• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Левин Мастер

Красота или собственность? Блеск и нищета викторианской эпохи в романах Джона Голсуорси

Викторианская эпоха (1831−1901) в Англии — предмет нескончаемых споров ученых, историков и писателей. Именно в эту эпоху сделано много фундаментальных научных открытий, написано немало произведений литературы и искусства, которые и сегодня волнуют человечество, сделан ряд географических открытий.

Статуя королевы Виктории и Кенсингтонский дворец в Лондоне Фото: Depositphotos

В сети Интернет появляются интересные сведения, касающиеся той поры. Некоторые эксперты уверяют, что коэффициент интеллекта в викторианскую эпоху был выше, чем у сегодняшнего представителя западной цивилизации, и с окончанием той поры постоянно падает. Многие англичане с ностальгией вспоминали времена королевы Виктории, когда происходила промышленная революция и Англия, по сути, являлась мастерской мира. Сюда следует прибавить непрекращающуюся колониальную экспансию, которая привела к образованию Британской империи.

Однако у всякой эпохи были и свои «теневые стороны». Их и изображает на страницах своих романов Джон Голсуорси (1867−1933), особенно в этом ряду выделяется гениальное произведение мастера «Сага о Форсайтах». В этом ключе показательна собственная история писателя.

Джон Голсуорси
Джон Голсуорси
Фото: ru.wikipedia.org

Джон Голсуорси сошел с предначертанного ему отцом пути, отказавшись от респектабельной карьеры адвоката и избрав предосудительную в глазах родителей профессию писателя. Столь же предосудительной, на взгляд семьи, была его любовь к Аде Голсуорси, жене его двоюродного брата.

Интересный момент состоит в том, что Джону приходилось скрывать свои отношения с Адой от отца вплоть до его смерти, а затем еще пройти через бракоразводный процесс и выждать положенный законом шестимесячный срок. В общей сложности через десять лет он смог жениться на Аде, которая стала его другом и помощником на протяжении всей их совместной жизни. Голсуорси говорил о том, что именно Ада вскоре после их знакомства побудила его начать писать.

Основная мысль, развиваемая в романах Голсуорси — собственническая философия, она противоречит всему истинно человеческому. В предисловии к трилогии «Сага о Форсайтах», первым романом которой стал «Собственник», Голсуорси писал, что образ Ирэн (жена дельца из Сити Сомса Форсайта) — «воплощение волнующей Красоты, врывающейся в мир собственников», и что главная тема романа — «набеги Красоты и посягательства Свободы на мир собственников».

Красоту и Свободу символизируют в романе образы Ирэн и Босини. Автор связывает эти образы с искусством, которое с его великой моральной силой призвано изменить мир собственничества и внести в него чувство гармонии. Эту мысль, характерную для творчества Голсуорси, он развивает и в своих статьях. Противоположный собственникам образ Ирэн, исполненный обаяния Красоты, подчеркивает уродство обесчеловечивающего Форсайтов культа денег, сухой утилитаризм духовно убогих людей.

Красота или собственность? Блеск и нищета викторианской эпохи в романах Джона Голсуорси
Фото: иллюстрация на первом развороте книги, Источник

В романе-трилогии «В петле» действие происходит в 1899—1901 годах. Здесь по-прежнему царит собственнический комплекс Форсайтов во всех его проявлениях; глагол «иметь» применяется ко всему, что они считают своим, от колоний до жен. Эта философия получает свое развитие в нескольких фразах Сомса. Он мысленно сближает поведение Ирэн, которая, уйдя из его дома двенадцать лет назад, отказывается вернуться к нему, и позицию буров, отказавшихся признать суверенитет Англии.

«Буры отказываются признать суверенитет, — читает он заголовок газеты. — Суверенитет! Вот как она… Всегда отказывалась. Суверенитет! А я все же обладаю им по праву». Хотя Сомс здесь по-прежнему предстает как истый собственник, но автор подчеркивает весь трагизм переживаний Сомса, тщетно пытавшегося вернуть Ирэн.

Осознание автором рубежа, переломного момента в истории Англии, предчувствие социальных бурь особенно чувствуется в сцене похорон королевы Виктории. В этой сцене проявляется двойственное отношение автора к тому, что он изображает. С одной стороны, он критикует «золотой век Форсайтов», эпоху, сделавшую своим богом Мамону и так канонизировавшую фарисейство. С другой стороны, в размышлениях Сомса о том, что век уходит, что «со всем этим тред-юнионизмом и с этими лейбористами в парламенте… никогда уже не будет так спокойно, как при доброй старой Викки!..»

В романе «Сдается внаем» предстает уже Англия, потрясенная войной, забастовками, экономическим кризисом и началом распада колониальной системы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть глубокую любовь Голсуорси к творчеству писателей русской литературы — Тургенева и Толстого. Писатель стремился высоко держать знамя реализма, и для него русская литература служила опорой. Особенно всегда поражала писателя глубина проникновения Толстого во внутренний мир человека.

Обязательно прочтите трилогию «Сага о Форсайтах» — не пожалеете!

Что еще почитать по теме?

Кто такой Форсайт и узнаете ли вы в этом образе себя?
Чем опасно похищение? Книга Чеви Стивенс «Похищенная»

К 150-летию сказки про Алису: что вычитывали у Кэрролла воспалённые и конспирологические умы?

Статья опубликована в выпуске 12.01.2018
Обновлено 28.09.2022

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: