Елена Гвозденко Грандмастер

Почему самый русский вид народного творчества мало изучен?

Рисованный лубок — одна из самых малоизученных и редких форм народного творчества. Его возникновение и распространение пришлось на XVIII−XIX века, когда роспись по дереву, печатные картинки уже прошли пик популярности.

Фрагмент светского лубка «Как мыши кота хоронили». XVIII в., из собрания Государственного Русского музея Фото: Источник

В XVI−XVII веках широкое хождение имели простовики, печатные оттиски примитивных картинок с пояснениями. Их также называли «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». Их широкому распространению способствовали офени, разносящие картинки по самым отдаленным уголкам России.

Оттиски отправлялись в артели, где раскрашивались вручную. Но это были листы массового производства. Рисованный лубок исполнялся мастерами вручную, поэтому работы неповторимы. Художники зачастую выходили из среды иконописцев, переписчиков книг. Производство картинок сосредоточилось в северных районах, в старообрядческих монастырях. Также их изготавливали в Подмосковье и Москве.

Частью сюжеты заимствовали из печатных лубков, но есть и совершенно уникальные работы.

Песнопение «Единородный Сын Слово Божие», конец XIX в., неизвестный художник
Песнопение «Единородный Сын Слово Божие», конец XIX в., неизвестный художник
Фото: Источник

«Песнопение «Единородный Сын Слово Божие» конца XIX века создан неизвестным художником. Он содержит церковное песнопение на литургию Иоанна Златоуста. Примечателен тем, что текст записан на крюковых нотах. Знаменное, или крюковое, письмо возникло на Руси в XI, начале XII веков. Это безлинейная запись нот с помощью символов, напоминающих крюки.

Много работ связано с историей старообрядческого движения. В частности, сюжеты, посвященные соловецкому восстанию 1668—1676 годов — выступлению монахов Соловецкого монастыря против реформы патриарха Никона. Взятие Соловецкого монастыря воеводой Мещериновым и расправа с непокорными монахами после сдачи крепости нашли отражение в целом ряде настенных картинок.

Интересно, что на авторских лубках рисунки исполнялись в форме последовательного рассказа. По форме это очень напоминает современные комиксы. Каждый эпизод сопровождается текстовым пояснением. Мы видим обстрел монастыря, штурм стрельцами крепости, выход монахов с надеждой на милость, расправу над участниками восстания, отправку гонца к Мещеринову. В центре композиции запечатлен царский воевода Иван Мещеринов — как олицетворение зла.

Трапеза благочестивых и нечестивых. Середина XIX века. Неизвестный художник. Чернила, карандаш, темпера
Трапеза благочестивых и нечестивых. Середина XIX века. Неизвестный художник. Чернила, карандаш, темпера
Фото: Источник

Картина Куликовской битвы художника И. Г. Блинова — редкий вид отображения исторического события в народном творчестве. В основу текста положено «Сказание о Мамаевом побоище», заимствованное из Синопсиса — сборника рассказов по русской истории, изданного в конце XVII века. (См. иллюстрации в галерее).

На картине есть сцена сбора русских князей, съезжающихся к Москве по зову великого князя Дмитрия Ивановича. От Москвы войска идут к Коломне, где проводят смотр. В этом фрагменте автор использует интересный прием — зрители созерцают картину сбора сверху, панорамно. В центре композиции — единоборство богатыря Пересвета и великана Челубея, чуть ниже богатыри изображены убитыми. Далее картина самой битвы, русские и ордынские всадники сошлись в бою. Наконец, шатер Мамая, где он выслушал весть о поражении, его побег. Тут же и Дмитрий Иванович, оплакивающий погибших.

Изображение расправы воеводы Мещеринова с участниками Соловецкого восстания 1668—1676  гг. начало XIX в. Художник М. В. Григорьев
Изображение расправы воеводы Мещеринова с участниками Соловецкого восстания 1668—1676 гг. начало XIX в. Художник М. В. Григорьев
Фото: Источник

Очень много картинок с нравоучительными рассказами: «Трапеза благочестивых и нечестивых», «Наказание Людвигу ланграфу за грех стяжания», «Смерть праведника и грешника», «Душа чистая», «Аптека духовная» и др.

Именно рисованный лубок стал самой русской формой народного творчества. Созданный как синтез рукописной книжной традиции и примитивного лубка, он создавал новые формы. Догматичные представления старообрядчества не терпели заимствований, сохраняя русские представления о форме и содержании. Из книжного искусства в лубок пришло сочетание картинок и текста, предтеча современных комиксов.

Этот вид народного творчества не был предметом специального коллекционирования, поэтому достаточно редок в музейных собраниях. Самое большое количество экземпляров, 152 предмета, содержит Государственный Исторический музей.

Обновлено 30.09.2018
Статья размещена на сайте 21.09.2018
Что еще почитать по теме?

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Все хорошо, кроме первого предложения: "Рисованный лубок — одна из самых малоизученных и редких форм народного творчества". Как раз хорошо изучен и описан этот жанр. Даже в вики-статьи информации достаточно плюс ссылки.

    Другое дело, что слово "лубок" со временем приобрело отрицательный оттенок, отчего все подобные произведения автоматом записали в ерундово-любительские и похабно-безыдейные (тут вина и лубочной литературы). Возможно, кстати, что это повлияло и на то, что как раз комиксы в России/СССР не развивались так, как в Европе, США и Японии.

    Оценка статьи: 5

    • Олег Банцекин, рисованный мало. Его и осталось мало, изучать нечего. А печатный, хоть это условно печатный, конечно, разрисовывали отштампованные рисунки вручную, он, действительно, распространен и изучен. И отрицательное значение такого лубка, как примитивного искусства, формировалось за счет массового печатного, а не авторского рисованного. Тематика только немного пересекается с массовым, в основном, это интереснейшие работы. Штучные!

      Оценка статьи: 5

  • Спасибо, Елена!
    Много нового и интересного узнала.
    С уважением,

    Оценка статьи: 5