Борис Рохленко Грандмастер

Рубенс, «Автопортрет с Изабеллой Брант». Зачем художник нарисовал шпагу?

Великий фламандец Питер Пауль Рубенс (1577−1640) — художник, коллекционер, дипломат — оставил после себя около 3000 идентифицированных работ. Одна из них — «Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости» (название, судя по всему, дали артдилеры).

Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости», фрагмент, 1609 г. Источник: artchive.ru

Вот что писал о сюжете картины художник и историк искусства Франсуа-Эмиль Мишель:

«Правая рука Изабеллы лежит на правой руке мужа, ее лицо обращено к зрителю, ее поза естественна. Ее проницательный взгляд светится счастьем, а в слегка шаловливом выражении глаз можно прочитать гордость за победу над сердцем великого художника, который выбрал ее как спутницу жизни. Лицо Рубенса безмятежно, он уверен в будущем и полон радостного ощущения, что он любим».

Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости», фрагмент «Изабелла»
Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости», фрагмент «Изабелла»
Источник: artchive.ru

Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости», фрагмент «Питер»
Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости», фрагмент «Питер»
Источник: artchive.ru

И далее:

«Вокруг них все улыбается, и кажется, что природа в праздничном настроении разделяет чувства, которые наполняют их сердца. Картина, замечательная как своими качествами, так и датой ее создания, скорее всего была написана весной после свадьбы (бракосочетание состоялось 3 октября 1609 года): перед жимолостью, на фоне которой расположены высвеченные фигуры, располагаются свежие цветы, здесь и там в зеленой траве пучки папоротника и только что распустившиеся фиалки.

Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости», 1609 г.
Питер Пауль Рубенс, „Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости“, 1609 г.
Источник: artchive.ru

Живопись, чистая и бесхитростная, в каждой детали гармонирует с характером сцены: это и утонченная тональность, и свободные и нежные штрихи, — всем этим художник показывает душевное удовлетворение, которое он чувствовал с ранних дней их счастливого союза.»

Франсуа-Эмиль Мишель отметил, что на руках Изабеллы — браслеты из полудрагоценных камней, которые, вероятно, Рубенс привез из Италии. Это только догадка: трудно предположить, что холостяк везет какие-то подарки будущей жене, о которой он еще ничего не знает. Возможно, что авторство браслетов принадлежит Рубенсу (заметим, что впоследствии такие браслеты на его картинах украшали Венеру).

К этому можно добавить, что Рубенс выглядит как бы отстраненным от того, что происходит вокруг, он погружен в себя. О чем может думать молодой муж? Естественно, о будущем. Мало того, он уже видит себя богатым и знаменитым.

Деталь из богатого будущего художника — воротник «мельничный жернов» у платья Изабеллы. В те времена существовали писаные правила ношения одежды: простолюдины — одно, дворяне — другое, высшая знать — третье. Рубенс во время написания портрета не был дворянином. Мало того, он еще не был заметно богат, хотя нужда уже не преследовала его.

Еще одна деталь из будущего художника — шпага. В те времена шпага была привилегией дворян, а дворянское звание было пожаловано Рубенсу только в 1624 году:

«Мадрид, 5 июня 1624 г. [франц.] Филипп, милостью Божией Король Кастилии, Леона, Арагона, обеих Сицилий, взяв в рассуждение вышесказанное и учитывая славу, заслуженную и достигнутую просителем благодаря совершенству и редкостному умению в искусстве живописи, а также его познания в истории и языках и иные его прекрасные дарования и качества, делающие его достойным нашей королевской милости, исходя из нашего твердого знания, верховной власти и особой милости, настоящей грамотой навеки даруем и передаем указанному просителю Пьеру Полю Рубенсу, его детям и потомкам мужского и женского пола, рожденным в законном браке, дворянский титул и звание».

И там же Франсуа-Эмиль Мишель пишет:

«Рубенсу открылась новая жизнь: любовь и преданность верного спутника хранила его, пока она была жива. В этой новой жизни была безмятежность, необходимая для создания блестящих полотен, которые прославили его имя».

Автопортрет с Изабеллой Брант как бы обозначил устремления художника: высокое общественное положение и богатство. И сделано это было всего двумя деталями: воротником «мельничный жернов» и эфесом шпаги.

Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости», фрагмент «Шпага и браслет»
Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости», фрагмент «Шпага и браслет»
Источник: artchive.ru

Обновлено 12.04.2018
Статья размещена на сайте 11.04.2018

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: