Однажды осенью 1968 года дядя взял меня, мальчика шести лет от роду, посмотреть на тренировку скалолазов в тбилисском ботаническом саду.
И тогда я, сидя на исключительно элитарном месте, в «ложе бенуар», то есть на дядиной шее, увидел потрясающее зрелище.
Нет, это нельзя было назвать скалолазанием. Это был танец на скале! Или со скалой! Ой, как филигранно, по-кошачьи, особенно двигался один из них. И правда — будто танцевал, ловко поднимаясь вверх по скале. Одним только пальцем зацеплялся за выступы, которых не замечали другие.
— А кто он? — спросил я.
— Который? — щуря слезящиеся на солнце глаза, посмотрел дядя на меня.
— Вон тот, который на скале танцует.
— И тебе понравилось? — обрадовался дядя. — Он — Тигр скал!
— А почему Тигр?
— В газетах писали, что за своё умение с невероятной быстротой проходить сложные скальные маршруты он получил от английских альпинистов прозвище «Тигр скал».
— А кто он в действительности?
— Миша Хергиани!
— Правда? А я ведь тоже Миша! — обрадовался я.
— Да, вы тезки! — засмеялся дядя. — А еще говорят, что если он одним только пальцем зацепится за голый выступ скалы, целую неделю провисит над пропастью и не издаст стона…
Потом я смотрел много фрагментов из фильмов о скалолазании Хергиани, но тот первый раз, когда я в реальности увидел его на скале в тбилисском ботаническом саду, навсегда врезался мне в память. Потрясённый увиденным, вернулся домой и с тех пор забыть об этом никак не могу. То, что я чувствовал тогда, можно сравнить лишь с тем моментом, когда я впервые увидел Нину Ананиашвили, выступления которой называют балетным танцем, но я уверен — она не танцует, а летает на сцене, как летают птицы над горами.
Я тогда очень гордился тем, что мы с ним, с этим удивительным альпинистом оказались тезками, и так полюбил его, как любил только своего родного дядю.
Когда по телевизору объявили о кончине Мишы Хергиани, в 1969 году, я тайком забрался на крышу, чтобы родные не заметили, и горько, безутешно плакал.
Тогда я возненавидел эти проклятые итальянские Альпы — мой Миша Хергиани сорвался со стены Суальто, то есть не сорвался, а полетел. И в тех же Альпах на вершину Монте-роза смотрел мой Форе Мосулишвили, когда пустил себе пулю в висок, из-за чего фашисты не расстреляли четырнадцать партизан.
Боже, как много я думал о том, что чувствовал Миша Хергиани при падении, и что думал Форе Мосулишвили перед неминуемой смертью…
Мне пришлось узнать об этом в 1987 году, в конце августа. Тогда я работал геологом-высотником на главном кавказском хребте, в ущелье реки Арагви, где расположен край по имени Пшави. Во время спуска с одной безымянной горы я тоже сорвался со скалы и летел примерно двадцать метров, — отчетливо помню, что успел три раза перевернуться в воздухе.
Та скала была не совсем отвесной, поэтому, падая, я ударился несколько раз о ее выступы. А когда завершил падение, почти сразу потерял сознание, но до того успел удивиться сиянию многочисленных взошедших горных солнышек, и даже успел позвать друга, который бежал ко мне вместе с этими солнцами — а все это означает, что я тоже по-своему станцевал с той скалой.
Мою малехонькую скалу на безымянной горе в Пшави никак нельзя сравнивать с семисотметровой Суальто — вершиной шестой категории сложности, где мой Миша Хергиани с пляской прошел вверх пятьсот метров, пока не сорвался, но я все же узнал то, что чувствует человек при падении.
«Ах, Господи, что это было — я летел в розовом пространстве, и было мне жаль, что я больше, уж наверняка, не сумею написать хоть что-нибудь… А потом ничего, прошло…
Я продолжал свой полёт в никуда. Я не боялся, я не страдал, и не болело у меня ничего. Я увидел всё одновременно. Всё, что происходило со мной во время работы геологом; когда учился в университете; еще раньше, когда ходил в школу; и детство промелькнуло, когда я не хотел, но меня все равно вели в детский сад — короче говоря, я постепенно становился ребенком и вспоминал все тогдашние чувства и мысли…
И я сидел у моего дяди на шее в ботаническом саду и смотрел — ой, как филигранно, по-кошачьи, особенно двигался один из них. И правда — будто танцевал, ловко поднимаясь вверх по скале. Одним только пальцем цеплялся за выступы, которых не замечали другие.
Вся прожитая жизнь прошла перед моими глазами, или это я прошел перед моей жизнью… А дальше — розовое пространство закончилось, и я прилетел в необыкновенно синее небо. Я дышал с облегчением.
Куда-то пропало время, из-за которого, оказывается, я столько страдал. Время, разделившее в пространстве нынешнюю Грузию от древнего Шумера, обыкновенную корову от динозавра, кавказские горы от гималайских и так далее. За временем последовало и пространство — где нет времени, там не должно быть и пространства.
И поэтому мне сначала было очень приятно, а потом вдруг захотелось убежать оттуда, или очнуться, чтобы все это оказалось всего только лишь сном. А из-за горизонта ко мне двигалось белое облако, и я был уверен, что оно живое. Плыло облако, прямо на меня плыло, и я уже не мог убежать куда-нибудь подальше.
Потом я услышал удивительный голос, которому, казалось, я всю свою жизнь подчинялся. И этот голос не принял меня, и я понял, что надо вернуться.
Я вернулся в синее небо, вошел в розовое пространство — и опять постепенно начал взрослеть, меня опять водили в детский сад, я учился в школе, потом в университете, где начал писать рассказы, радовался, что могу написать еще очень много, и работал геологом, пока не сорвался со скалы…".
Я процитировал пассаж из моего рассказа, который написал через семь лет после падения и назвал «Мне скала явилась испытаньем». Перечитывая его, я все время ощущал, что там чего-то не хватает. Теперь уже знаю…
Отныне этот рассказ посвящается «Тигру скал», Михаилу Виссарионовичу Хергиани.
И то, что я в шестилетнем возрасте не ошибся в этом гениальном альпинисте, твердит и памятная медаль с надписью самого Михаила Хергиани: «Я вас любил, люди».
Спасибо за статью! Очень интересно!
Особенно в свете прочтения мною ряда книг об этом легендарном человеке, альпинисте Мише Хергиани, о Сванетии, об обычаях и волшебстве этого кавказского края.
Всем рекомендую книги на тему: "Восходитель" Бурлакова, "Внизу Сванетия" Кузнецова, "Тигр скал" Мирона Хергиани...
Но Ваш рассказ просто бесподобен, т.к. отражает Ваше видение и отношение к его трагической гибели...
0 Ответить
Очень красиво написано! Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Михо! От всей души принимайте поздравления! Мира в душе и в стране!
0 Ответить
Спасибо, Жанна, дорогая...
ГАГИМАРДЖОС ЛАУРА!
Это и ответ на "Гамарджоба, Михо", а еще и тост - Чтоб ты всегда побеждала...
А СУХИШВИЛИ - это просто класс!
Я рад, что ты любишь их!
0 Ответить
Гамарджоба, Михо, Я-то где со твоим с днем рожденья потерялась. Стыд! Танцевать тебе о всей Сванетией и со всей твоей прекрасной Грузией! Ой, слушай, месяц-полтора назад к нам приехал грузинский танцевальный коллектив им. Сухиашвили. Америка такого еще не видела! Я дома пересматриваю каждую неделю. Как же я горжсуь вами, ребята. Всем своим друзьям показываю. Михо, когда народ танцует, не верю никому, что пушки говорят. Мира, счастья тебе. И Грузии любимой. Подниму 10 граммов хванчкары за твою маму, это - ее праздник.
0 Ответить
С Днем Рождения Вас! Уже празднуете?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо Вам большое, Елена...
Без вина - не получается никак!
И благодарю всем!
Я вас - ВСЕХ ЛЮБЛЮ!
0 Ответить
О! И от меня - наисердечнейшие поздравления! С пожеланиями всего самого чудесного!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Присоединяюсь к поздравлениям! Будьте счастливы!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И от меня!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отлично написано. И печально, и красиво...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надежда, как говорил Реваз Инанишвили - ГРУСТЬ ЕСТЬ ВКУС ВЕЩЕЙ...
А еще - ПАМЯТЬ ЕСТЬ ЗАПАХ ВЕЩЕЙ...
0 Ответить
Слова, достойны, чтобы их запомнить...
И большое спасибо за рекомендацию!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
0 Ответить
А мне больно стало. Еще одного на лету сбило. Как Высоцкого, как Кеннеди. Как со Столбов лучших альпинистов.
Михо, не исправляйте, я верю, что он ТАНЦЕВАЛ со скалой.Как мой парень, Блонден, с Ниагарой. Вот бывает-же, проймет до мурашек. Ах, Михо-Михо. Достал.
Поставлю-ка я рюмочку, накрою черной корочкой и зажгу свечу. Помяну. Вечная память.
5
0 Ответить
Спасибо Вам, Лаура, за переживание...
А Вы напишите, пожалуйста, как с Ниагарой то пройзошло, ага?
0 Ответить
Спасибо за рекомендацию. А насчет Блондена читайте в мою статье. Кто пил виски над Ниагарой. Похожий герой.
0 Ответить
Очень интересно! 5!
0 Ответить
Коля, спасибо Вам большое!
0 Ответить
Прочитал с удовольствием. Спасибо. 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, спасибо Вам большое!
0 Ответить
Перечитала еще раз... И снова сделала маленькие открытия в этом произведении... Словно вместе с героем летела... и не долетела, остановилась... Ведь и в моей жизни такое же парение было - только на операционном столе... И я тоже вернулась! только уже другой... С П А С И Б О за светлые слезы мои, маэстро!
0 Ответить
Мы с Вами, Жанна, не имеем уже право проживать на белом свете неправильно!
Воот!
И никакой я ни МАЭСТРО, просто писатель и все тут...
А ведь МАЭСТРО - Это Лев Николаевич, или же Антон Павлович, или Федор Михайлович и так далее.
0 Ответить
МОи аплодисменты! Спасибо Любе - это она помогла мне "открыть" Вас для себя! Браво, маэстро!
0 Ответить
Жанна, я благодарю как Вас, так и Любе Мельнику!
А ведь - эта Люба Мельник дал Вам наводку о Мише Хергиани, верно?
0 Ответить
Нет,эту статью я выбрала сама - муркнуло название! Очень эмоциональная статья, я люблю авторские материалы. Благодарю за рекомендацию меня как автора.Успехов нам обоим!
0 Ответить
Потрясающе написано!!!
0 Ответить
Спасибо большое Вам, Ирина...
0 Ответить
Предлагаемая история, случившаяся с Мишей во время его поездки в Англию (1960 год), однажды была мне рассказана Евгением Гиппенрейтором, который был в той поездке официальным переводчиком делегации советских альпинистов. Хоть к моему знакомству с Михаилом Хергиани она не имеет никакого отношения, но о произошедших событиях, участником которых стал в Лондоне наш Хергиани, рассказать все - таки следует. После блистательных выступлений на скалах Шотландии члены советской делегации были приглашены на прием к английской королеве. Было всё, как всегда: вопросы, сиятельное внимание, но никто из наших не знал, чем завершится прием. В конце приема хозяева и гости перешли в другой зал, где Михаил Хергиани должны были посвятить в рыцари! (Сын Сванетии и вдруг – британский рыцарь! Воистину, такого не увидишь даже в самом радужном сне!).
По ритуалу посвящаемый должен преклонить колено перед Королевой, и та, держа над головой посвящаемого рыцарский меч, произносила соответствующие слова. Сван на коленях перед женщиной – нонсенс! Бедные англичане просто не могли знать таких горских тонкостей. Назревал скандал, Михаил наотрез отказался вставать на колени. Доблестные королевские гвардейцы быстро нашли выход – они приподняли кресло в котором восседала Королева, и церемония завершилась к обоюдному удовольствию.
Но так была в те времена построена наша жизнь, что этот случай был предан молчанию и забвению, а мы еще многие годы просто не знали, что советский, грузинский, сванский альпинист Михаил Хергиани кроме всего прочего носил еще и рыцарский титул!
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=408
0 Ответить
Ильгиз, спасибо Вам большое за такую комментарию, ведь многие еще ничего не знают об этой истории...
А Сваны у нас гордые, как всякие жители гор, и они преклонялись перед всего лишь некоторых грузинских царях, в том числе и перед царицей Тамар в XIII веке... Но это всего лишь исключение от ихних правил...
С добрыми пожеланиями,
Михо Мосулишвили
0 Ответить
На здоровье
Надо будет посмотреть дома, у меня в книжных полках должна быть книга о Хергиани. В 80х годах очень плотно общался с казанскими альпинистами, ходил на ихние тренировки. Тогда мне и подарили эту книжку.
0 Ответить
Если честно такого скалолаза я не знаю, но статья понравилась!
0 Ответить
Константин, тогда давайте спросим у ЯНДЕКСа!
Спросим, каким скалолазом был Миша Хергиани...
0 Ответить
нет слов... лучше ничего не попадалось... спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, розы Вам от меня!..
0 Ответить
5! Это не статья, Михо, это - поэма!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Согласна!
0 Ответить
Инночка, роза Вам от меня!
0 Ответить
Спасибо Вам, Борис...
Стараемся, да...
0 Ответить
Великолепно! Как чудесно написано...
Хергиани - это, конечно, легендарный человек.
Жить вот так - стремясь ввысь, преодолевая все - и погибнуть на излете...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо!
Ни всем дано так жить-проживать, ага...
0 Ответить
Прочитал с удовольствием.
0 Ответить
Валерий, спасибо Вам большое.
0 Ответить
Танцевать со скалой - уже слишком, но зато необычно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ваша правда, Денис!
Благодарю.
0 Ответить