Его кисть привлекала заказчиков — аристократов и деловых людей. Они хорошо платили и передавали знаменитого художника «из рук в руки» — было модно собирать предметы искусства и, конечно, живопись.
Путь к популярности у состоятельных заказчиков проложила картина «Маркиз и маркиза Мирамон с детьми». Супруги Мирамон (Рене де Кассан де Бофор, маркиз де Мирамон, 1835−1882, его жена — в девичестве Тереза Фойлан, 1836−1912) изображены в саду дворца в Оверне с их первыми детьми Женевьевой и Леоном.
У каменного парапета, за которым виден сад и закатное небо, расположилось семейство: маркиз сидит со стеком (возможно, он только что вернулся с конной прогулки, на нем сапоги наездника), маркиза стоит рядом с ним и держит на руках дочь, а сын сидит на стуле возле столика.
Похоже, что семейство (кроме его главы) вышло в сад прогуляться и слегка перекусить на природе: на оградке — тарелка с разрезанной грушей. А тут художник подоспел и попросил всех позировать. Мальчик слегка заупрямился, он смотрит в сторону матери (может быть, ему тоже хочется съесть грушу?). Драма не развилась: пришел отец и тоже принял позу.
Так их и запечатлел Джеймс Тиссо. Портрет явно не парадный и не официальный: никаких украшений на маркизе, у маркиза предметом роскоши можно посчитать цветок в петлице. Дети одеты без претензий, для прогулки.
Что отсутствует в портрете — душевное тепло: ни тени улыбки, ни какой-то связи между персонажами (каждый как бы сам по себе).
Несмотря на эти особенности, картина произвела впечатление. Годом позже художник пишет портрет маркизы в полный рост. На ней роскошное платье — она только что вернулась с приема, одна перчатка уже лежит на камине рядом с большим женским бюстом (кто это — непонятно, может быть — Мария Антуанетта?). В будуаре — явные следы увлечения Востоком: ширма с журавлями, восточная ваза на камине. И на этом портрете в лице маркизы не читается хоть какой-нибудь след радости.
Вот что пишут искусствоведы об истории портретов:
После того, как портрет маркиза и маркизы был выставлен в Париже в 1866 году, он служил художнику пропуском в прибыльный рынок портретирования верхушки общества.
На портретах, которые Тиссо выполнил после 1866 года, присутствуют господа из высшего света в сопровождении холеных дам, одетых по последней моде, и мальчик лет 12 или около того в красных коротких штанишках и шотландских чулках в белую с черным клетку.
Самым удачным был «Портрет маркизы де Мирамон, урожденной Терезы Фойлан» в ее гостиной во дворце Польхак в Аверне.
Маркиза на портрете, написанном в 1866 году, одета по последней моде, ее окружают предметы роскоши. Розовый пеньюар, отделанный рюшками, на шее — черный кружевной шарф, из украшений — только серебряный крест. Как отражение новой европейской моды на японское искусство, на заднем плане — японская ширма с журавлями на золотом фоне, а на каминной полке — несколько японских керамических изделий. Рукоделие на стуле в стиле Людовика XIV — развлечение для дамы высшего света. Терракотовый бюст восемнадцатого века как бы намекает на аристократическое происхождение мужа Терезы.
Тиссо за свою карьеру написал много знатных дам, но эту работу он ценил особенно. В 1866 году он написал маркизу письмо с просьбой (и получил согласие) дать картину для всемирной выставки в Париже.
Портрет маркиза и маркизы с детьми оставался в семье до 2006 года, когда его купил музей д’Орсе.
Что еще почитать по теме?
Печальные картины Джеймса Тиссо. Почему он их рисовал?
Герард Терборх, «Письмо». Что особенного в этой картине?
Корнелис Трост, «Семья у клавесина». О чем рассказывает эта картина?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...