Всего он нарисовал 21 картину, но до наших времен их сохранилось всего 16. Потому, когда в 1930 годах вдруг одна за другой появились несколько не известных ранее картин Вермеера, их продавали на аукционах за огромные по тогдашним временам деньги. Правда, как выяснилось после Второй мировой, тут оказался один маленький нюансик…
После окончания Второй мировой войны союзники шерстили награбленное нацистами, возвращая хозяевам или их родственникам, если в ходе экспроприации владельцев произведений произошла их ликвидация. Среди прочих картин были найдены несколько картин Яна Вермеера Дельфтского, причем новых картин, никому ранее не известных.
Капитан армии США Гарри Андерсон, занимавшийся похищенными нацистами предметами искусства, обнаружил в коллекции картин Геринга картину Вермеера «Христа и судей». Следствие установило, что продал нацисту эту картину Ван Меегерен.
В то страшное время, когда вся страна страдала, когда люди ели говядину всего раз в неделю, в выходной, а в остальные дни — только курицу! Когда людям иногда приходилось есть черный хлеб, этот негодяй сотрудничал с нацистами! Он продал в 1943 году самому «наци номер 2», Герману Герингу, уникальную картину Яна Вермеера Дельфтского «Христос и судьи» за 1.600.000 гульденов! Нет прощения таким негодяям!
Волна народного возмущения поднялась и отправила Ван Меегерена в тюрьму по обвинению в коллаборационизме. Художник не выдержал такого обвинения и признался, что он продал Герингу подделку, а значит, боролся с нацизмом таким ортодоксальным методом.
Ему не поверили. Тогда он предложил доказать свою правоту. И когда ему разрешили, предоставив возможность работать в охраняемой мастерской, он нарисовал еще одного «Вермеера». Эксперты однозначно признали картину работой Яна Вермеера Дельфтского. Но картина была недавно нарисована Ван Меегереном в мастерской, выделенной ему для эксперимента.
Это было чудо! Обвинения в коллаборационизме торжественно были сняты. Художник получил срок за подделку картин и жульничество.
В чем же было дело? Хенрикюс («Хан») Антониус Ван Меегерен любил рисовать с раннего детства. Правда, он рисовал в основном подражательно, в стиле «старых голландцев», художников
Увы, Хан был художником-реалистом, он писал картины, пейзажи и портреты в стиле старых мастеров, а в моде были импрессионисты. Сам я обожаю и старых голландцев, и импрессионистов (у нас в Питере просто замечательная экспозиция импрессионистов в филиале Эрмитажа), но, очевидно, тогда покупатели требовали портретов в модном стиле, а Хан не хотел так писать. Бизнес пошел хуже некуда, он развелся, начал пить и потреблять наркотики.
Выход из тупика, в котором он оказался, появился в подделке картин старых мастеров. Написанный им ряд картин в стиле Питера Хоха, Яна Вермеера не имел спроса — на них не было написано громких имен давно умерших мастеров. В отчаянии Хан написал в нужных местах картин нужные имена. Картины ушли влет и за огромные деньги.
Сначала Хан хотел просто опозорить столь просто купившегося искусствоведа Брёдиуса, но за картины он получил гигантские по тем временам деньги, эквивалент нескольких миллионов долларов, и решил продолжить подделывать старых мастеров. Его картину «Христос в Эммаусе», сделанную «под Вермеера», купил музей Рембрандта, ради повышения статуса музея, деньги на покупку собирали по подписке.
Его новые картины раскупались мгновенно, искусствоведы опознавали раз за разом в очередной картине кисть давно умершего гения. Ах, если бы не продажа картины Герингу! Может быть, Ван Меегерен так и не признался бы? Или признался бы ради скандала, на смертном одре — чтобы опозорить искусствоведов?
Увы, умер он все-таки в тюрьме. Ему ведь дали год за мошенничество. Он скончался от сердечного приступа. Сам скончался или обманутые им мультимиллионеры скинулись на исполнителя, умеющего имитировать смертельный «несчастный случай»?
До сих пор Ван Меегерен считается королем фальсификаторов XX века, к его успеху никто и не приблизился. Правда, в наше время в помощь искусствоведам пришла специальная аппаратура, определяющая и возраст холста, и тип краски, умеющая с точностью определить время написания картины. Тяжело сейчас заниматься фальсификацией старинных мастеров, разоблачат в момент.
А вот что касаемо картин Яна Вермеера… С ними и сейчас происходит какая-то странная свистопляска. Когда он умер, была продана с аукциона 21 картина, из них до нашего времени дожили 16. Вместе с тем искусствоведы сегодня считают подлинными 34 картины, и еще о 5 картинах Яна Вермеера идут споры — по поводу их подлинности. А писал он крайне редко, и все его картины были широко известны уже тогда.
Выходит, у нас сейчас есть 34 подлинника из 21 картины, проданной на посмертном аукционе? Однако…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...