Борис Рохленко Грандмастер

Девицы Витторио Реджанини - милашки или злючки?

Витторио Риджанини. Об этом художнике известно очень мало. Родился он в 1858 году в Модене (Италия). Там же закончил академию изящных искусств. В той же академии он получил должность профессора.

Витторио Реджанини, «Восхищение» Фото: Источник

Есть отрывочные сведения о его участии в выставках: 1900 год — художнику уже 42 года, он в Алинари, 1907−1908 годы и в 1910—1911 годах — во Флоренции. Умер в 1938 году.

Страсть художника — красивые девицы в роскошных интерьерах. В большинстве картин они радуются жизни, их существование ничем не омрачено. Но есть и такие, в которых…

«Восхищение»

В мастерской преуспевающего (судя по обстановке) молодого художника — четыре особы женского пола (назвать их девушками — они несколько староваты для этого, назвать их дамами — слишком молоды и беспечны).

Три разглядывают очередной шедевр. Что изобразил художник — неизвестно, можно предположить, что это портрет той, которую он посадил возле себя. Тогда становится понятным веселье подружек: они обсуждают и платье, и лоб, и нос, и вообще все с изрядной долей издевки («Нет, ты только посмотри, что за уши!»).

Витторио Реджанини, «Восхищение», фрагмент «Подружки»
Витторио Реджанини, «Восхищение», фрагмент «Подружки»
Фото: Источник

Сама героиня, потупив глазки, слушает мастера. Видимо, он тоже восхищен, но не своей работой, а моделью. Что он ей предлагает — непонятно. Может быть, речь идет об очередном портрете, но уже в более или менее обнаженном виде? Тогда понятна печать скромности на ее лице.

Витторио Реджанини, «Восхищение», фрагмент «Художник и модель»
Витторио Реджанини, «Восхищение», фрагмент «Художник и модель»
Фото: Источник

«Пренеприятное известие»

Витторио Реджанини, «Пренеприятное известие»
Витторио Реджанини, «Пренеприятное известие»
Фото: Источник

Богатый дом: высокие потолки, штофные обои с золотом, позолоченная дверь в резном портале, слева — кровать под балдахином. Два персонажа, очевидно, основательно поссорились: она в расстроенных чувствах на диванчике, он — у двери, оглядывается (видимо, хочет убедиться, что ничего трагического не произошло).

Витторио Реджанини, «Пренеприятное известие», фрагмент «Уходящий кавалер»
Витторио Реджанини, «Пренеприятное известие», фрагмент «Уходящий кавалер»
Фото: Источник
Витторио Реджанини, «Пренеприятное известие», фрагмент «Опрокинутый стул»
Витторио Реджанини, «Пренеприятное известие», фрагмент «Опрокинутый стул»
Фото: Источник

Разговор был необычайно бурным. Может быть, она закатила ему оплеуху, да так, что он свалился со стула. Служанка, подоспевшая на крик, обмахивает хозяйку веером. Казалось бы, госпожа нуждается в сочувствии, но на лице этой милой девицы читается явное злорадство. Почему? То ли хозяйка слишком своенравна, то ли служанке симпатичен кавалер…

Витторио Реджанини, «Пренеприятное известие», фрагмент «Служанка»
Витторио Реджанини, «Пренеприятное известие», фрагмент «Служанка»
Фото: Источник

«Концерт»

Роскошный салон, мрамор и золото, затейливый пол. У клавесина — погруженный в собственное исполнение музыкант. Видимо, пьеса виртуозная, потому что у него есть помощница, она переворачивает листы нотной тетради.

Витторио Реджанини, «Концерт»
Витторио Реджанини, «Концерт»
Фото: Источник

За спиной музыканта — три молодых особы, они собрались послушать музыку, пригласили знакомого поиграть новые произведения (очень может быть, что это — его сочинения).

Витторио Реджанини, «Концерт», фрагмент «Музыкант»
Витторио Реджанини, «Концерт», фрагмент «Музыкант»
Фото: Источник

Он — весь во власти музыки. А что слушательницы? Они веселятся! Исполнитель не то фальшивит (одна из них как бы прикрывает правое ухо), не то постоянно сбивается.

Витторио Реджанини, «Концерт», фрагмент «Слушательницы»
Витторио Реджанини, «Концерт», фрагмент «Слушательницы»
Фото: Источник

«Концерт для ценителей»

Похожая сценка в сюжете картины: девушки слушают музыканта, который играет на клавесине и поет. Он — весь в музыке, а они? Что-то их забавляет! И никакого почтения к гостю!

Витторио Реджанини, «Концерт для ценителей», 1933 г.
Витторио Реджанини, «Концерт для ценителей», 1933 г.
Фото: Источник

На первый взгляд, ну, весело им, они молоды, им покажи палец — они засмеются. Но есть в картине один элемент, который явно противоречит общему настрою: шкура зверя под ногами музыканта. Яростный оскал разрушает всю идиллию.

Витторио Реджанини, «Концерт для ценителей», фрагмент «Шкура»
Витторио Реджанини, «Концерт для ценителей», фрагмент «Шкура»
Фото: Источник

В этой шкуре, видимо, какая-то мысль художника, которую он не мог показать другим способом. Может быть, это намек на то, что при прекрасной внешности эти невинные (казалось бы) создания на самом деле жестоки? И какой ответ на вопрос: они милашки или злючки?

Витторио Реджанини, «Концерт для ценителей», фрагмент «Слушательницы»
Витторио Реджанини, «Концерт для ценителей», фрагмент «Слушательницы»
Фото: Источник
Витторио Реджанини, «Концерт для ценителей», фрагмент «Музыкант»
Витторио Реджанини, «Концерт для ценителей», фрагмент «Музыкант»
Фото: Источник

Что еще почитать по теме?

Альма-Тадема, «Слепой нищий». Почему появилась эта картина?
Жан Оноре Фрагонар, «Визит к няне». О чем эта картина?
Джузеппе Креспи, «Посудомойка». Что можно увидеть в этой картине?

Обновлено 13.11.2017
Статья размещена на сайте 8.11.2017

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо, интересные картины, и отлично написана статья! Очень понравился Концерт - очень живо и естественно!

    Оценка статьи: 5

  • Интересно - каково было жить и творить художнику, пишущему в жанре классицизма, в эпоху победившего импрессионизма, кубизма и прочих первооткрывателей новых стилей в живописи и не только...

    Оценка статьи: 5

    • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 14 ноября 2017 в 22:36 отредактирован 14 ноября 2017 в 22:37

      Игорь Вадимов, прежде всего, спасибо за оценку и комментарий. Я так думаю: эти художники писали то, что им хотелось, кстати, на потребу нормальной публики, не испорченной левыми поползновениями бездельников от кисти. И писали они легко и красиво. До сих пор приятно смотреть на то, с каким изяществом они выписывали свои картины. А все эти стили еще никого в то время не успели победить: слишком мало было искусствоведов, готовых расхваливать новых мессий от искусства.