Гертруда Рыбакова Грандмастер

Чем поразила выставка скульптур Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге?

Просыпаясь каждое утро, я испытываю ни с чем несравнимое наслаждение от того, что я Сальвадор Дали. И в восхищении я спрашиваю себя: «Какое же еще чудо сотворит сегодня этот Сальвадор Дали?»

Слова, приведенные мною в качестве эпиграфа, встречают посетителей при входе на удивительную выставку скульптур самого непредсказуемого художника-сюрреалиста ХХ века Сальвадора Дали. Выставка открылась в музее современного искусства «Эрарта» в конце мая 2018 г. и продлится до конца сентября.

Сальвадор Дали, «Автопортрет с рафаэлевской шеей», 1921 г. Источник: artchive.ru

Я не большой поклонник разных художественных течений — символизма, модернизма, кубизма, абстракционизма и т. д., мне больше по душе классика. Но Сальвадор Дали создал такую популярность своими работами и стилем жизни, что только совсем уж ленивый не читал и не знает о нем ничего.

Я тоже читала разные публикации, видела изображения его работ. Но даже не думала, что увижу когда-нибудь «вживую» его скульптуры! И они произвели на меня большое впечатление, понравились необычным видом и способом изготовления.

Обычно ведь скульптор сначала ваяет из гипса, глины, а уже потом высекает фигуры из мрамора или гранита. Сальвадор Дали был не только выдающимся живописцем с необычным видением мира, но и скульптором, создающим свои творения исключительно из воска. Сначала он рисовал образы на бумаге, потом делал восковые модели и макеты, позднее скульптуры по этим моделям отливались в бронзе на известных литейных заводах Европы с использованием особой технологии. Как сказала экскурсовод, по модели можно было отлить несколько (до 6−7 штук) бронзовых скульптур, а за счет разных добавок в отливки скульптуры имеют разный цвет.

Выставка в музее «Эрарта» превосходно, грамотно оформлена, её удобно осматривать самостоятельно, много информации о самом знаменитом художнике и его жизни, и дается подробное описание каждой из 16 представленных скульптур. Они разместились на первом этаже музея, в двух уровнях. На верхнем уровне, который вроде балкона нависает над основным помещением, разместились более легкие по массе скульптуры — например, «Женщина в огне» и «Женщина и время».

Чем поразила выставка скульптур Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге?
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

«Женщина в огне» — скульптура задумана и отлита из бронзы по восковой фигуре в 1980 году. Высота её 176 см. Как поясняет надпись, Дали объединил в этой работе два мотива: огонь — как символ жизни и страсти, а выдвижные ящики на теле должны показать некую сокрытую тайну безликой женщины. Практически все женские фигуры Дали изображает безликими, там нет ярких черт лица.

Скульптура «Женщина и время» изображает сияющую молодую женскую фигуру, которая несет самый знаменитый символ Дали — мягкие часы. Своими мягкими часами (они у него часто встречаются в изображениях) автор как бы задает вопрос: как воспринимается время человеком? Его можно сжать, скрутить и растянуть… Зависит ли красота от времени?

Чем поразила выставка скульптур Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге?
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Большинство представленных работ были задуманы и изготовлены из воска в 70-е годы XX века, а отливались значительно позднее, в 80-е. И размеры их чуть меньше или чуть больше двух метров.

Очень интересны здесь скульптуры «Ликующий ангел» с расправленными крыльями, играющий на трубе божественную музыку, передающий радостную весть,

Чем поразила выставка скульптур Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге?
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

и «Улитка и ангел», объединившая в себе символ тихоходной улитки, которую ангел наделил даром движения. Крылатый ангел присел на её спину и легко движется по волнам.

Чем поразила выставка скульптур Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге?
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

У скульптур Сальвадора Дали надо стоять долго и задумываться, что же он хотел донести до нас? Вот очень оригинальная, небольшая по размеру (140 см) работа «Видение ангела» — ангелы не редкость в творчестве Дали. В этой композиции большой палец, из которого прорастают ветки дерева, символизирует, по замыслу скульптора, силу и господство Бога, фигура мужчины слева от божества — это человечество, а сидящий справа ангел сложил крылья на костыль и созерцает происходящее.

Чем поразила выставка скульптур Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге?
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Самые крупные и красивые скульптуры разместились на нижнем этаже. Очень впечатляет композиция «Адам и Ева», она выполнена по рисунку, созданному Дали в 1968 году, а отлита лишь спустя 16 лет. Всем понятно без описания, что Адам и Ева — в саду Эдема, змей-искуситель свернулся в виде сердца, Ева нерешительно протягивает Адаму яблоко…

Чем поразила выставка скульптур Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге?
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Рядом массивная, самая большая (300 см) скульптура «Святой Георгий и дракон», — знакомый всем сюжет битвы Святого против сил Зла. Но Дали в образе Георгия изобразил художника (себя), убивающего дракона, а образ женщины на заднем плане — символ его музы, сюрреалистического искусства.

Чем поразила выставка скульптур Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге?
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Здесь же, рядом с Георгием, очень оригинальная скульптура «Космический слон», несущий по египетской пустыне обелиск на спине.

Чем поразила выставка скульптур Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге?
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Идея космического слона, как символа развития современных технологий в мире, возникла в рисунках Дали еще в 1946 году. Гипсовая модель и отливка из бронзы выполнены в 1980 году. «Слон» из-за тонких ножек кажется маленьким, но высота скульптуры с обелиском 277 см.

В заключение хочу назвать и показать еще две понравившиеся скульптуры. Это мощный «Единорог», пронзающий рогом стену сквозь отверстие в форме сердца, из которого стекает капля крови.

И очень красивая конная статуя «Леди Годива и бабочки». Леди Годива — любимый образ Сальвадора Дали, она воплощает земную красоту, а бабочки представляют бесплотный потусторонний мир.

Чем поразила выставка скульптур Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге?
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Очень рекомендую, если представится возможность, побывать на этой яркой выставке, познакомиться с творчеством замечательного художника.

Обновлено 8.11.2018
Статья размещена на сайте 14.07.2018

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень интерсная выставка Сальватора Дали открылась в Питере.Любопытно, что Дали уже довольно серьезно увлекался живописью еще в средней школе. Перед смертью Сальвадор Дали завещал похоронить себя в своем музее, в окружении его работ, под ногами его восхищенных поклонников. Необычный, талантливый и очень противоречивый художник. Спасибо за очень симпатичную и познавательную статью.

    Оценка статьи: 5

  • Так это все - в "Эрарте", на В.О.!
    У них всегда один билет за несколько сот рублей на сразу все выставки.
    К одноиу Дали прицеплено еще с десяток выставок бездарного "современного искусства".
    Но на Дали - возможно и фиг с ними, остальными с их гвоздями в поленьях и прочих находках.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов, здравствуйте! По поводу билетов в "Эрарту"- мне этот музей нравится своей необычностью и тем,что выставки там разноплановые и меняются часто. Одно крыло здания - 4 этажа - имеет постоянную экспозицию,там не все так бездарно, как вы пишете, а во втором крыле на всех этажах переменные выставки. У меня,как у пенсионерки и инвалида,скидка на билет, музей это частный,поэтому бесплатно не пускают(как в Эрмитаж или Русский музей),но у них можно приобрести годовой абонемент, что я и сделала в прошлом сентябре. Выгода очевидная - разовый билет стоил 350 рублей, а Абонемент на год - 600 рублей с неограниченным количеством посещений. За этот год я была там раз 5. Например, очень понравилась выставка автомобилей Ламборджини (кто-то пишет как "Ламборгини"), была прекрасная выставка "Нога судьбы" посвященная творчеству режиссера Сергея Соловьва, выставка петербургских художников - отца и сына Владимира и Андрея Ветрогонских.Так что,если есть желание знать современное искусство - как раз в "Эрарту" стоит ходить.

      • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 26 июля 2018 в 19:17 отредактирован 26 июля 2018 в 19:17

        Гертруда Рыбакова, Lаmborghini произносится как Ламборгини(таково правило итальянской грамматики, это именно так и никак иначе).
        Я был в Эрарте 2 раза.
        В первый раз едва нашел. - Но была выставка фотографов начала 20х - ужасно интересно. Увы, к ним была нагрузка - пяток еще выставок оригинальных художников. А поскольку я выпендрежа не люблю - вышел оттуда злой.
        Во второй раз меня туда заманили на кого-то, кажется, из оригинальных художников 20го века - и тоже нагрузка была дай бог.
        поскольку я не инвалид и не пенсионер, мне за себя и за дочку пришлось больше 1000 вывалить.
        Посему я на них ОЧЕНЬ сердит.
        И, если они меня не заманят в 3й раз на что-то ну очень интересное - я лучше в генштаб на французских импрессионистов схожу.
        Был там уже раз пять. И каждый раз... просто ах-х-х-х...
        Кажется, что эмоции авторов заполняют зал, выплескиваясь из картин наружу.
        Плохо, что "наши в Германии" столько натырили - но хорошо, что теперь все это можно посмотреть - трофейные картины увеличили экспозицию Эрмитажа раз в 10.

        Оценка статьи: 5

  • Уважаемые Игорь Ткачев и Наталья Осокина! Спасибо вам за комментарии.Вы можете спорить и высказывать свои мнения, любые,хоть самые негативные, о художнике Сальвадоре Дали, далеко не всем он нравится, но чтобы составить мнение какое-то, все же надо видеть его работы. Я не искусствовед и не художник, к дуракам себя тоже не отношу, но выставка мне понравилась,я высказала свое мнение. А что многие их этих работ мастера изготовлены по его графическим рисункам или восковым фигурам - на выставке написано в аннотациях к скульптурам.Но ведь это не отнимает авторства у Дали? В музее "Эрарта" выставок бывает очень много и разных и далеко не все они так привлекают посетителей. А на Дали народ идет...

    • Гертруда Рыбакова,

      но чтобы составить мнение какое-то, все же надо видеть его работы

      У нас несколько лет назад была небольшая выставка Дали с графикой и скульптурами, я посмотрела.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 июля 2018 в 10:35 отредактирован 24 июля 2018 в 10:37

    На входе на эту выставку стоило бы разместить слова самого великого С.Дали: "Пока на свете такое число дураков, мои картины (искусство) будет продаваться".

    ПС Это не выставка скульптур Сальвадора Дали (то, что на выставке - не его рук работа). Это выставка "по мотивам" картин и скульптур С.Дали. Хотя для обывателя, какое дело, не так ли?
    Но маркетинговый ход засчитан.
    Enjoy!

    • Игорь Ткачев, а ещё он называл себя гениальным творцом и спасителем искусства, сравнивал себя с Леонардо да Винчи и господом богом. Почему из массы противоречивых высказываний, сделанных экзальтированной личностью ради эпатажа, вы решаете придать вес именно этому и игнорировать все остальные?

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 июля 2018 в 16:25 отредактирован 24 июля 2018 в 16:26

        Наталья Осокина, а вы не усматриваете в его вами приведенном высказывании не серьезное сравнение, а стеб и насмешку над глупым потребителем его искусства? Или и "гениальный творец, спаситель искусства, Леонардо да Винчи и Господь Бог" вы готовы принять серьезно?

        Для вас не очевидно, что оба высказывания стоят в одном ряду и как нельзя идеально дополняют друг друга?

        • Игорь Ткачев, я же и говорю — всё это было сказано для эпатажа, а не всерьёз. Но по вашему получается, что это условное "я шарлатан, а вы дураки" — единственное серьёзное заявление, а все остальные сравнения в издевательской форме его поддерживают. А мне кажется, что среди этих высказываний нет ни главного, ни полностью откровенного. Везде доля искренности вперемежку с клоунадой. Это "моё искусство для дураков" сказано так же несерьёзно, как и всё остальное. И потом — в каком контексте, каком душевном состоянии, с какими целями? Мы же не знаем.

          • Наталья Осокина, это вы не знаете (если люди что-то не понимают, они почему-то уверены, что остальные находятся ровно на их же уровне непонимания). Для некоторых голый король - голый король. А не в модном ню-наряде.
            Хотя лично мне по х.ен (pardonnez-moi mon francais).
            Думайте, что хотите, обсуждайте, восхищайтесь. Обсуждайте этих клоунов и их цирк, и участвуйте в нем.
            Я же вне этой клоунады.
            Адье.

            • Игорь Ткачев, что ж вы так нервно реагируете)
              Обсуждать можно и без восхищения. И без участия. Странно приписывать мне то и другое, когда я уже обозначила своё отношение. Придумали себе готовую схему и не видите ничего вне её. Как обычно.
              Адье, адье.

  • Интересно — любителя классики Дали впечатлил, а меня вот совсем не тронул, хотя некоторые "-измы" мне классики гораздо симпатичнее. У нас несколько лет назад была небольшая выставка Дали с графикой и скульптурами, я посмотрела. Но сюрреализм, даже в исполнении мэтра, мне кажется уж слишком чем-то нарочитым. Слишком кричащим о неких тайных смыслах, которые он вот как ловко зашифровал, попробуйте-ка разгадать. Не возникает желания разгадывать с такой прямолинейной, требовательной подачи. И не разгадывания смыслов хочется от искусства, чего-то другого.
    Хотя у меня тоже не раз бывало такое, что давно известная по репродукциям вещь, абсолютно не задевающая, вдруг, увиденная в оригинале, покоряет своим обаянием и практически берёт в плен. Хоть классика, хоть "разные художественные течения" это были.