Ирина Литновская Грандмастер

«Движение вверх» российского кино. Свершилось?

Если выкинуть из головы все «пыхтелки и сопелки», которыми кишит Сеть, можно сделать один вывод: русские научились-таки снимать качественное современное кино. И умение это шло к отечественным режиссерам, продюсерам и сценаристам тернистым, извилистым путем слепого подражания американскому экшену.

Фото: Depositphotos

Осознав, что сила российского кино не в спецэффектах (где нам далеко до Штатов), не в количестве оторванных рук и ног на экране, а в том, что русские киношники умели делать всегда — в способности тронуть зрителя за живое, зацепить в его душе самые тонкие струнки, заставить думать, сопереживать.

И «Движение вверх» в этом смысле — вершина современного российского киноискусства. В этом фильме всего в меру: правды и неправды, патриотизма, любви, юмора, пресловутых «пыхтелок».

Этот фильм не раздражает высокопарными фразами, которыми частенько выводит из себя американское кино, где герой, стоя под флагом, пять минут экранного времени «втирает» своим собратьям, а на самом деле нам с вами, звездно-полосатую пропаганду (да-да, пропаганда бывает не только кремлевской).

В этом фильме правда так искусно вплелась в художественный вымысел, что «не бывавшему там» и не уследить за гранью между ними.

Возможно, я (в юности советская спортсменка) и знаю, что перечить тренеру по тем временам было смерти подобно. Что дисциплина в спорте была покруче армейской, ели, спали, дышали по свистку. А уж нос высунуть на улицу, как это делают герои, да еще и за рубежом, лишний раз не моги. Но зрителю знать это ни к чему, он поймет и примет и так, это сделает его ближе к героям, «они тоже люди» — подумает он.

Нет никакого смысла анализировать, кидали тогда мяч так или эдак, мог грузин прыгнуть или не мог (почему-то именно тема прыжка грузинского игрока особенно беспокоит продвинутых в баскетболе зрителей). Ибо «Движение вверх» — не документальное кино. Это так мелочно, все равно что рассматривать букашку в лупу, приговаривая: «А вот в наше время эти твари так не ползали».

Конечно, сложно предположить зарплату в конвертах сразу после матча в советское-то время, но что же вы хотели вместо этого увидеть? Как игроки стоят в очереди в бухгалтерию и расписываются в платежной ведомости? Давайте отбросим лупу, чтобы не просмотреть нечто более важное.

А по поводу «ватного патриотизма», о котором, давясь собственным ядом, кричат в Сети те, кто особенно «любит» Родину, скажу так: а где же здесь неправда? Да, была большая страна. Да, в сборные отбирали лучших из всей страны, и, наконец, да — эти люди боролись не за металл. Лучшие советские люди вообще имели такое воспитание — «не за металл», если кто не знает.

Советская молодежь
Советская молодежь
Фото: Билл Эппридж, журнал «LIFE», 1967 г.

«Вам просто нечем гордиться, вот и вспоминаете былые дни», — пыхтят диванные русофобы. А мне лично кажется, что сейчас самое время напомнить молодым о нашей истории. А то ведь так и вырастут на «Звездных войнах» и карибских Пиратах в лучшем случае. В худшем — на новой компьютерной стрелялке, где российская армия, по замыслу разработчиков, противостоит (угадайте кому?) …советской! Русскому народу всегда было и есть чем гордиться. Просто время еще не пришло снимать об этом.

А отсталая спортивная медицина так и вовсе показана в фильме во всей «красе». Сущая правда. Она и сейчас такая.

Есть ли в фильме политика? Куда же без нее. Слишком жесткий образ капитана сборной, литовца. Его просто распирает от ненависти к своей команде, к стране. Этому персонажу, признаться, не очень веришь, в такой ненависти можно лишь разрушать, а не созидать. Но этой политики в фильме — на кончике ножа, только лишь на то, чтобы щелкнуть Литву по носу. Не ту — Литовскую ССР, а эту Литву, сегодняшнюю, с ее выпуклым русофобством.

Актерский состав мэтров отечественного кино в лице Машкова, Смолякова, Башарова, Гармаша, Толстогановой сюрпризов не принес. Все были на высоте, иного и невозможно предположить. Но нельзя сказать, что они везли на себе фильм. Молодые рослые ребята — Колесников, Зайцев, Ряполов, Тратас, Сапрыкин, Микава, Лордкипанидзе и другие, чьи имена еще ни о чем не говорят зрителю, — откровенно дышали им в спину.

И напоследок: после просмотра осталось приятное послевкусие. Как сказал однажды известный сетевой поэт Чен Ким, смеси какой-то «разноцветной радости», светлой печали, ностальгии и чего-то необъяснимого, но очень теплого. И очень доброго.

Что еще почитать по теме?

Комедия «Беременный». Новый выкидыш российского кино?
Алексей Булдаков: как актер стал «главным генералом» российского кино?
Тимофей Трибунцев — горемыка или Аль Пачино отечественного кино?

Статья размещена на сайте 6.01.2018

Комментарии (56):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Настя Романова Читатель 1 апреля 2018 в 13:28 отредактирован 20 мая 2018 в 18:17

    Фильм ничем не примечательный - такие спортивные драмы каждый год по 100 штук в мире выпускают. В чем конкретно шаблонность "Движения вверх" подробно описано вот здесь [удалено модератором], а я от себя скажу - достали одни и те же актеры...

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 1 апреля 2018 в 20:16 отредактирован 1 апреля 2018 в 20:16

      Настя Романова, как я с Вами согласНен ! ...Создатели "Движения вверх" и про хоккей спекулируют на памятных событиях в жизни. Нет того, чтобы создать оригинальное кино,как продукт вдумчивого наблюдения жизни. ...А вот синопсис к фильму, которому мечтают отдаться Канны и Оскар !
      Снизойдите до отзыва. https://shkolazhizni.ru/world/articles/61810/. Надеюсь, модератор не соскребёт эту ссылку на родной сайт. Но на всякий случай даю наводку: статья "Какой и чём бы вы сняли фильм?" покоится в моих статьях.

      Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 января 2018 в 13:02 отредактирован 21 января 2018 в 13:04

    Просвечу народ маненько:

    1) знаете, почему В.И.Ленин назвал кино (и цирк) - важнейшим из искусств? Потому что кино - это лучший способ пропаганды, донесения до масс политики правящей элиты кратчайшим путем.
    Это "искусство", в отличие от "умных" книг (нехудожественной литературы), над которым не надо особо думать, а надо просто впитывать данную, правильную точку зрения с эффектным картинным рядом. Отсюда, во все времена, кинематографисты всегда прикармливались властью. За что получали бюджеты, регалии и широкий прокат. Надо - будем смотреть в наше славное прошлое. А надо - налево или направо-)

    2) Кино, как и спорт, так звездно описанный в данном фильме, - это развлечение для бедняков. Способ их умиротворения, расхода энергии ненасильственным методом, времяпрепровождения. Как водка, например.
    В советское время различные спартакиады, соревнования и т.п. изначально так и задумывались. Привожу по памяти слова Троцкого в этой связи: "Спорт, как и кино, нам нужен для усмирения малообразованных масс, задействования их в общем, дающим чувство локтя деле".
    Про большой спорт, снова в данном кинЕ, я молчу вообще: увечащий и калечащий цирк квази во славу страны...

    По тому, как народ активно смотрит и обсуждает спорт и кино, заключаю, что цель достигается. КинУ верят - как верят в религии. А национальная гордость - самая главная гордость.

    Кто хочет - задумается...

    • Игорь Ткачев, "Кино, вино, домино", ничего нового не сказали и ничего умного тоже, просветитель вы наш, однако эти слова в основном касаются вас, мужчин, это насчет того, что может кто задумается

      Оценка статьи: 5

      • Лидия Богданова, "нового", как вы написали, там быть и не должно - раз там цитаты из Ленина и Троцкого, да избитые истины. Старее и не придумаешь-)))
        Дело ведь не в новом, а в истинном смысле задуманного и происходящего, который не понимают или, понимая, отвергают - что еще хуже.

  • Опять комплекс неполноценности России в сравнении со Штатами. Противно читать одно и то же... Заунывный патриотизм... Сравните с индийским кино. Или с монгольским.

    Впрочем, ЧТО ТАКОЕ ХОРОШЕЕ КИНО? Автор в курсе?

  • Что в связи с фильмом еще хотелось бы глубокомысленно отметить:

    1) вера в кино, "основанное на реальных фактах", которое потом заменяет саму историю;
    2) перманентная спекуляция на национальной гордости (хоккей, Вторая мировая, т.д.);
    3) популярные последние 7-10 лет отсылки к Великому прошлому. Явно за счет мелкого настоящего (сейчас нам не очень, но ведь когда-то было ого-го).

    По данному фильму: горстка натренированных обезъянок размером с Кинг-Конга самоотверженно сражается за величие всей нации. Но даже не на поле боя, где враг грозится поработить весь народ, а на площадке, арене, сцене. И все верят в то, что национальная гордость, а заодно и чувство собственного достоинства, самооценка и значимость добываются именно там и так. Они - настоящие герои! Они - настоящие мужчины, которых любят их незамысловатые жены и подруги. Они - наше все...
    И кино уже ДАЖЕ не про сталеваров, свинарок и учителей - простых людей, а про спорт (спасибо, что снова не про войну).

    И вновь продолжается бой, и снова покой нам только снится, а медали нам обеспечивают теплое местечко в социуме, да и по правую руку самого Господа Бога заодно.

    Я все-таки лично предпочитаю финское кино, например. Про оленей, Лапландию и тихие семейные радости на берегу Финского залива. Да, ни ярких тебе взлетов, "движений вверх", ни в лепешку размазывающих поражений - как общих, так и личных. Скучно - да. И гордости никакой.
    Зато люди живут, как люди, а не гордятся прошлыми победами и не мечтают о победах новых, чтобы улыбнуться с могильного камня во весь беззубый рот.

    • Татьяна Пучкова Модератор 19 января 2018 в 02:53 отредактирован 19 января 2018 в 05:57

      Игорь Ткачев,
      Вы действительно считаете глубокой мыслью назвать спортсменов самоотверженной горсткой натренированных обезьянок? Это потому что они гордятся, когда в честь их победы поднимется государственный флаг? Даже боюсь предположить, что вы думаете об олимпийских играх вообще и о тех, кто в них участвует в частности.
      Предпочитаете фильмы, спекулирующие тихими семейными радостями, без побед, гордости и прочих страстей? И слава Богу, смотрите оленей на здоровье. Надеюсь они таки принесут умиротворение и душевный покой, и у Вас получится без желчи и даже некторой озлобленности смотреть на то, что смотрят другие.
      Потому что Ваше "Зато люди живут, как люди, а не гордятся прошлыми победами и не мечтают о победах новых, чтобы улыбнуться с могильного камня во весь беззубый рот" звучит более, чем кощунственно.

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 января 2018 в 12:39 отредактирован 21 января 2018 в 12:40

        Татьяна Пучкова,

        1) да, я действительно так считаю (и мне казалось я предельно развернуто объяснил почему). "Натренированные обезьянки" - не потому, что в их честь подымается флаг, а потому что их берут в большой спорт малышней и путем игры на комплексах, той же национальной гордости, невзирая на травмы и будущее забвение натаскивают за "кусок сахара" - медаль, гонорар или ту самую национальную гордость. Мне казалось, это в расшифровке не нуждается;

        2) Не бойтесь: об Олимпийских играх я думаю примерно то же. Они давно потеряли добрый, состязательный дух во имя мира (вы же помните историю их возникновения, не так ли?), а превратились в те же политику и коммерцию: советы побьют амеров, амеры продуют русским - ура! Мы лучшие!

        3) про олени и Финляндию - это была фигура речи.

        Без "желчи" смотреть на глупости и радости других я бы смог. Но, увы, не могу, так как желчь - все, что мне остается, потому что недалекие и меня принуждают - удивляются - участвовать в этой же крысиной возне. Возне, которую вам дали ваши правители и ждут какая крыса прибежит первой.

        Глупость поистине бесконечна и повторяема. И она (глупость) даже не осознает этого.

    • Игорь Ткачев, как то вы уже начинаете упиваться своим глубокомыслием. А на деле эта ваша проницательность и понимание междустрочья сводится к примитивному "я лично предпочитаю финское кино".
      Что касается искусства, даже самого важнейшего из искусств, всё всегда сводится лишь к одному: нравится-не нравится. Автор статьи наверняка, посмотрев и воодушевившись, на эмоциональном подъёме, сделала вывод о качестве фильма. И это только её предпочтение, это её "финское кино". Скажу даже больше, она обратилась к читателям с вопросом: "Свершилось?"
      Да, это такой жанр. Без душевных метаний и сомнений, прямиком к самым простым и очень понятным чувствам зрителя. И здесь не надо думать, что наш зритель какой-то уникальный и только он нуждается в ощущении своей исключительности и гордости за себя. Это явление международное, все люди такие. Вы же не будете отрицать, что в каждой стране мира есть свой гимн, свой герб и флаг. В каждом народе есть свои герои, о которых складывают песни и снимают фильмы. И каждый народ обязательно, тайно или напоказ, уверен в своей исключительности.
      Так же надо отметить, что есть и другие взгляды на эти "подвиги" и нацию в целом внутри одного народа. Взять например диаметрально противоположный взгляд на нашу страну режиссёра Звягинцева. Откровенная помойка, которая очень пришлась ко двору зарубежным кинолюбам.
      Что касается героев сегодняшнего дня, то они конечно же есть. Всё зависит от того, что вы хотите увидеть сами. Проблема совсем не в них, проблема лишь в том, кто скачет в наших головах. Натренированные обезьянки или люди, которые не смотря ни на что хотят быть лучшими в своём деле.

  • Лидия Богданова Лидия Богданова Читатель 17 января 2018 в 18:21 отредактирован 17 января 2018 в 18:28

    Фильм еще не посмотрела, но от тех кто ходил, не услышала ни одного плохого отзыва, причем от людей самого разного возраста. То, что наши научились снимать фильмы, то я согласна, хотя в кино хожу редко, но всегда остаюсь довольна посещением нового фильма. Последний из фильмов что меня поразил было "Притяжение" (хотя нашла там небольшие перегибы, но в целом мне очень понравилось). Про спорт люблю смотреть и люблю передачи и трансляции, хотя некогда смотреть телек, но поскольку я работаю в сфере спорта, то каждый мой рабочий день вижу экран с спортивным каналом Матч. С удовольствием смотрю и горные лыжи и большой теннис и биатлон и даже бильярд. Сижу и смотрю какие комбинации можно выстроить и по какому шару попасть и куда бить, хотя в бильярд не играла ни разу. Короче, я азартна в спорте меня на стадион пускать нельзя, буду кричать, прыгать и шуметь вместе с фанатами вместе. Убедили - надо идти и посмотреть фильм, потом напишу уже с сознанием дела

    Оценка статьи: 5

    • Лидия Богданова, Вы замечательно рассказали о себе и своих увлечениях в комменте "про" статью. С чем Вас я и поздравляю-)

      • Игорь Ткачев, Игорь вам понравилось, я рада Я же написала и про статью, что слышала много хороших отзывов о фильме и о том, что меня уговорили и я обязательно схожу посмотрю и напишу уже о своих личных впечатлениях Я же не Сергей Дмитриев, фильма не смотрел, но против, в инете его еще не показывают только на экранах, а по какому-то кусочку просмотра в качестве рекламы судить тоже не стоит. А насчет поговорить, ну уж извините - заболталась я А то вы меня так красиво в тролли записали

        Оценка статьи: 5

        • Лидия Богданова, "мир отражается в капле воды", а кино в рекламных кадрах. Уже пошли косяком отзывы тех, кто посмотрел и они совпадают с моими предположениями. Всё сделано по гулливудским лекалам: герои уверенные,решительные, неукротимые с первых кадров и какого-либо развития от них не жди.Можно сделать пародию-мультик с застывшими масками вместо лиц.

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Дмитриев, Ваш спор с теми, у кого "свершилось", схож с моими тщетными объяснениями относительно нынешних вещей низкого качества против тех, что были в наше советское время. Они не знают, что были вещи, которыми пользовались десятилетиями. Один сезон для них - вполне подарок-)

            Молодым людям просто не с чем сравнивать - они росли при Голливуде, даже когда смотрели русское кино, и им искренне кажется, что и это российское кино - их, наше. Просто опыт только этот и не с чем сравнивать.
            Вы вряд ли им что-то докажете.

            • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 18 января 2018 в 12:51 отредактирован 18 января 2018 в 12:54

              Игорь Ткачев, ...но пытаться, всё-таки, треба. Ваши "глубокомАсленные" рассуждалки пряМ расплавили, как олимпийский допинг.
              РР с АП: "...герои спорта, //нам победа, как воздух нужна. // Мы хотим всем рекордам // наши звонкие дать имена". Вот настоящий худ-"допинг" был по делу и к месту. Не то, что нОнешние суррогаты по "тёмной старине".
              ...Поизмельчали нОнешние киношники "по всем азимутам" и это "вещьдок" из одноразовых поделок, как бумажные стаканчики-тарелки.
              Примечание: ошибку в слове сохранил и выделил А.

              Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 17 января 2018 в 15:45 отредактирован 17 января 2018 в 17:54

    С комментами здесь снова чехарда, господа-) moderate куда постятся.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 17 января 2018 в 15:31 отредактирован 17 января 2018 в 15:35

    Лена Синявина, если из реальных событий кино убрать всю художественность, то это вовсе не означает, что останется одна правда. Возможно, не останется ничего.

    Смешно наблюдать, как к худкино относятся с такой серьезностью.

    • Игорь Ткачев, Ну так в самом деле. Фильм художественный, основан на реальных событиях (но как всякий художественный не обязан быть документальным), сделан отлично, цепляет по-настоящему (зал аплодировал, когда финальный бросок в корзину влетел). Ну посмотрели, получили свои впечатления и ладно. Так ведь в дискуссию тут же вступают те, кто не видел, но уже с собственным мнением. Точно так же, как Пастернака не читал, но терпеть не могу.

      • Лена Синявина, думаю здесь главное "цепляет". Отсюда и "отлично".
        Зал ваш - простите великодушно, горделивые простаки. Обычные обыватели, которые 1) плохо, если вообще, разбираются в искусстве и в художественном кино, в частности 2) которым нужно "гордиться".

        Все по плану. Вы продолжаете есть ("кушать" - как у вас говорят-) голливудское кино с русским наполнителем и верить, что это русское кино.

        • Игорь Ткачев, ой - ну прямо вы один разбираетесь в кино, и ваш вкус - эталон художественности. "Кушайте" что хотите - но принижать других - не стоит, право слово. За сим откланиваюсь. Диалог с вами невозможен. У вас 2 мнения: ваше и неправильное. Ну и живите с этим, что теперь. Было б в радость)

  • Я конечно не совсем по теме, но замечу. Когда человек говорит, что американское кино — это высокопарные фразы под национальным флагом, спецэффекты и оторванные руки -- для меня это значит, что человек выбирает себе для просмотра лишь самый-самый ширпотреб. Ну и кто ему виноват, что он не видит ничего поприличнее?

    • Наталья Осокина, а вы просто посмотрите "Движение вверх". Фильм того стоит. А статья - она не об американском кино. Вскользь замеченное не говорит о том, что автор не видит другого, а просто вот это вот - оно же есть. Конечно есть отличные американские фильмы. Спору нет. Речь-то не о том.

      • Лена Синявина, вижу, что не об американском кино, и сказала, что не совсем по теме. Просто прокомментировала расхожий штамп.

        "Движение" смотреть не захотелось по двум причинам: мне не особо близка спортивная тематика, к тому же я почитала отзывы, где говорилось, что этот фильм сделан по самым типичным для спортивного фильма шаблонам. То есть я не нашла, ради чего мне его смотреть.

        • Наталья Осокина, как я с Вами солидарНен ! Но придётся, если удастся, просмотреть, "чтоб знать противника в лицо". Восторги от этого фильма - свидетельство падения вкуса ценителей кино. Это как на безрыбье и рак рыба.

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Дмитриев, И это правильно. Посмотрите - и потом обязательно напишите впечатления. А критиковать заранее - это вообще приверженность сложившимся шаблонам и следование чужому мнению по сути. Своего мнения сложить, не увидев, невозможно.

            • Лена Синявина, скажите, а в чём разница между фильмом "Движение вверх" и "Легенда №17"?
              Я посмотрел трейлер "Движения", и сразу увидел образ Машкова, сделанный под копирку с образа Меньшикова из "Легенды". Да и сама атмосфера фильмов идентична. Оба вышли перед зимними олимпиадами, оба глубоко задевают чувство гордости за страну. И это правильно, действительно есть чем гордиться. Хоть в баскетболе, хоть в хоккее. Харламов - это наше всё в мировом хоккее, а тот самый победный олимпийский бросок через всё баскетбольное поле на последней секунде можно посмотреть в сети. Слов нет, потрясающе.
              "Легенда №17" была первой картиной в таком спортивно-патриотическом жанре. Восхищал монтаж в сцене, когда игрок (Харламов) двигался с шайбой на льду между здоровенными канадскими хоккеистами с одновременными виртуозными "танцами" с быком тореро (испанским дядей Харламова). И всё это построено на абсолютно реальных событиях.
              Но когда тебя пытаются дважды развести на те же чувства, появляется ощущение, что ими уже играют в угоду.

  • Спасибо, интересно.
    Запишусь на полемику, жду ядовитые плевки "как-бы-демократов".

    Оценка статьи: 5

  • Вот примерно за такой комент меня нехорошо обозвали в Сети. Но перепостю его и здесь: "= Не смотрел, но осуждаю = Этот фильм - иллюстрация знаковой победы на ОИ в Мюнхене. Это художественная спекуляция на редкой удаче игроков. Как бы нИ старались киношники, всё-равно зрители будут представлять , что в реале всё было круче, интересней и неожиданно. Задача искусства (кино) малыми средствами добиваться большого успеха. А здесь на реальную канву события нашито много современных тряпок политического толка и досужих коллизий "для понтов".
    Но если удастся посмотреть ДВ, мнение может колыхнуться в обе стороны. Пока не удалось.

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Пучкова Модератор 17 января 2018 в 17:12 отредактирован 17 января 2018 в 17:16

      Сергей Дмитриев, Эк, Вас батенька, занесло Если следовать Вашей логике, то фильмы о Ледовом побоище, об Отечественной войне 1812 года, Гражданской войне или о Великой отечественной войне и других "знаковых" исторических событиях - просто художественные спекуляции на победах и поражениях, на гибели павших и удаче тех, кто выжил и победил. Как бы не старались киношники, вам то понятно, что все было гораздо круче.
      Да разве одни киношники спекулируют? Писатели во все тяжкие пустились. Оба Толстых на художественной интепретации реальных событий пропиарились. Один "Войну и мир" написал, другой "Хождение по мукам". И это великие. Что ж тогда про других говорить...
      Интересно, о чем по Вашему мнению надо кино снимать, чтоб реальность глаз не царапала? О легендарных победах в звездных войнах, о битвах магов или сражениях с зомби и вампирами?
      А кого интересуют реальные события, документальные хроники им в руки. Нету хроник? Значит ниче и не было. А если и было, то давно прошло. Забудьте.
      Только я не хочу забывать. Мало того, хочу, чтобы мои дети, внуки и правнуки помнили.

      Спорт,конечно, не война. Но тоже есть чем гордиться и что помнить. И очень хорошо, что снимают такие фильмы.
      А что кино про прошлое снято через призму настоящего времени, это нормально. В общем то так всегда и бывает.

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 января 2018 в 20:12 отредактирован 17 января 2018 в 20:13

        Татьяна Пучкова, люблю я конструктивные возражения. Многие киноленты удались на художественных произведениях, основанных на реальных событиях. Перечень таких кино большой: "Живые и мёртвые" , "Собачье сердце", "Сын полка", "Война и мир" и др. Но вот когда напрямую, без посредников кино начинает изображать реальные события, редко удаётся впечатлить публику. Приведите примеры таких неудач.
        Наверное, сохранились тв/репортажи о той "знаковой" встрече в Мюнхене, чтобы сравнить с кинодублем.

        Оценка статьи: 5