Елена Гвозденко Грандмастер

Какую книгу считают первой датированной русской книгой?

Эта старинная книга несколько столетий хранилась в Софийском соборе Новгорода. И лишь в начале XVIII века упоминание о ней появляется в описи Воскресенской дворцовой церкви Московского Кремля. В 1720 году Петр I приказал доставить ее в столицу. Но после смерти Петра книга затерялась.

Рукописное Остромирово Евангелие XI в. факсимильное издание 1889 г. Фото: commons.wikimedia.org

Личный секретарь Екатерины II, разбирая после кончины вещи императрицы, обнаружил рукописный памятник, который преподнес Александру I. Император распорядился передать книгу в Императорскую публичную библиотеку. В настоящее время она хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

С 29 октября по 1 ноября 2007 года в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге проходила международная научная конференция, посвященная 950-летнему юбилею бесценному рукописному экземпляру.

«Остромирово Евангелие» — самая древняя датированная русская книга, дошедшая до наших дней.

Свое название этот памятник культуры получил по имени князя Остромира — дальнего родственника князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого. Дед Остромира Добрыня (былинный Добрыня Никитич) приходился дядей князю Владимиру и активно участвовал в крещении Руси. Новгородский посадник Остромир при крещении принял имя Иосиф. Заказчик вскоре после написания книги погиб со своей дружиной во время похода на чудь, но его имя навсегда связалось с написанной для него книгой.

Остромирово Евангелие
Остромирово Евангелие
Фото: ru.wikipedia.org

Автор «Остромирова Евангелия», дьякон Григорий, начал писать осенью 1056 года, а закончил в мае 1057 года. Григорий и сообщил в своем послесловии об имени заказчика рукописи:

«Слава Тебе, Господи, Царь небесный, что сподобил меня написать Евангелие сие. Начал же писать его в лето 6564, а закончил в лето 6565. Написал же Евангелие сие рабу Божию, нареченному в крещении Иосифом, а по-мирски — Остромиром, родственнику князю Изяславу, в то время, когда Изяслав князь придержал власть и отца своего Ярослава и брата своего Владимира. Сам же Изяслав князь держал стол отца своего Ярослава в Киеве, а стол брата своего поручил управлению родственнику своему Остромиру в Новгороде…

Я, Григорий диакон, написал Евангелие, и если кто лучше сего напишет, то пусть не зазирает меня, грешника. Начал же писать месяца октября в 21 день, на память Илариона, а окончил месяца мая в 12 день на память Епифана. Молю же всех почитающих, не проклинайте, но исправив, прочитайте, что и святой апостол Павел говорит: „Благословите, а не проклинайте“. Аминь».

Это «праздничная», богатая книга, созданная для приближенного киевского князя. Она изготовлена из высококачественного пергамента, который обычно делали из шкуры молодых телят. Стиль рукописи — устав, родом из Византии, его отличает строгость написания букв. Заголовки выполнены золотом, с многочисленными узорами-символами.

Остромирово Евангелие, лист 2
Остромирово Евангелие, лист 2
Фото: ru.wikipedia.org

В книге есть три миниатюры с изображением евангелистов Иоанна, Луки и Марка. Интересно, что миниатюры с изображением Луки и Марка отличаются от изображения Иоанна, иконография Иоанна не имеет аналогов. За пределами рамки видна фигура льва. Эксперты считают, что лев здесь символизирует Христа, что свойственно западному искусству.

Считается, что эти миниатюры написал художник-грек, поскольку выполнены они техникой инкрустированной эмали, употреблявшейся тогда исключительно в Византии.

Оформление поражает художественностью, красочностью. Например, инициал буквы «В» употреблялся 135 раз, но каждый раз в новом написании!

Остромирово Евангелие, лист 271
Остромирово Евангелие, лист 271
Фото: ru.wikipedia.org

Рукопись была украшена переплетом-окладом с драгоценными камнями. Из-за оклада книга чуть не погибла: в 1932 году из библиотеки ее выкрал водопроводчик. Он сорвал переплет, а саму книгу закинул на шкаф, где ее и обнаружили.

По содержанию это богослужебная книга (апракос), в которой тексты располагаются по порядку их чтения в храме в воскресные и праздничные дни, начиная со дня Пасхи. Месяцеслов Евангелия содержит имена святых как Западной, так и Восточной церкви. Рукопись была создана всего спустя два года после разделения Церквей на Православную и Католическую в 1054 году.

Иллюстрация из Остромирова Евангелия. Надпись сверху:
Иллюстрация из Остромирова Евангелия. Надпись сверху: «Сим образом телячим Дух Святой явился Луке». На книге: «От Луки Святого Евангелия чтение»
Фото: ru.wikipedia.org

Отрывки из книги входили в обязательную программу дореволюционных школ. В 1853 году увидело свет издание с приложением словаря, греческого подстрочного текста и грамматики. Материал книги послужил основой для создания современной грамматики и словарей старославянского языка.

В 2011 году «Остромирово Евангелие» внесено ЮНЕСКО в реестр «Память мира» как значимый памятник мирового культурного наследия.

Обновлено 12.08.2018
Статья размещена на сайте 5.08.2018

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Господи...
    и слезы на глазах.
    Первые строки из "Остромирова Евангелия" мызаучивали наизусть на семинарах по исторической грамматике русского языка. Как же давно это было...
    Спасибо Вам!

    Оценка статьи: 5

  • Вопрос:почему Григорий использует римские названия месяцев(октябрь,май)?Ведь в России ввел римские месяцы Петр Первый.Или церковники все время пользовались римскими месяцами,а не славянскими?

  • Александр Васильев Читатель 13 августа 2018 в 21:56 отредактирован 13 августа 2018 в 22:25

    Я бы хотел прокомментировать статью Е. Гвозденко "Какую книгу считают первой датированной русской книгой." Я преподавал много лет древнерусский, старославянский и церковнославянский языки, защитил кандидатскую диссертацию по древнерусской фразеологии, поэтому имею право говорить на темы, связанные с древнерусским языком и литературой. "Остромирово евангелие" является четвероевангелием, т.е. содержит рассказы четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна о жизни и деятельности Иисуса Христа. Оно было переписано киевским дьяконом Григорием с древнеболгарского оригинала для новгородского посадника Остромира в 1056-1057гг. Лишь в конце "Остромирова евангелия" имеется приписка, сделанная дьяконом Григорием и которая приводится в статье Е. Гвозденко. Евангелие написано второй славянской азбукой кириллицей (первая азбука "глаголица" была создана "солунскими" братьями греками Кириллом и Мефодием), которую, как считают ученые И.В.Ягич, А.М.Селищев и др., создал на основе торжественного греческого унициального письма древнеболгарский просветитель Климент Охридский, который жил в г. Охрид в Болгарии, сейчас это республика Македония. В республике Болгария и в республике Македония в честь святого Климента названы многие школы, улицы и государственные учреждения. В честь Климента Охридского назван также и Софийский государственный университет. Как известно, с "Остромирова евангелия" было сделано три копии. Мне неизвестно, где находятся первые две копии, но у меня имеется третья копия "Остромирова евангелия"1889 г., сделанная фотолитографическим способом. Я хотел представить фотографии этой замечательной рукописной книги, но загрузить изображения не получилось.

  • Елена, большое спасибо! Очень познавательно и написано так, что читаешь, не отрываясь.
    С уважением,

    Оценка статьи: 5