Трост (1697−1750) — нидерландский художник — написал семейный портрет «У клавесина». Что это за люди, для кого была написана картина — до нашего времени такие сведения не дошли.
Действующие лица — от мала до велика: родители у инструмента, самый младший член семьи — в детском стульчике под присмотром старших брата и сестры, справа на переднем плане — девочка забавляется куклой, игрой волчком и кормлением песика.
Надо полагать, что обстановка картины — условная, нереальная: высоченные потолки, герма на колонне, огромная комната, скрывающаяся в темноте за клавесином. А вот одежда вполне может быть той, которой пользовались во время написания картины.
Не очень похоже на то, что в домашней обстановке, когда не ждут гостей все одевались так, как они выглядят на полотне. Но если предположить, что вот-вот нагрянут гости… То есть все в ожидании: родители просматривают ноты и проигрывают то, что они собираются сыграть гостям, а дети коротают время.
Художник не пытался изобразить непринужденность своих персонажей: они все позируют, их взгляды устремлены на зрителя. Соответственно, и позы скованны, это похоже на немую сцену в театральном спектакле (самое время припомнить, что художник был театральным декоратором). Может быть, гости уже пришли и заходят, и все внимание обращено на них?
Некоторые вещи, изображенные на картине, хотел этого художник или нет, представляют собой кусочки истории быта. В частности, два предмета интересны сами по себе, в отрыве от общего замысла картины. Это детский стульчик и кукла.
Детский стульчик написан настолько подробно, что можно его сделать по этой зарисовке. Стоит сказать, что уже в то время (почти 300 лет тому назад) такой предмет домашней обстановки был плодом инженерной мысли. Вовсе необязательно, что конструкцию разрабатывал инженер по профессии (скорее всего, это был мастер-мебельщик), но она содержит все элементы для удобства. Это и колеса, это и откидная крышка. Кроме того, мастер украсил стульчик резьбой. И эта резьба превратила сугубо обиходную вещь в произведение искусства.
Присмотритесь к кукле: это офицер в треугольной шляпе. Вряд ли такая продукция была массовой, скорее всего ее изготавливали по заказу, и стоила она не гроши.
Клавесин, видимо, с момента появления был не просто музыкальным инструментом: его старательно отделывали, расписывали, он должен был стать предметом гордости мастера и — после него — владельца.
Картина интересна не только тем, что она отразила какой-то момент семейной жизни, момент единения возле инструмента. И не только подробностями быта — они тоже достаточно интересны. Картина, возможно, отразила философию художника: музыка, переходящая от старших к младшим, представляет собой некую сущность (хотя она не существует физически), соединяющую воедино поколения. И очень может быть, что в числе исполняемых произведений есть нечто похожее на песню Олега Митяева «Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались»…
Что еще почитать по теме?
Почему живописцы сирени верны? Сирень в садах и на картинах
Какой корейский художник писал картины на евангельские сюжеты?
Чем отличаются картины Василия Сурикова? «Боярыня Морозова»
Так смотришь картина как картина -а разъяснили, так все понятно становиться!
Оценка статьи: 5
0 Ответить