София Варган Грандмастер

Путешествие по Беларуси: о чем поют колокола Хатыни?

Почти все туристические маршруты по Беларуси включают в себя посещение мемориального комплекса Хатынь, хотя ни на одной карте нет поселка с таким названием. На карте нет, но посреди густого елового леса, славящегося рекордными урожаями лисичек, находится мемориал, ровно на том месте, где когда-то была обычная белорусская деревня.

Фото: София Варган, личный архив

И вот именно эта деревня, ничем не выделявшаяся из множества других деревень, вдруг удостоилась такой чести — стала мемориальным комплексом, более того — олицетворением человеческого горя и ужасов войны.

Путешествие по Беларуси: о чем поют колокола Хатыни?
Фото: София Варган, личный архив
Все случилось 22 марта 1943 года. До этого дня Хатынь была самой обыкновенной деревней. Сажали картошку, растили детей, на небольших лугах за деревней ходили важные коровы, в хлевах похрюкивали поросята. Правда, в 1943 году уже не ходили и не похрюкивали — пришельцы вымели все под метелочку, оставив жалкие крошки, чтобы будущие рабы только-только не умерли с голоду. Ведь белорусам, как и другим славянам, в соответствии с грандиозными планами захватчиков предстояло тотальное уничтожение, а немногим «счастливчикам» — рабский труд на чужой земле.

Но 22 марта 1943 года о рабах и онемечивании никто не думал. Те, кто приехал в обычную белорусскую деревню, собирались делать только одно — убивать.

Причина была проста: в этот день неподалеку от деревни партизаны обстреляли автоколонну и даже убили немецкого офицера. Что ж, око за око, и мирное население должно было ответить собственными жизнями — таковы были правила той войны.

Всех жителей Хатыни согнали в колхозный сарай. Не жалели никого — ни женщин, ни стариков, ни даже грудных детей. Там была семья Барановских — девять детей, Новицких — семеро детей, Иотко — семеро детей, младшему был только год. У Веры Яскевич на руках был семинедельный сын — и ее вместе с малышом загнали в сарай. Всего трое детей смогли спрятаться — Володя и Соня Яскевичи, Саша Желобкович. Взрослых нашли и загнали в сарай всех.

Путешествие по Беларуси: о чем поют колокола Хатыни?
Фото: София Варган, личный архив

Ну, а затем сарай был заперт, обложен соломой и подожжен. Тех, кто выбегал из горящего сарая, тут же расстреливали. Всего в тот день погибло 140 человек. И половина из них — 75 — были дети до 16 лет! Сейчас детям до 16 нельзя смотреть фильмы со сценами курения…

Из горящего сарая только двое детей смогли выбраться живыми — семилетний Витя Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Витю спасла мать — она накрыла мальчика своим телом, и все пули достались ей, а ребенок, раненый в руку, выжил. Антон получил пулю в ногу и потерял сознание, его сочли мертвым и не добили.

Из взрослых выжил единственный человек — Иосиф Каминский. В момент трагедии ему было 56 лет, он работал кузнецом. Когда он пришел в себя, была уже ночь, угли уже остывали. И несчастный человек в груде обгоревших и израненных тел нашел своего сына — смертельно раненого и страшно обожженного. Мальчик умер у отца на руках.

Путешествие по Беларуси: о чем поют колокола Хатыни?
Фото: София Варган, личный архив

И ведь такая Хатынь была не одна — во время Второй мировой войны только в Белоруссии было сожжено вместе с жителями 186 деревень!

Путешествие по Беларуси: о чем поют колокола Хатыни?
Фото: София Варган, личный архив
Память… Память человеческая коротка. Одно поколение, ну, два…

Молодой человек, регент хора одного из белорусских храмов, рассуждая о Второй мировой войне, рассказал, что храм, в котором он работает, закрывался лишь один раз — в 1939 году, а затем был открыт в 1941, когда территория была оккупирована, и больше не закрывался: после освобождения Беларуси в 1944 году храм не закрыли, и лишь в 2007 году он был закрыт на реставрацию. На этом основании молодой человек сделал вывод, что Гитлер был весьма веротерпимым человеком! Интересно, что от храма, в котором молодой человек руководит хором, до Хатыни — всего-то 60 километров!

Колокола Хатыни
Колокола Хатыни
Фото: София Варган, личный архив

Интересно, а как сочетается с предполагаемой веротерпимостью Гитлера план «Ост», в соответствии с которым должно было быть уничтожено 75% населения Беларуси, а оставшиеся подлежали онемечиванию? И это если говорить только о Беларуси и белорусском народе. А ведь был и Холокост, были жуткие концентрационные лагеря смерти, и список их длинен… И все это — веротерпимость?

Верно говорят: кто старое помянет, тому глаз вон. Но у этой пословицы есть и продолжение: а тому, кто забудет, оба!


Что еще почитать по теме?

По ком звонит колокол? Памяти жертв Холокоста
Как Рудольф Вайгль спасал человеческие жизни?
План «Барбаросса»: как он зародился и почему провалился?

Обновлено 20.03.2017
Статья размещена на сайте 25.02.2017

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мартин Абалкин Мартин Абалкин Читатель 22 марта 2017 в 21:45 отредактирован 23 мая 2018 в 17:16

    Насколько я помню из экскурсии, был ещё мальчик, который смог убежать и упасть в яму. Его догнали два немца. Он стал кричать, чтобы его не убивали. Немцы о чём-то поговорили и ушли. Но, возможно, этот мальчик и был Антон Барановский. И сейчас по уточнённым данным сожжено было более 186 деревень.

  • Война ужасна. Безусловно вечная память всем погибшим.

    Есть разная информация насчет Хатыни: что сожгли ее украинские полицаи, а не немецкие каратели, например.
    И много было и пропаганды и спекуляций на эту тему. И много будет.

    Когда потомки пишут сочинения, переписывая якобы из достоверных источников, а все остальные должны непременно поверить и определенным образом проникнуться, это без меня.

  • Хорошая статья - одно только скребнуло - фраза про "закон той войны" - у той войны был один закон, уменьшить до нескольких миллионов русское население "этих территорий", освободив их для немецких поселенцев и их польских батраков.
    Деревни с людьми жгли не только в случае обстрела немцев "в тех краях", но и "по подозрению в сочувствии к партизанам".

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов, стоит упомянуть, что и сами партизаны убивали за подозрение в "сочувствии к немцам".
      Там много всего было...

      • Игорь Ткачев, Вы же уже написали, что не хотите обсуждать данную тему...
        Мой отец, совсем малым мальчонкой, отдыхал в 1938, 1939, 1940 с мамой в Белоруссии, в деревне Коренево.
        А в 1941м поехали, на их счастье, в другое место.
        Как и вся прочая Белоруссия, деревня была оккупирована почти в один миг ("мы их не ждали, а они уже пришли"(с)). И в 1943м ее, как и другие несколько сотен деревень - спалили.
        С жителями.
        Причем партизаны предупреждали, но была зима и удрать в лес решились всего семья-две.
        После войны выжившие решили на общей могиле не селиться.

        Мы там побывали в начале 70х. Отец мне рассказывал, кто там где жил, где пасека была, а где купались...
        Тихо. Пустынно. На месте где их спалили - памятник был. Обшарпанный уже в 70е...
        Так что... би-и-и-ип...
        если би-и-и-ип... би-и-и-ип... би-и-и-ип... би-и-и-ип...
        какая сво... би-и-и-ип... би-и-и-ип...
        будет мне би-и-и-ип... би-и-и-ип... би-и-и-ип...
        рассказывать о грубых и нехороших партизанах би-и-и-ип... би-и-и-ип... би-и-и-ип... би-и-и-ип...

        ...в общем про зверства партизанского НКВД - это не ко мне.

        Оценка статьи: 5

        • Игорь Вадимов, "воспоминания отца-мальчонки, который отдыхал в Беларуси", "который уехал в другое место" и т.д. - но его потомок, даже не сам отец, который свидетелем не был, уехал и т.д., знает лучше всех-))) Потрясающие свидетельства-)))

          Вот я и говорю, что обсуждать нечего.

          И спорить, и кричать мы будем совсем не о том, о чем заметил, вроде бы предметно и аргументированно, оппонент. А какая разница?!
          -)

          • Я ходил с отцом по огромной поляне у небольшого озера среди безлюдного леса.
            На поляне были холмики правильной формы.
            А отец вспоминал, что вот тут был дом, где им сдавали комнату.
            Вот тут был дом, где жили пацаны, с которыми они купались и ходили в ночное.
            Вот тут жил пасечник.
            А вот тут был сельсовет - где их всех и пожгли.

            Откуда он узнал? Он перед войной ходил в нач.школу (1928 г.р.), а мама списывалась через адрес на узловой станции ж/д. После войны раз написала. Получила ответ - мол, так и так...
            Из тех пацанов, с которыми папа бегал воровать яблоки и купаться, один был в партизанах и остался жив, у него остался адрес в Ленинграде. Они там уже не жили, но соседи передали. Они пару лет переписывались - от него папа узнал подробности.

            И верно - и обсуждать нечего. Фэнтези.

            Когда партизаны пришли тогда в деревню и рассказывали, что едет зондеркоманда и надо немедленно, прямо в ночь и в снег драпать в лес, бросив дома, хозяйство, теплую печь - большинство деревенских тоже ответили "ерунда, не верю, не может быть"
            Какие аргументы могут быть лучше братской могилы с фамилиями, возрастом(от 1 года до 60 лет с гаком) и общей датой смерти?

            "Хатынь" - скорее обобщенное название, ведь в СССР нацисты сожгли даже не сотни - тысячи деревень. И по большей части вместе с жителями. В Хатыни убивали не немцы а западенцы? - Да, правда. А кто им приказы отдавал? А кто их от партизан прикрывал? А в остальных тысячах деревень кто жег и убивал? Те самые западенцы? Или и западенцы (которым немцы приказ отдали) и сами немцы? А на Псковщине и Новгородчине села жгли и людей убивали не только немцы, а больше - латыши, литовцы, эстонцы - нынешние "борцы за независимость", герои прибалтики. И, кстати, русские - те самые предатели из РОА, РОНА и прочих организаций "боровшихся за свободную демократическую Россию".
            Вот между немцами из карательных батальонов и этими уродами из карательных батальонов - я действительно разницы не вижу.

            Оценка статьи: 5

            • Игорь Вадимов, я очень ценю, правда, и отношусь с не меньшим трепетом к подобным воспоминаниям. Все это дорогу каждому из нас. И здесь мы похожи.
              И будучи в Хатыни я также думал и оплакивал тех, кто погиб...

              Про остальное, не вижу повода для спора.
              "Кто жег, кто убивал" - мы с Вами точно не знаем. Мы знаем офверсии (тем более, что есть версия и про украинских полицаев, и про карателей).

              Зная, сколько перевранной правды было, и о ВОВ, в том числе, я утверждать с уверенностью прямого очевидца ничего не буду.
              Есть Миф, есть Память, есть Общий Памятник. Пускай Будут.