Сергей Курий Грандмастер

Шесть оттенков пошлости. №2. Как была написана песня «Ах, какая женщина»?

Не успел я «нарадоваться» песне про «Дым сигарет с ментолом», как российская эстрада преподнесла мне новый «шедевр» — «Ах, какая женщина», всё с тем же пьяно-похотливым кабацким настроением.

Скан обложки диска

Перейти к первой части статьи

Записала песню группа ФРИСТАЙЛ — наверное, одна из самых плодовитых поп-групп начала 1990-х. Альбомы, воспевающие «вечер-свечи-плечи», «боль-любовь» и розы всевозможных оттенков, выходили с завидной регулярностью. А солисты менялись с такой быстротой, что в народной памяти задержался разве что Вадим Казаченко с его детским личиком, шароварами и истошным хитом «Больно мне, больно».

Скан обложки диска

Однако были у ФРИСТАЙЛА и постоянные составляющие — композитор группы Анатолий Розанов и поэтесса Татьяна Назарова. Они начали сотрудничать с 1991 года и именно тогда сочинили ту самую «Больно мне, больно». Однако главный музыкальный хит Назаровой и Розанова был ещё впереди. Надо сказать, что поэтесса и композитор были настолько плодовиты, что успевали не только штамповать альбомы ФРИСТАЙЛА, но и писать песни на сторону. Вот и их «Ах, какая женщина» — «чистейшей пошлости чистейший образец» — была написана специально для певца Феликса Царикати, в расчёте на его «кавказский темперамент».

Татьяна Назарова:
Это был проплаченный заказ… Я должна была написать для него четыре песни. Три написала: «Женщина в голубом», «Ревнивица» и «Яблочки». А потом в памяти всплыла фраза, которую часто можно на Кавказе услышать: «Вах, какая женщина!» (Назарова родом из Сочи — С.К.)
…Потом вспомнились слова из «Двенадцати стульев»: «Знойная женщина — мечта поэта!» Я поняла, что, развив эту тему, можно построить песню.

Что и говорить — стихи вышли в своём роде замечательными. Не каждому удаётся под завязку набить песню самыми избитыми и пошлыми клише. Тут тебе и «пристань загулявшего поэта», и «он тебя давно ласкает», и «голова хмельная», и «мечта шальная»… И вишенкой на торте беззастенчивый завистливый рефрен: «Ах, какая женщина! Мне б такую». В общем, всё тот же классический тренд постсоветской эпохи — разгульная жизнь, бухло, бабы, но при этом с претензией на «красивость» (главный герой — поэт всё-таки, а не кто-либо).

Назарова даже смеялась, когда некоторые приписывали текст песни Сергею Есенину, который, как известно, не чуждался баб и кабаков. Да, у Есенина встречались пошловатые стихи, но чтобы приписывать ЭТО ему…

Если всё же обратиться к поэтической классике, то стих Назаровой больше похож по сюжету на «Незнакомку» А. Блока. Кстати, когда мне говорят, что «Незнакомка» — очень возвышенное и романтичное стихотворение, хочется спросить: «А вы его читали?» Герой «Незнакомки» — как раз тот самый «загулявший поэт», который сидит в кабаке, затуманенным пьяным взором наблюдает за красивой женщиной и грезит о ней (в меру своего таланта и воспитания, конечно).

И вроде бы и Блок, и Назарова писали об одном и том же, но насколько разнится качество стихотворений! Хотя у Блока тоже есть довольно странные образы — вроде «И перья страуса склоненные / В моём качаются мозгу…». Забавно, что в начале XX века это стихотворение так полюбилось самой разношёрстной публике, что очень быстро опошлилось.

Юрий Анненков «Дневник моих встреч»:
«Студенты, всяческие студенты, в Петербурге знали блоковскую „Незнакомку“ наизусть. И „девочка“ Ванда, что прогуливалась у входа в ресторан „Квисисана“, шептала юным прохожим:
— Я уесь Незнакоумка. Хотите ознакоумиться?
„Девочка“ Мурка из „Яра“, что на Большом проспекте, клянчила:
— Карандашик, угостите Незнакомочку. Я прозябла.
Две „девочки“ от одной хозяйки с Подьяческой улицы Сонька и Лайка, одетые как сестры, блуждали по Невскому, прикрепив к своим шляпам черные страусовые перья.
— Мы пара Незнакомок, — улыбались они, — можете получить электрический сон наяву. Жалеть не станете, миленький-усатенький (или хорошенький-бритенький, или огурчик с бородкой)…».

Но вернёмся в конец XX века, когда проститутки снова стали обыденностью. Мелодию к стихам Назаровой Розанов сочинил соответствующую — в духе незатейливого «шансона». Интересно, что композитор (по его словам) рос на другой музыке и поначалу сочинял в стиле джаз-рок. Но поняв, что так славы и денег у «тёмной» публики не дождёшься, сознательно опустился на самый невзыскательный уровень.

Анатолий Розанов:
«…Я сильно удивлялся: почему ему (певцу Михаилу Муромову — С.К.) люди устраивают овации, почему его так хорошо принимают? Песни-то примитивные. И когда я в очередной раз обсуждал это с Мишей, он мне сказал: „Надо делать такую музыку, чтобы люди могли её слушать в туалете“. И я ему ответил: „Миша, таких песен, какие пишешь ты, я могу сочинять хоть по десять штук в день, при этом особо не утруждаясь“. После чего и появился альбом „Получите!“ И после этого я стал мыслить иначе. Мне даже стыдно за то, что раньше я думал по-другому. То, что исполняет „Фристайл“ — это музыка, которую слушают люди, с которыми мы живём. Это люди, которые впитали такую музыку с молоком матери, они живут с ней».

То же произошло, например, с Ларисой Долиной. Не знаю, какой «джаз-рок» писал Розанов, а вот Долина действительно обладала сильным джазовым вокалом. Да, певица никогда не стеснялась поп-музыки, но скатиться до уровня Любы Успенской и петь своим голосом убогое:

А в ресторане, а в ресторане,
А там гитары, а там цыгане.
И что душа захочет, выбирай.
И где-то здесь начинается рай.

— это перебор.

На самом деле нет плохих жанров — всё зависит от отношения автора к своему творению. Если он хочет «опуститься» до пошлости, он опустится; если же он желает «подняться» и «поднять» слушателя, то даже дворовая по форме песня может стать культурным явлением (см. многие песни Высоцкого или «Что такое осень» ДДТ).

Но я снова отвлёкся…

Можно много говорить о высоких материях, но холодным разумом было понятно: «Ах, какая женщина» — потенциальный хит. И — о, парадокс! — Феликс Царикати от него добровольно отказался. Певцу хотелось более энергичных, молодёжных песен, а не мужицкого «медляка». Зато поэт-песенник Симон Осиашвили, услышав демо-версию «Женщины», сразу посоветовал Розанову никому песню не отдавать. Позже передумал и Царикати, но было поздно.

В 1995 году «Ах, какая женщина» стала заглавным треком 7-го альбома ФРИСТАЙЛА. К тому времени Казаченко уже покинул группу, и песню исполнил новый солист — Сергей Дубровин. Уже в 1996-м «Женщина» прозвучала в финале ТВ-конкурса «Песня года» на правах всенародно любимого хита.

Вскоре после этого Назарова рассорится с Розановым, а в 2001 году ФРИСТАЙЛ покинет Дубровин. Однако песня по сей день остаётся главной визитной карточкой группы. «Женщину» даже пыталась исполнять сама Назарова на своих сольных концертах (по образованию она — певица), но текст был слишком мужским и от затеи пришлось отказаться («Я же не группа ТАТУ»). Зато поэтесса успела зарегистрировать под себя бренд «Ах, какая женщина». На всякий случай — а вдруг кто-то решит использовать эту фразу для рекламы косметики или парфюмерии?

Из интервью группы ФРИСТАЙЛ газете «Металлург» Николаевского глинозёмного завода, 16 мая 1996 г:
«Получилось интересно: песня с таким же названием есть у В.Добрынина. Но когда А. Розанов и Т. Назарова писали ее, даже когда записывали на диск, мы не знали об этом. А Добрынин, услышав нашу песню, обиделся и сказал: „Это очень пошло, я бы так не сказал“».

Да-а уж, разве можно заподозрить Добрынина в пошлости?

На самом деле я считаю, что текст песни недостаточно искренний и откровенный. Можно написать ещё более прямо (чувствительным женщинам лучше отойти от монитора):

В шумном зале ресторана
На столе лежу я пьяный
С видом загулявшего поэта.
Топлю истину в вине,
Эх, найти бы бабу мне
Где-то возле туалета.
Вдруг увидел — вот она,
И закапала слюна…
Как же до неё дойду я?
Ах, какая женщина, какая женщина,
Щас ей… (Гусары, молчать!)

Ну, и в завершение советую вам посмотреть довольно смешную КВН-сценку от команды «Утомлённые солнцем», где текст «Женщины» подан в виде такого — наглядного — ребуса: например, строчку «Средь веселья и обмана» иллюстрирует улыбающаяся девушка с табличкой «Мне 18 лет».

Продолжение следует…

Обновлено 2.09.2018
Статья размещена на сайте 27.08.2018

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Снова порадовали, Сергей. Своим глубоким разбором (и охота Вам копаться там, в этом попсовом белье?), своим критическим, приглашающем думать, подходом. За что - спасибо.

    Все эти песенки хороши для подвыпивших, с отключенным мозгом (хотя сила, может быть, и в знании - счастье именно в обратном-). Если отключить критическое мышление и поменьше вслушиваться в слова, а больше в музыку и эмоцию, то может "нехило торкнуть"-)
    Многим женщинам, кстати, и этого усилия делать не надо было: при первых аккордах они начинали наполняться сексуальной истомой и искать своих загулявших поэтов.

    Давайте еще про "хруст французской булки" и т.п.

    • Игорь Ткачев,
      Да тут и музыка соответствующая - хотя у нас добрая часть советской эстрады под подобные мотивы звучали. Без труда могу представить, как "Ах, какую женщину" поёт Лев Лещенко, например.

      Что до выбора темы, то подобные песни, как я уже писал, некие "маячки" времени, и это интересно. Особенно про "хруст булки".