Владимир Прокофьев Фотопутешественник

Ко Дню Крещения Руси. Как сохранились старинные храмы России?

Христианство на Руси в качестве государственной религии было принято в 998 году. Памятная историческая дата, посвященная Дню Крещения Руси, отмечается в России с 2010 года. Я не буду вдаваться в общественно-политические рассуждения на эту тему, а хочу показать культурное наследие этого события — красивые храмы, построенные в разные века на просторах нашей страны. Не просто так показать, а через призму истории в объективе наших дней.

Суздаль, Покровский и Спасо-Ефимиевский монастыри Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

На первый взгляд может показаться, что разобраться в русской культовой архитектуре, оставившей за 10 веков существования сотни самых разнообразных церквей и монастырей, простому человеку невозможно.

Храм Покрова на Нерли (XII век)
Храм Покрова на Нерли (XII век)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что первые шесть веков, то есть с X по XV век, оставили после себя не так уж и много каменных памятников. Лучше всего сохранились церковные постройки Пскова, Новгорода, Владимира и Москвы.

Успенский Собор во Владимире. Изначально одноглавый, но уже к концу XII века он стал пятиглавым
Успенский Собор во Владимире. Изначально одноглавый, но уже к концу XII века он стал пятиглавым
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Николо-Дворищенский собор (XII век) в Великом Новгороде был построен по инициативе и на средства князя Мстислава на Ярославовом дворище
Николо-Дворищенский собор (XII век) в Великом Новгороде был построен по инициативе и на средства князя Мстислава на Ярославовом дворище
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Церковь св. Трифона в Напрудном (Москва, 1470-1480 гг.)
Церковь св. Трифона в Напрудном (Москва, 1470−1480 гг.)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Спасский собор Андроникова монастыря, Москва (XV век), восстановлен в 1960 г.
Спасский собор Андроникова монастыря, Москва (XV век), восстановлен в 1960 г.
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

С XVI века начинается настоящий строительный бум, ибо в обиход вошёл кирпич, и здесь уже наблюдается огромное разнообразие и форм, и размеров, и стилей.

Чтобы не потеряться среди них, давайте разделим все интересующие объекты по принадлежности их к заказчику и назначению. Такое деление хотя условно, но понятно и логично.

Монастыри и соборы

Троице-Сергиева Лавра (XIV век)
Троице-Сергиева Лавра (XIV век)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

За монастырскими и городскими архиерейскими соборами стояло высшее духовенство и высшая светская власть.

Собор Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Поскольку назначение этих сооружений не изменилось, то и форма, и композиция, и даже декор, канонизированные 1000 лет назад, почти не менялись вплоть до нашего времени.

Посадские и купеческие церкви

Начиная с XVII века получили широкое распространение посадские церкви, архитектура которых чаще была типовой для данного региона, хотя порой и следовала за модой. Мода на архитектуру, спросите вы? Конечно, это было всегда.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва, XVII век)
Церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва, XVII век)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Царь или князь пытался выделиться, а приближённые подражали, и не только в причёсках и одежде. Тон задавали Москва и Питер, а провинциальное зодчество что-то от них воспринимало, а что-то переиначивало на свой лад, приспосабливая к местным условиям и традициям.

Колокольня Вознесенской церкви Александровского монастыря (Суздаль, XVII век)
Колокольня Вознесенской церкви Александровского монастыря (Суздаль, XVII век)
Фото: Владимир Прокофьев

Финансировали строительство посадских церквей всем приходом (церкви «уличанские», «кончанские», сельские). Но главную роль играло нарождавшееся купеческое сословие, ибо нувориши всегда склонны к желанию так или иначе выделиться и заявить о себе.

Усадебные церкви

Эпоха Петра I привнесла огромное разнообразие композиционных и декоративных решений, надёрганных из Европы, и породила усадебное строительство, за которым стояло новое дворянское сословие.

Владимирская церковь в Быково (Подмосковье, XVIII век), похожая на сказочный замок
Владимирская церковь в Быково (Подмосковье, XVIII век), похожая на сказочный замок
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Самые разнообразные и замечательные церкви и усадебные ансамбли появились именно в XVIII веке. Если раньше на первом месте в усадьбе была церковь, то теперь рядом с ней, а то и вместо неё, появляется дворец. Дворцовая гражданская архитектура вытесняет культовую как в усадьбе, так и в городе.

Усадьба в Быково
Усадьба в Быково
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Уже к концу XVIII века публика ударилась в античность, то бишь классицизм, где главной проблемой стал вопрос: «Сколько колонн на портике желаете, сэр?»

Церковь Николы Белого в Серпухове
Церковь Николы Белого в Серпухове
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Софийский собор в Пушкине, построен по заказу Екатерины II
Софийский собор в Пушкине, построен по заказу Екатерины II
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

При этом творческое начало постепенно отходило на второй план, а на первый выходили чисто инженерные и экономические проблемы — как построить быстро и дёшево.

В конце XIX — начале XX вв. классицизм уступает место новой волне поисков «национальных корней». Далее революция и разрушение всего, что было построено до неё. Война объявлена не только дворцам, но и церквям.

Красногорский монастырь, Пинега. Был разорён и закрыт в 1920 году
Красногорский монастырь, Пинега. Был разорён и закрыт в 1920 году
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

После Великой Отечественной войны наступает отрезвление и начинается реставрация разрушенных церквей, но не как культовых сооружений, а в качестве музейных зданий.

Ферапонтов Белозерский монастырь (Вологодская область) - музейный туристический объект
Ферапонтов Белозерский монастырь (Вологодская область) — музейный туристический объект
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Фрески Ферапонтова монастыря росписи Дионисия
Фрески Ферапонтова монастыря росписи Дионисия
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Но на первом месте у архитекторов в это время — метро и сталинские высотки. Тоже своего рода храмы. И пирамидальная их композиция, и вертикализм питаются всё теми же идеями.

Сталинская высотка (гостиница «Украина»), Москва
Сталинская высотка (гостиница «Украина»), Москва
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Эпоха Сталина заканчивается в 1953 году, оттепель, застой, перестройка, и всё заканчивается банальным переворотом 1991 года. Полная смена идеалов, деградация общества, хаос.

Опять начинается игра в Православие и массовое строительство самых разных культовых реплик, правда, уже по современным строительным технологиям.

Храм Троицы Живоначальной (2001-2004) на Борисовских прудах посвящён 1000-летию крещения Руси
Храм Троицы Живоначальной (2001−2004) на Борисовских прудах посвящён 1000-летию крещения Руси
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Строительство храма в прежние времена — это всегда был шаг в неведомое, попытка создать что-то новое как с точки зрения конструктивной, так и с эстетической. Ныне это всего лишь «промышленное и гражданское строительство»…

Не всем православным храмам так повезло, как этим, сохранившимся. В поездках по стране встречались те, что уже в руинах, и те, что на грани разрушения. Некоторые из них пытаются восстанавливать, и процесс, хотя и медленно, годами, но движется.

Спасская церковь, с. Вяз, Кировская область (снято пару лет назад)
Спасская церковь, с. Вяз, Кировская область (снято пару лет назад)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Она же в январе 2018 г.
Она же в январе 2018 г.
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Некоторым повезло меньше, и они печально доживают свою жизнь.

Церковь Покрова на Лузе (Кировская область). Труднодоступный храм, едва ли будет восстановлен
Церковь Покрова на Лузе (Кировская область). Труднодоступный храм, едва ли будет восстановлен
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Церковь Бориса и Глеба, Переславль-Залесский
Церковь Бориса и Глеба, Переславль-Залесский
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Но не будем о грустном. Посмотрите лучше еще фотографии красивых храмов России. Все ж памятная дата сегодня, День Крещения Руси. А храмы — культурное и архитектурное наследие этого события.

Успенская церковь в Кондопоге (Карелия)
Успенская церковь в Кондопоге (Карелия)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Музей деревянного зодчества
Музей деревянного зодчества «Витославлицы», около Великого Новгорода
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Кижи
Кижи
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Купола в Кижах
Купола в Кижах
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Кижи
Кижи
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Знаменская церковь в Дубровицах (Подмосковье)
Знаменская церковь в Дубровицах (Подмосковье)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Знаменская церковь в Дубровицах (Подмосковье)
Знаменская церковь в Дубровицах (Подмосковье)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Необычный купол Знаменской церкви в Дубровицах
Необычный купол Знаменской церкви в Дубровицах
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Ростов Великий
Ростов Великий
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Ростов Великий
Ростов Великий
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Ростов Великий
Ростов Великий
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Ростов Великий
Ростов Великий
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Соловецкий крест
Соловецкий крест
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Стены Соловецкого монастыря
Стены Соловецкого монастыря
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Соловки
Соловки
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Соловки
Соловки
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Соловки
Соловки
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Морской собор, Кронштадт. Так выглядел собор в 2008 году
Морской собор, Кронштадт. Так выглядел собор в 2008 году
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Он же в 2018-м (другой ракурс). Красиво, но прошлый был атмосфернее
Он же в 2018-м (другой ракурс). Красиво, но прошлый был атмосфернее
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Храм Спаса Нерукотворного Образа, с. Кукобой Ярославской области. Удивительный объект в самой глубинке страны
Храм Спаса Нерукотворного Образа, с. Кукобой Ярославской области. Удивительный объект в самой глубинке страны
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Можайск
Можайск
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Суздаль
Суздаль
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Собор Петра и Павла в Петергофе
Собор Петра и Павла в Петергофе
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Обновлено 12.08.2018
Статья размещена на сайте 24.07.2018

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Только что прочитал - знаменитая деревянная Успенская церковь в Кондопоге сгорела дотла. Очень жаль, красивая была.

  • Церковь Покрова на Лузе - а почему труднодоступный храм? Нет дорог или затопило?

    Оценка статьи: 5

  • А что вы не напишите каким образом ваш Владимир насаждал православие на Руси? Напишите как он сжигал людей целыми поселениями, которые не принимали православие. Напишите как он детей насиловал в присутствии родителей. Считаю что эта дата, самая кровавая и чёрная в религиозной истории России.

    • Константин Рута, хочу 2 момента отметить:
      1. Я пишу и показываю не религиозную составляющую, а культурно-историческое наследие, архитектуру как живого свидетеля истории. К тому же они просто красивы.
      2. Достоверных данных о том, как происходил сей процесс, нет. Можете дать ссылки на первоисточник? Мифы и легенды не считаются.

      • Владимир Прокофьев, Фантези архитекторов бушуют, особенно на примере "Морского собора" в Кронштадте.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, это неовизантийский стиль, собор построен в начале XX века, архитектор Василий Косяков. Очень интересный мастер. Он любил проектировать однокупольные храмы, с конструкцией сводов из перекрещивающихся арок - это позволяло избавиться от столпов в храмовом помещении. Кстати, храм в селе Кукобой - тоже его проект, и к строительству собора Петра и Павла в Петергофе (последнее фото в статье) он тоже причастен.

          • Владимир Прокофьев, мне раньше нравились вот такие просторные храмы, а теперь я хожу в Софийский Собор 1045г. там громадные колонны, и вот мне теперь стало нравится, что много колонн..так уютно..

            Оценка статьи: 5

    • Константин Рута, как сказал А. Карпов, "Вопрос, конечно, интересный". Это такая же "квадратура проблемы", как отделить мух от котлет или не замочиться в воде.
      = Тут не убавить, не прибавить - так это было ...на земле.= (по С)

      Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 28 июля 2018 в 03:25 отредактирован 28 июля 2018 в 03:48

    Спасибо за такой насыщенный обзор. Я считаЙ, что все церкви и соборы с монастырями след реставрировать и принять на сохранение, как объекты древней культуры. Монастыри преобразовать в семейные коллективы образцового быта и поведения. Богослужения проводить не обязательно, исходя из наличия прихожан. Достаток и многолюдие окружающих деревень было бы лучшим фоном для древности. Оценка:5
    ПС: А что сохранилось из ДОхристианской Руси?

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, спасибо вам.
      Все не отреставрируешь - таких церквей очень много (в каждом крупном селе церковь была), часто они в глубинке, до них и добраться-то непросто. А уж про то, как найти денег на реставрацию и говорить не приходится.

      Про дохристианскую Русь вообще мало что известно, от объектов никаких и следов нет.

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 28 июля 2018 в 08:54 отредактирован 28 июля 2018 в 08:54

        Владимир Прокофьев, идея христианства превнесённая, как и коммунистическая. Помпезная роскошь храмов и одежд настоятелей призваны внушить религиозный трепет у прихожан, как перед некоей неведомой силой. "В этом разрезе" мне более симпратичны духоборы, которые обходятся без дорогих причиндалов веры, но в обиходе следуют заветам Христа и прослыли как трудоголики и порядочные семьянины.
        ...И о монастырях. Мне кажется, вернись Христос по второму пришествию, он упразднил бы и распустил монастыри, как инмструменты вопиющего насилия над природой человека.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, да монастыри - инструменты вопиющего насилия над грехом человека

          Оценка статьи: 5

          • Надя Гаева, ха-ха ! Вот так святое дело непорочного зачатия девы Марии объявляется грехом. Матёрые иезуиты нервно топчутся от зависти где-то в закутке алтаря.

            Оценка статьи: 5

          • Надя Гаева, странно, теперь моя фотография с руководителем фонда возрождения Троицкого храма в Язвищах будет к каждому моему комментарию лепиться?

            Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, я ж тут не про религиозную составляющую пишу - про культурно-историческую. Дискуссий про религию не хочу.

          • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 28 июля 2018 в 13:28 отредактирован 28 июля 2018 в 13:32

            Владимир Прокофьев, увы, избавиться от тени великолепия храмов невозможно.
            Адепты коммунизма тоже поналомали достаточног дров; на растопки дискуссонов хватАт до сих пор. И всё-таки , к/идея более гуманна и в корне правильная. Она взошла не в оранжерейных устловиях и вполне имеет шанс утвердиться в сопоставимый с христианством срок существования. К тому же, многие склонны считать Христа первым коммунистом.
            =Нам не дано предугадать, какими комментариями отзовётся статья наша.= (по С)

            Оценка статьи: 5

            • Сергей Дмитриев, зачем избавляться от тени великолепия храмов? Пусть себе стоят и радуют взор

              • Владимир Прокофьев, "радость взора" хорошо оттеняют бесчисленные раздоры и распри промеж конфессиями, начиная с католиков-православных и кончая мелочёвкой сект. Как не порадоваться такому разноцветью заблуждений ?
                Но храмы надо восстановливать и сохранять в назидание не возводить новых. АТО навострились начинать среди сельской неустроенности с возведения великолепия храмов. Вот неймётся второй раз заходить в одну и ту же воду реки.

                Оценка статьи: 5

                • Владимир Прокофьев Владимир Прокофьев Фотопутешественник 2 августа 2018 в 15:16 отредактирован 2 августа 2018 в 15:16

                  Сергей Дмитриев, я не лезу и не интересуюсь этими межконфессиональными спорами. Собственно и подавляющему большинству людей, которые каждый день видят красивые исторические постройки, до этих споров очень мало дела.

                  Мы в выходные ездили по области, забрались в глубинку - и вы знаете, для местных женщин храм - место встречи и общения с односельчанами, они приезжают из соседних деревень кто на велосипеде, кто на машине, встречаются, разговаривают после службы. Интересно было наблюдать.

                  • Владимир Прокофьев, я не верю ни в какую религию, ни под каким соусом. Все эти пасторальные картинки не могут скрыть "медицинских фактов" захолустья и вымирания деревень. ...Не говоря уже о легендарном пьянсве.

                    Оценка статьи: 5