• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Печальные картины Джеймса Тиссо. Почему он их рисовал?

У французского художника Джеймса Тиссо (1836−1902) есть несколько полотен, которые можно назвать траурными: на них очень подробно показаны платья, которые в 1860—1880-х годах носили по случаю ухода из жизни близких людей.

Джеймс Тиссо, «Императрица Евгения с принцем империи в парке Кемден, Чизлхерст», 1874 г., 106х152 см, Компьенский дворец, Компьен, Франция Фото: commons.wikimedia.org

В 1869 году Тиссо выставил в Салоне в Париже картину «Вдова».

Сюжет картины: молодая красивая женщина расположилась со своим семейством в парке. На заднем плане — несколько кипарисов, рядом на пьедестале — статуя какого-то древнего героя. Возможно, это ее усадьба: чайный столик, стулья, этажерка. Рядом с ней — девочка и старушка.

Джеймс Тиссо, Вдова, 1869 г., 68х49 см, частная коллекция
Джеймс Тиссо, «Вдова», 1869 г., 68×49 см, частная коллекция
Фото: общественное достояние, artchive.ru

На женщинах — траурные одежды. У молодой — длинное черное платье с квадратным вырезом и без рукавов, блузка из прозрачного черного шелка, оборки на плечах, на воротнике и на запястьях. На руках — нечто вроде перчаток без пальцев (похожее на митенки). Из-под подола видна белая, окаймленная кружевами юбка, черные шелковые чулки, черные туфли с квадратными носами и высоким каблуком, украшенные черным бантом.

Джеймс Тиссо, Вдова, фрагмент
Джеймс Тиссо, «Вдова», фрагмент «Туфли»

Юбка с высокой талией и длинным шлейфом опоясана широким поясом. Ее рыжеватые волосы заплетены в косички и уложены в корону.

Джеймс Тиссо, Вдова, фрагмент
Джеймс Тиссо, «Вдова», фрагмент «Платье и шитье»

Она шьет. Ее лицо говорит о том, что ее мысли далеки от шитья. Мало того, видны ее лодыжки (это было для викторианских мужчин сильнейшим раздражителем). Похоже, что траур скоро закончится (может быть, через месяц-другой). Старушка, которая сидит рядом с ней, тоже носит траур, на ней черная шляпка.

Джеймс Тиссо, «Вдова», фрагмент «Девочка»
Джеймс Тиссо, «Вдова», фрагмент «Девочка»

Для девочки эти строгости в одежде уже в прошлом. И у нее мечтательное выражение. Скорее всего, она тоже в ожидании конца траура, когда можно будет пойти куда-нибудь развлечься: в цирк, в зоопарк, покататься на лодке. А может быть, пойти в гости к хорошим знакомым, у которых есть дети — ее друзья и подружки.

Надо полагать, что в некоторой части мысли мамы и дочки совпадают. А для старушки — утрата невосполнима, она будет преследовать ее еще очень долго, может быть, до конца жизни. Видимо, траур по ее сыну.

В 1874 году Джеймс Тиссо пишет картину «Императрица Евгения с принцем империи в парке Кемден, Чизлхерст».

Императрица изображена в траурной одежде — это был первый год ее траура по мужу, Наполеону III, умершему в 1873 году.

Джеймс Тиссо, Императрица Евгения с принцем империи в парке Кемден, Чизлхерст, фрагмент

Платье на императрице несколько проще, чем на картине 1869 года. Этому может быть две причины (как минимум): изменилась мода или у высочайшей особы не было достаточно денег на шикарное платье. Может быть, для императрицы внешний вид не был важен.

1879 год, из-под кисти художника появляется картина «Сирота».

Джеймс Тиссо, Сирота, 1879 г., 215х109 см, частная коллекция
Джеймс Тиссо, «Сирота», 1879 г., 215×109 см, частная коллекция
Фото: общественное достояние, artchive.ru

В этой картине тот же мотив, что и в картине «Вдова» — траур по мужу и отцу. И черная одежда. Здесь она поскромнее: черная высокая шляпка, приталенное платье с волнистой атласной вставкой. Вероятно, и здесь траур подходит к концу: на лифе приколота хризантема.

Джеймс Тиссо, «Сирота», фрагмент
Джеймс Тиссо, «Сирота», фрагмент

Возвращение к трауру. Что заставляло художника вновь и вновь писать погруженных в печаль? Может быть, он стремился передать чувства людей, потерявших своих близких? Может, он пытался довести до совершенства изображение «черного на черном» (черный шифон и черные кружева)? Может быть, все может быть…

P. S. Траурные одежды были частью обычаев, они были как бы данью уважения к покойным. Длительность ношения траурных одеяний была тоже мерой почитания умершего: королева Великобритании Виктория после смерти ее супруга принца Альберта носила траур 40 лет (до самой своей смерти в 1901 году).

Пять дочерей королевы Виктории в трауре по принцу Альберту. Март 1862 года. Фото.
Пять дочерей королевы Виктории в трауре по принцу Альберту. Март, 1862 г.
Фото: общественное достояние

Естественно, траурные одежды надо было заказывать, естественно, что были мастерские и мастера по пошиву траурных платьев и костюмов, естественно, что были какие-то принятые в этих случаях нормы. Само собой разумеется, что с течением времени эти нормы (или мода, как удобнее) менялись. И несомненно, что траурная одежда могла стоить и дорого, и подешевле.

Реклама викторианской траурной одежды
Реклама викторианской траурной одежды
Фото: общественное достояние

Такую рекламу можно было увидеть в тогдашних газетах.

Объявление гласило: «Траурные одеяния для семьи. Опытные портной и модельер фирмы Джей готовы приехать к вам, где бы вы ни жили в Англии, совершенно бесплатно. Они привезут с собой платья и модели одежды, образцы материалов ценой от одного пенса и выше, по тем же ценам, как если бы вы их покупали на Риджент-стрит. Цены приемлемые для домашних траурных одеяний, очень выгодные для больших и маленьких семей».

Мода на траурные одежды сошла на нет в 20-х годах ХХ века.

Статья опубликована в выпуске 15.02.2017
Обновлено 11.09.2022

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна Беспалова Читатель 23 июня 2019 в 22:21 отредактирован 24 июня 2019 в 11:59 Сообщить модератору

    Уважаемый автор! Картины ПИШУТ, а не "рисуют"

  • Иногда встречаются утверждения о том, что черный цвет как символ траура возник в Европе в средние века.

    Я нашел вот такое упоминание о траурных одеждах в сочинении арабского философа Ибн Хазма (одиннадцатый век нашей эры).


    Ибн Хазм, Ожерелье голубки

    Глава о тех, кто колюбил какое-нибудь качество и не любит после того других, с ним не сходных

    И дальше всех созданий Аллаха стоит от всякой мудрости тот, кто предпочитает тело цвета угля и черное.
    Такой цвет приписывают обитателям геенны, и такова одежда плачущего, лишившегося родных, что надел одежды печали.

    Одиннадцатый век н.э.

    Москва, Издательстов восточной литературы, перевод с арабского М.А.Салье, стр. 49

    Адрес страницы в сети: https://www.litmir.me/br/?b=251687&p=10