Сергей Курий Грандмастер

Как Эрик Клэптон записал хиты о жене Джорджа Харрисона и кокаине?

«Блюз — это когда хорошему человеку плохо», — говаривал когда-то гитарист-виртуоз Эрик Клэптон (на что у нас остроумно ответили: «А попса — это, когда плохому человеку хорошо»). Фразочка, конечно, спорная, но её автору действительно бывало плохо, и не раз.

Эрик Клэптон Фото: Источник

Безответная любовь, наркомания, алкоголизм, потери близких людей — всё это напрямую отражалось в сольном творчестве Клэптона. И сейчас мы в этом убедимся…

Перейти к предыдущей части статьи.

Как Эрик Клэптон записал хиты о жене Джорджа Харрисона и кокаине?
Фото: Скан обложки диска

«After Midnight» (1970)

Впрочем, первый сольный хит нашего героя был вовсе не грустный. Ну, так и песня была не его… Сочинил её Джей Джей Кейл — музыкант талантливый, но совершенно не умеющий себя «продать».

Композиция «After Midnight» («После полуночи») долгое время существовала в виде инструментала, пока на одном из концертов кто-то не выкрикнул: «Let it all hang out!» (что-то вроде «Давай пустим всё на самотёк, оттянемся на всю катушку»). С этой строчки и начался рассказ про весёлое ночное «бардольеро».

Кейл выпустил «After Midnight» ещё в 1966 году — на обратной стороне сингла «Slow Motion». Как вы уже догадались, ни одна из песен успеха не имела…

Не знал в то время о Кейле и Эрик Клэптон. Его карьера как раз на всех парах пёрла вверх — он играл в супертрио CREAM, а поклонники прямо называли его «богом». Скромный Эрик быстро устал как от ненормальной славы, так и от своих эгоцентричных партнёров по группе. Поэтому в конце 1960-х решился начать сольную карьеру. Не без помощи друзей, разумеется.

Например, большую часть своего дебютного альбома сочинил на пару с братьями Делани и Бонни Брэмлетами. Собственно Брэмлеты и познакомили Эрика с творчеством Джей Джей Кейла.

Услышав «After Midnight», Клэптон понял, что в ней есть всё, что ему нужно — «немного кантри, немного блюза, немного рока». Он быстро довёл песню до хитового состояния: значительно ускорил темп, добавил задорный девичий бэк-вокал, ну, и привычно отжёг на гитаре.

Сингл с песней попал на 18-е место чартов США и буквально спас карьеру Джей Джей Кейла. Автор «After Midnight» вспоминал, что, услышав версию Клэптона по радио, от радости съехал на обочину дороги. 33-летний музыкант, которому порой не хватало на еду, был счастлив «заработать немного денег».

Авторскими Кейл не ограничился. В 1972 году он записал альбом «Naturally» и выпустил два сингла (в том числе перезаписанную «After Midnight»). Все три релиза стали самыми успешными в карьере музыканта.

К творчеству Кейла (как мы убедимся чуть ниже) Клэптон обращался ещё не раз. Кроме того, оба гитариста сдружились, а в 2008-м даже записали совместный альбом «The Road to Escondido», за который отхватили «Грэмми».

«Layla» (1970)

Параллельно с записью сольника Эрик затеял ещё один проект под зашифрованным названием DEREK & the DOMINOS. Группа просуществовала недолго и отметилась всего одним альбомом. Зато именно в него вошла знаменитая «Layla» — как по мне, одна из лучших песен о мучительной любовной одержимости. В то время Клэптон буквально сходил с ума по симпатичной девушке Патти Бойд. Ситуация отягчалась тем, что Патти была замужем, да ещё за лучшим другом Эрика — Джорджем Харрисоном.

Изнывая от такого «любовного треугольника» и начитавшись поэмы Низами о трагической любви Лэйлы и Менджуна, Клэптон сочиняет неувядающий музыкальный хит с эффектным риффом и визжащим гитарным соло от Дуэйна Оллмэна. Подробно об истории «Лэйлы» я уже писал. Поэтому завершу свой рассказ одной из концертных версий песни, которую Эрик исполнил вместе со своими коллегами — Марком Нопфлером и Элтоном Джоном.

«I Shot The Sheriff» (1974)

Кроме Джей Джей Кейла, Клэптон изрядно подсобил ещё одному музыканту — Бобу Марли. Схема была та же: Эрик взял в оборот одну из песен певца — «I Shot The Sheriff» — и новая версия возглавила американский топ.

Клэптон вспоминал, что при встрече с автором пытался выяснить, о чём же поётся в песне со словами «Я стрелял в шерифа, но не убивал его помощника», однако «не смог понять большую часть его ответа».

«Lay down Sally», «Cocaine» (1977)

В 1977 году Клэптон выпускает ещё один крайне успешный сингл. Содержание титульной песни — «Lay down Sally» (№ 3 в США) — было незатейливым: герой упрашивал некую Салли никуда не уходить и прилечь в свою кроватку. Интересно, что сочинил песню вовсе не мужчина, а одна из бэк-вокалисток Эрика — Марси Леви. В полной мере свой талант Марси раскроет в 1988 году, когда вместе с Шиван Фахи (экс-солисткой трио BANANARAMA) создаст группу SHAKESPEARS SISTER.

Тем не менее время показало, что в памяти слушателей лучше задержалась песня с обратной стороны сингла. Это был очередной кавер на песню Джей Джей Кейла под названием «Кокаин».

С темой наркотиков Клэптон был знаком лично и плотно. Лишь в 1974 году он смог избавиться от привязанности к героину. Что не помешало ему тут же заполнить пустующую нишу кокаином и бухлом (по сравнению с героином это казалось меньшим из зол).

Предвидя нехорошие вопросы, Клэптон постоянно заявлял, что на самом деле песня Кейла «антинаркотическая». Просто протест в ней не прямой, а завуалированный — ведь поётся о кокаине с явной иронией.

Тем не менее когда алкоголь и наркотики чуть было не уложили гитариста в могилу, он на какое-то время бросил исполнять эту песню. А когда вновь начал, то неизменно добавлял в неё слова «Этот грязный кокаин».

«Wonderful Tonight» (1977)

Во второй половине 1970-х «любовный треугольник», наконец-то, разогнулся. Патти Бойд всё-таки ушла от Харрисона к Клэптону, и последний был на седьмом небе от счастья. Как результат вместо неудовлетворённого вопля в «Лэйле» мы получили нежную и красивую композицию «Wonderful Tonight» («Чудесный вечер»).

Дата её написания известна точно — 7 сентября 1976 года. В тот день пара собиралась посетить вечеринку в честь дня рождения Бадди Холли, которую ежегодно устраивала чета Линды и Пола Маккартни. Как положено женщине, Патти чрезвычайно долго прихорашивалась и постоянно примеряла новые наряды. Когда она, наконец-то, оделась, то была готова застать Клэптона в состоянии крайнего раздражения. Однако в ответ он лишь сказал: «Послушай вот это» — и сыграл только что написанную «Wonderful Tonight».

Автор перевода — Dancer in the light:

Поздно вечером
Она задаётся вопросом, что ей надеть,
Она наносит макияж
И расчесывает свои длинные светлые волосы.
Затем она спрашивает меня:
«Как я выгляжу?»
И я отвечаю: «Ты выглядишь замечательно
сегодня вечером».

28 марта 1979 года Патти и Эрик вступили в официальный брак, причём на свадьбе присутствовал и её бывший муж (дружба Харрисона и Клэптона оказалась сильнее любовных перипетий). Уже на следующий день после свадьбы Эрик, выступая на концерте в Аризоне, пригласил на сцену свою супругу и исполнил ей «Wonderful Tonight» прилюдно.

По иронии судьбы, столь желанный брак стал для пары началом конца. Об этом чуть позже, а пока дадим слово самой Патти Бойд:

«Мне очень льстило то, что я вдохновляла Эрика и Джорджа на такую музыку. Замечательная „Wonderful Tonight“ была самым ярким напоминанием обо всём хорошем, что было между нами. И когда всё пошло наперекосяк, слышать её стало пыткой».

Однако песни живут своей жизнью. В 1990 году — уже после расставания с Патти — Клэптон запишет живую версию «Wonderful Tonight» с Лондонским оркестром.

Про каверы я уже и не говорю. Упомяну только самый успешный — от группы DAMAGE (в 1999-м он стал в Британии № 3).

«I Can’t Stand It» (1981)

Самым успешным хитом Клэптона начала 1980-х стала энергичная композиция «I Can’t Stand It» («Не могу этого терпеть»), где герой обвинял возлюбленную в том, что она его обманывает и дурачит. Сингл поднялся в США до 10-го места и примечателен тем, что мы можем услышать на нём игру Гэри Брукера — легендарного клавишника PROCOL HARUM.

На самом деле, кого в то время и было невыносимо терпеть, так это самого Клэптона, допившегося до чёртиков и прободной язвы. Лишь после того, как гитарист чуть было не загнулся, он решился на реабилитацию.

«Forever Man» (1985)

От алкоголизма Эрик вылечился, а вот его отношения с Патти вконец расстроились. Семейные проблемы тут же отразились на настроении альбома 1985 года «Behind the Sun» — он получился подавленным и грустным.

Это сильно не понравилось руководству лейбла Warner Bros. Выпуск альбома решили попридержать, а сонграйтеру Джерри Уильямсу дали задание сочинить несколько более оптимистичных и коммерчески привлекательных песен. Одна из них — «Forever Man» («Мужчина навсегда») — стала ведущим синглом (№ 26 в США) и первой песней Клэптона, на который был снят официальный клип (пусть и концертный).

Если герой песни клялся своей женщине в вечной верности, то сам Клэптон уже давно погряз в супружеских изменах и внебрачных детях.

Продолжение следует…

Обновлено 30.03.2018
Статья размещена на сайте 28.03.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: