.

Корнелис ван дер Гельст, Банкет по поводу заключения Мюнстерского договора, фрагмент "Чаша для охлаждения вина"
Корнелис ван дер Гельст, Банкет по поводу заключения Мюнстерского договора, фрагмент "Чаша для охлаждения вина"
Фото: commons.wikimedia.org

Благодаря Бартоломеусу ван дер Гельсту потомки знают не только, как выглядели их предки, но и как в те времена сервировали стол, что подавали к столу, как одевались в торжественных случаях.

Сервировка стола: ножи, вилки, тарелки, блюда, кувшины, белые скатерти, салфетки, бокалы с подставкой и без, пироги, булочки, маслины.

Корнелис ван дер Гельст, Банкет по поводу заключения Мюнстерского договора, фрагмент "Костюм, шорты"
Корнелис ван дер Гельст, Банкет по поводу заключения Мюнстерского договора, фрагмент "Костюм, шорты"
Фото: commons.wikimedia.org

Одежда: шитая золотом, белые манжеты, шелковые перевязи и пояса, шорты, гетры, ботфорты, шпоры, шляпы с перьями и с шелковой подкладкой, отложные воротники и «мельничный жернов».

Корнелис ван дер Гельст, Банкет по поводу заключения Мюнстерского договора, фрагмент "Воротник,  шляпа, прически"
Корнелис ван дер Гельст, Банкет по поводу заключения Мюнстерского договора, фрагмент "Воротник, шляпа, прически"
Фото: commons.wikimedia.org

Прически: волосы длинные, волосы короткие, лысины (парики еще не вошли в обиход).

Офицеры гражданской гвардии Амстердама празднуют заключение мира…


Что еще почитать по теме?

Рембрандт: почему его называли мастером философского размышления?Питер де Хох «Приятная компания». Зачем на картине нищий?
Почему художник Александр Юрков забросил краски и «пишет» картины листьями?

Обновлено 4.12.2016
Статья размещена на сайте 20.11.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: