Персонажи картин Стевенса — преимущественно женщины буржуазного круга: переживают радости и горести, делятся впечатлениями с подругами и друзьями. Как пишут искусствоведы, «его манера письма предлагает зрителю задуматься над развитием событий».
«Новая голубая лента». Девушка приятной внешности заглядывает через балкон к своей подружке, хвастается своей новой лентой на шляпке. Есть некоторый контраст между названием картины и выражением лица юного создания: казалось бы, девушка должна светиться радостью. Но что-то не так. Что она могла увидеть, что испортило ей настроение? Или, наоборот, не увидеть что-то или кого-то?
«Мать с детьми». Малышка спит на руках матери, старшая дочь стоит у деревянного забора и смотрит на предгрозовое небо. Счастье материнства — и тревожная атмосфера надвигающегося ненастья. Картина как бы иллюстрирует философский вопрос: «Что будет?»
«После бала». Две молодые красивые женщины (надо полагать, незамужние) в расстроенных чувствах. На столике лежит записка. Что в ней? Объяснение причины отказа от дальнейших свиданий?
Особенность картины — тщательная проработка деталей: ювелирные изделия можно воспроизвести без особых усилий. Критики называли Стевенса «бельгийским Терборхом» за его умение точно передать мелочи и оттенки цветов.
«Воспоминания и сожаление». «Женщина в нижнем белье сидит рядом с комодом, из которого выдвинута доска для письма. На пуфике еще какая-то одежда, шляпка, сложенный веер, здесь же стоит зонт. Письмо вот-вот выпадет из руки, сама героиня как бы не здесь» (текст, сопровождающий картину на сайте музея).
Среди парадных и полупарадных картин и портретов есть «скорбные» (если их можно так назвать).
«Последние известия из Афара». Стол, на столе — глобус и раскрытое письмо. Женщина, видимо, только что прочла письмо, и ей стало не по себе: она еще держит письмо, а левой рукой как бы пытается успокоить неприятное ощущение в сердце. Афар — область в Эфиопии. Правитель Эфиопии Теодрос II (время царствования 1853−1868), усилия которого были направлены на ликвидацию последствий многолетних междоусобных войн, неоднократно приглашал европейских специалистов. Обстановка в Эфиопии была неспокойной, зверствовало множество банд. Вероятно, в письме сообщалось о том, что близкий человек пострадал в результате нападения бандитов, и его состояние остается тяжелым.
«Поминовение». Три женщины: та, что в центре — судя по всему, мать девушек, которые сидят по обе стороны от нее. Видимо, поминают недавно умершего мужа и отца. Почему-то одна из девушек — в белом платье. Возможно, художник не решился написать всех троих в черном. Эта картина была первой, проданной за довольно высокую цену — берлинский коллекционер купил ее за 6000 франков.
«Вербное воскресенье». Женщина в траурном платье ставит за рамку с портретом матери веточку вечнозеленого самшита. Еще одна веточка, что лежит на сброшенной на стул накидке, предназначена для портрета отца (слева).
Еще одно «скорбное» полотно — «Арестованная за бродяжничество». На парижской улице разыгрывается драма: солдаты ведут мать с двумя оборванными детьми в тюрьму. Ее преступление — бродяжничество (кодекс Наполеона, принятый в 1804 году в период правления Наполеона I, определяет бродяжничество как преступление; наказание за это преступление — тюрьма). Прилично одетая женщина пытается что-то передать бродяжке, но солдат не разрешает это сделать. Чуть позади — фигура плотника с лучковой пилой в руках.
На серой стене — объявления об аукционах и о предстоящих балах как контраст с нищетой. Видимо, художник хотел показать, что нищета и бродяжничество не существуют отдельно, они — неотъемлемая часть общества. Одновременно с этим — солдаты, инструмент власти, пытающейся избавить благополучных граждан от соседства нищих и бродяг.
Картина экспонировалась на Всемирной выставке 1855 года. Наполеон III видел полотно, его реакция (как говорят): «Этого не должно быть!» И издал указ о том, что впредь все арестованные за бродяжничество должны препровождаться в полицейский участок в закрытой карете.
Самая большая работа Стевенса — полотно для всемирной выставки в Париже «Панорама столетия 1789−1889» (6 метров высоты и 120 метров длины). Оно было написано вместе с Анри Жерве и размещено в ротонде, построенной специально для этого в парке Тюильри.
Стевенс писал женские фигуры и лица, Анри Жерве — мужские, им помогали пятнадцать художников. 640 портретов самых заметных лиц в истории столетия. Государство не финансировало эту работу, по окончании выставки полотно было разрезано на части, которые получили жертвователи. Естественно, какое-то количество этих фрагментов осело в частных коллекциях, большой фрагмент хранится в музее Карнавале, в Париже.
В 1900 году в Школе изящных искусств в Париже состоялась исключительная выставка — ретроспектива его творчества. Такое при жизни художника ранее не было принято.
При поддержке графини де Грифаль он стал популярным и успешным. Свидетельство этому — в 1905 году в Брюсселе состоялась выставка его работ. Однако этому не сопутствовал финансовый успех, картины продавались недостаточно хорошо.
Альфред Эмиль Леопольд Стевенс пережил своих братьев и друзей и умер в одиночестве в скромной парижской квартире в 1906 году.
Что еще почитать по теме?
Герард Терборх, «Письмо». Что особенного в этой картине?
Художник Гюстав Курбе. Как приструнили бунтаря-художника?
Джорджоне: как художник Возрождения ввел в свою живопись настроение?
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...