Интересный факт — парфюмерные флаконы были известны и в Древнем Египте, и в Древнем Риме. Старинные бутылочки для духов с их изящными изгибами и переливающимися на свету гранями — это своеобразное напоминание об элегантных и роскошных временах, свидетельство того, что в прошлом туалетная комната или туалетный столик дамы была местом, где возвращали красоту.
До какого-то времени ароматные жидкости и флаконы для них существовали порознь: парфюмеры изготавливали духи и туалетные воды, а ювелиры, гончары, стеклодувы — флаконы. Соединение происходило в руках обладателя и того, и другого. Но если у человека не было денег ни на то, ни на другое, он мог получить порцию духов из автомата: бросил монетку — и тебя окутает облачко с приятным запахом (по выбору).
Начиная с XIX века бутылки изготавливались по заказам производителей духов и стали как бы неотделимой частью аромата.
Обычно парфюмерные флаконы имеют круглое основание и пробку, чаще всего сделанную из того же материала. Флакон наполняется ароматической жидкостью, затем опрокидывается, чтобы смочить пробку, пробка вынимается и ею касаются кожи, чтобы передать ей аромат духов. Позднее для ароматических жидкостей (одеколон, туалетная вода) стали использовать распылители.
Флаконы изготавливались из керамики, стекла, металлов. С течением времени менялись материалы, отделка, стили. Как пишут искусствоведы, викторианские флаконы (1837−1901 годы) изготавливались из стекла, их отличали серебряные колпачки. Эдвардианские флаконы (1901−1910 годы) чаще делались из металла — золота или серебра — и украшались орнаментом.
У флаконов стиля «Камея» — матовая поверхность, цветная фарфоровая композиция и белые рельефные детали: силуэты людей, цветы, летающие херувимы.
Флаконы стиля «Ар Нуво» напоминают лампы Тиффани, популярные в конце XIX и в начале XX веков: цветы и животные, элегантные формы и плавные скругления. Известно, что Тиффани выпустил серию флаконов, особенностью которых было скрученное основание, серебряные колпачки, закрывающие хрустальные пробки.
Флаконы в стиле «Ар Деко» были не настолько вычурны, точнее, их форма приближается к правильной геометричекой.
Сосуды для парфюмерии изготавливались не только для туалетных столиков и комнат. В начале XX века были очень популярны туалетные бутылочки-подвески, которые выпускали известные парфюмеры, например, Шанель. Ее предприятие изготавливало такие сосуды с ювелирными украшениями, естественно, с фирменными духами.
Одним из выдающихся разработчиков и изготовителей парфюмерных флаконов был французский ювелир и стеклодув Рене Лалик (1865−1940). Он был автором хрустальных флаконов для духов известных фирм Коти, Нина Ричи. В 1992 году фирма Лалик начала производство собственных духов.
Когда-то флаконы изготавливались по индивидуальным заказам в малых количествах, но технический прогресс сделал возможным получать такую посуду от фабрикантов стекла. В Англии такими поставщиками были «Томас Вебб и сыновья» и «Стевенс и Вильямс Гласс Компани», которые изготавливали и небольшие флаконы, и миниатюрные, которые можно было положить в театральную дамскую сумочку.
Пульверизаторы — приятное дополнение к флакону. Они напоминают о забавах в туалетном уголке мамы или бабушки в те времена, когда пульверизаторы были очень популярны — с середины XIX столетия и до 60-х годов XX-го. Пульверизаторы были разной формы, цвета, материалов. И хотя груши (которые накачивают воздух для распыления духов) с возрастом теряют эластичность, пульверизаторы до сих пор представляют интерес. (В Интернете можно найти подходящую замену, и пусть это не будет точно с исторической точки зрения, вы сможете окутать себя облачком аромата.)
История флакона для духов показывает, насколько изобретательны были стеклодувы, художники, ювелиры в изготовлении такой маленькой вещицы, которая совмещала сугубо прозаическую функцию — вместить в себя ароматическую субстанцию, и функцию украшения интерьера (если флакон ставили на туалетный столик) или дамы (если она вешала флакончик на шею как подвеску).
Сохранять ли флаконы? Если есть интерес к этому и место — почему бы и нет? Как и любой предмет коллекционирования, они — память не только о хороших событиях в жизни, но и о людях, которые их дарили. И если вы сохранили их, у вас есть возможность погрузиться — пусть на мгновение — в приятное время.
А я жалею, что не сохранила флакончик недорогих польские духов «Быть может», которыми поливались половина девушек и женщин Советского Союза. Мне их регулярно дарили одноклассники. “From souvenir to more souvenir.,,,”
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У меня где-то сохранился мамин флакон "Красной Москвы" - из 60х годов. Стеклянная крышка прикипела к флакону еще тогда, я где-то в 70х пытался открыть-понюхать, но флакон уже тогда был закрыт намертво.
Выбросить? А память?
Но аромата его я не помню, а жене регулярно покупаю современные.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ЗдОрово!
Вчера в переходе метро (уже без всякого удивления) отметил, что в мини-магазинчике "разливные ароматы" при покупке фасуют в полиэтиленовые флакончики из-под нафтизина.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лалик на приведенной фотографии ужасно напоминает Эйнштейна.Не правда ли?
0 Ответить
Марк Блау, может, они родственники?
0 Ответить
Эх жаль! Надо было один флакончик советских духов мамы сохранить. Осталось бы воспоминание о детстве!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Еркин Сарсенов, кабы знала, кабы ведала. У меня - такие же ощущения.
1 Ответить
= О бедных пивных и винных "флаконах"(бутылках)замолвите слово=
Мне по-крестьянски делается нехорошо, когда я выбрасываю в мусор пивную или винную бутылку - шедевр технологии. Она бы могла выдержать сотню наливов, но удостаивается только одного.
Почему не организован сбор стеклотары, как в экологичном и экономичном Союзе?
Транжирство эл/энергии и невосполнимых материалов есть оч нехорошо.
1 Ответить
Сергей Дмитриев, вы совершенно правы. Мало того, сегодня такое разнообразие посуды, что для хранения коллекции потребуется огромное помещение (да и купить все, что хочется, стоит немалых денег).
0 Ответить