ПЕСНЯРЫ ревности к молодым коллегам не испытывали, а, напротив, всячески помогали. В частности, «подарили» им две песни, коренным образом изменившие судьбу СЯБРОВ…
Дело в том, что на заре своей карьеры СЯБРЫ были обычной концертной бригадой при Гомельской филармонии и даже не обладали официальным статусом ВИА (вокально-инструментального ансамбля). Так продолжалось с 1972 по 1976 год, пока на помощь не призвали опытного Валентина Бадьярова, успевшего до этого поработать в самых разных ВИА (в том числе и ПЕСНЯРАХ).
Бадьярову профессиональный уровень СЯБРОВ казался низким, и он колебался. Поэтому участники группы сразу дали ему «карт-бланш» —
Название новый руководитель так и не поменял, но с остальными задачами справился на «отлично». Уже в 1977 году СЯБРЫ стали лауреатами Всесоюзного конкурса советской песни, выступив с хитроумно обработанной композицией Пахмутовой-Добронравова «Гимн Земле», получили желанный статус ВИА и выехали на гастроли в социалистическую Чехословакию. Интересно, что счастливую песню СЯБРАМ предложил не кто иной, как Владимир Мулявин — лидер ПЕСНЯРОВ.
«Гимн Земле» устраивал официальные худсоветы, но ансамблю срочно требовался шлягер —
Однажды Мулявин познакомил Бадьярова с музыкальным редактором Центрального телевидения — Татьяной Молчановой, а та, в свою очередь, свела руководителя СЯБРОВ с композитором Олегом Ивановым. Тут мы немного отвлечёмся, ибо карьера этого композитора заслуживает отдельного рассказа…
В среде советских композиторов Иванов был, что называется, выскочкой. В 1970 году он ещё учился в далёком Барнауле на медика, а песни сочинял в качестве хобби. Всё изменилось, когда в сибирский город приехала с гастролями Аида Ведищева — полуопальная-полупрославленная исполнительница таких шлягеров, как «Песенка о медведях» и «Помоги мне».
23-летний студент сумел пробиться к одному из музыкантов певицы и показал ему несколько своих песен. Одной из них была песня «Товарищ», написанная на стихи Александра Прокофьева. Ведищевой она очень приглянулась, и в том же 1970-м году певица победила с ней на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов.
В 1971-м песня зазвучала в мужском исполнении Льва Лещенко, в 1972-м её, как уже известный шлягер, поёт маленькая казахская девочка в фильме «Зима — не полевой сезон», а в 1975-м «Товарищ» даже угодил в мультфильм «И мама меня простит».
По-моему, это была одна из самых ярких и убедительных песен среди так называемого идеологического репертуара того времени. Недаром «Товарищ» быстро полюбился молодёжи. Не помешало даже то, что стихотворение Прокофьева было написано аж в 1929 году и повествовало о временах гражданской войны (поэт посвятил его своему другу Александру Крайскому).
Кстати, далеко не все строчки оригинала вошли в песенный вариант. Например, вот эти:
От синей Онеги, от громких морей
Республика встала у наших дверей!
Надо признаться, что я испытал лёгкое разочарование, когда впервые вдумчиво прочёл стихотворение с листа — оно показалось мне чересчур сумбурным, а местами просто корявым. Особенно в том, что касается «ветра» и «песни».
Я песней, как ветром, наполню страну
О том, как товарищ пошёл на войну.
Не северный ветер ударил в прибой,
В сухой подорожник, в траву зверобой, —
Прошёл он и плакал другой стороной,
Когда мой товарищ прощался со мной.
А песня взлетела, и голос окреп.
Мы старую дружбу ломаем, как хлеб!
К счастью в песне эти огрехи были не столь заметны. Одну из самых красивых метафор «Товарища» — «Луна, словно репа, а звёзды — фасоль…» — даже процитировал Егор Летов в своей песне «Вершки и корешки».
В 1976 году Олег Иванов закончил Новосибирскую консерваторию и избавился от клейма «дилетанта». И вот уже в ранге профессионального композитора он предложил ПЕСНЯРАМ новую песню — ту самую, о девушке из Полесья по имени Алеся.
Честно говоря, не знаю — записывалось ли это имя в советские паспорта, но известно оно было довольно давно. Этот национальный вариант имени «Александра» был в ходу как на территории Белоруссии, так и на территории Украины. Только белорусы его обычно писали через «А», а украинцы через «О» (см., например, повесть А. Куприна «Олеся» 1898 г.). По югу Беларуси и северу Украины простирается и упомянутый культурно-исторический регион Полесье.
Свою песню Иванов написал на стихи Анатолия Поперечного, который рассказывает их историю так:
«Просто я бродил над озером Нарочь в Белоруссии, ну как бы в поисках темы, что ли, как это бывает у поэтов иногда, глядя на звезды, на воду… И вдруг из чащобы леса на меня выбежала девушка — дочь лесника. Она так поразила меня своей красотой, что я спросил, как её зовут. Она говорит — Алеся. И, приехав в Москву, я написал буквально карандашом на бумаге стихи…».
Живёт в белорусском полесье
Кудесница леса Алеся.
Считает года по кукушке,
Встречает меня на опушке.Алеся, Алеся, Алеся!
Так птицы кричат в поднебесье —
Останься со мною Алеся,
Как сказка, как чудо, как песня!
Но получилось так, что в репертуаре ПЕСНЯРОВ уже была лирическая песня про Алесю, написанная другим композитором — Игорем Лученком.
Как сказал Мулявин, «Двух „Алесь“ не выдержат даже такие мужики, как наши», и посоветовал Иванову отдать своё произведение СЯБРАМ.
В свою очередь, Бадьяров придумал для песни красивую аранжировку, по которой «Девушка из Полесья» (таково её официальное название) известна по сей день.
Николай Подгорнов:
«Бадьяров рассказывал мне, что, работая над аранжировкой „Алеси“, он думал о своей дочери, названной этим красивым именем. Может быть, именно поэтому песня получилась такой трогательной и душещипательной».
Как это нередко бывало в советских ВИА, в составе СЯБРОВ числилось несколько вокалистов. Сначала Бадьяров хотел, чтобы «Алесю» исполнял Виталий Червонный, но другой вокалист — Анатолий Ярмоленко — упросил отдать эту песню ему.
Премьера «Алеси» состоялась в 1978 году в телепередаче «Шире круг», которую готовила уже упомянутая Татьяна Молчанова. Затем песня прозвучала в ТВ-конкурсе «С песней по жизни», была выпущена на гибкой пластинке, а в 1980 году вошла во второй лонгплей СЯБРОВ «Ты — одна любовь».
К 1981 году «Алеся» была уже настолько популярна, что попала в финал главной музыкальной телепрограммы СССР «Песня года».
Анатолий Ярмоленко:
«Однажды приехали выступать в Красноярский край, в шахтерский город Канск. Иду через улицу, и мужики, сидящие на лавке с пивом, вдруг стали кричать: „Смотри, смотри, „Алеся“ пошла“. Рассказал этот случай супруге, а она улыбается: „Это, дорогой, к тебе популярность пришла“».
«Алесей» известность СЯБРОВ не ограничилась. Им удалось выпустить ещё один всесоюзный хит, который композитор Эдуард Ханок написал на стихи Нила Гилевича. Песня исполнялась в двух вариантах — на белорусском и русском языках — и называлась «Шуміце, бярозы» («Шумите, березы»). Как и предыдущий шлягер, народ тут же переименовал её по-своему — «А я лягу-прилягу» — и очень полюбил исполнять во время застолий («Алесю» всё-таки в подвыпившей компании спеть непросто).
Анатолий Ярмоленко:
«Одно время в Советском Союзе была даже шутка: мол, почему в Украине всё есть? Потому что там поют: „Розпрягайте, хлопцi, коней“, а в Белоруссии: „А я лягу-прилягу“».
К сожалению, прямо на пике славы в ансамбле начались конфликты и интриги, и в 1981 году Бадьярову указали на дверь. Новым лидером станет Ярмоленко, который в итоге превратит СЯБРЫ чуть ли не в семейный коллектив. Он даже даст своей дочери Ольге сценический псевдоним «Алеся» — как говорится, для пущего эффекта.
Что еще почитать по теме?
Кто такие «Лявоны»? Ко дню рождения ВИА «Песняры»
Александр Зацепин. Какова история песен из фильма «Бриллиантовая рука»?
Почему песня «Клён» стала хитом лишь с третьего раза?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...