Слова Бенуа как никогда подходят к одной из знаменитых картин Кустодиева «Ярмарка», которая была написана им в 1906 году и хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее.
Здесь мастер воспевает мир русской провинции. Художника привлекает тема шумных деревенских праздников, ярмарочных гуляний и веселых танцев. В картине расшитая одежда, яркие ковры, расписные игрушки, сани и карусели. Много цветных шалей, а самое главное — в картине нет места серому небу, нищете и усталости.
Источники говорят нам о том, что посещая картинные галереи Парижа и Милана, живописец стал тосковать по родине. Он раньше срока уезжает из Европы в Россию и сразу едет в провинцию, где с большим увлечением уходит в работу. Картина «Ярмарка» стала одной из самых замечательных работ, посвященных миру русской провинции.
Но была у цитаты из начала этой статьи и вторая часть. Увы!
«…Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучновато, вяло, часто даже безвкусно. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».
Но как хочется воскликнуть: «Как здорово вы ошиблись, господин Бенуа, в оценке творчества мастера!» Чего стоит хотя бы его работа «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907 г.), экспонирующаяся в Самарском областном художественном музее. Мы видим светловолосую девочку в белом платье, которая удивленно глядит на зрителя, протягивая букет ярко-синих цветов, а другой рукой держится за собаку. От картины веет очарованием образа радостного и счастливого детства.
А как же его неповторимые «Купчихи»? Кустодиев наделил каждую особой яркой индивидуальностью, но есть качества, которые и объединяли их. Купчихи получались у художника томные и нарядные, чуть сонные, изображенные не без юмора.
Но самое главное заключалось в том, что его полотна — это живое свидетельство той патриархальной России, которая вскоре осталась в прошлом. Несомненно, купеческий цикл его работ (да и не только он) связан с этой темой, и тем притягательны его картины для будущих поколений. Вершиной работ знаменитого художника можно назвать произведение «Купчиха за чаем». Эта картина — прежде всего образ спокойной, благоустроенной жизни, прямо противоположной той, что была потом в послереволюционные годы.
И в заключение статьи хотелось отметить интересную деталь из биографии мастера. Последние 15 лет великий художник был прикован к постели и свои выдающиеся работы был вынужден писать лежа. Однако именно в этот тяжелый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные работы. И, конечно, их не назовешь скучными. Особенно интересна работа «Портрет профессоров
Кустодиев был в числе тех художников, которые приняли Октябрьскую революцию. Они верили в будущее новой России, хотя голод, война и разрушения подрывали веру в светлые идеалы. Художник скончался весной 1927 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Замечательная статья ! Если бы воротилы-правители России на рубеже веков были бы попрактичнее (и поумнее), японской и германской войн можно бы было избежать и Россия въехала бы в 20-й век без "великих потрясений" двух революций. И картина "Большевик" Кустодиева не была бы написана. Необходимость очевидных пошаговых преобразований была видна.
Яркие, чистых тонов, картины Кустдиева "создают настроение" оптимизма, согласия и радости жизни.
Портреты Капицы и Семенова пророческие. Сколько таких молодых, сильных умом, полегло в мясорубке двух войн и "добавочной" гражданской? Оценка: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев,Спасибо за комментарий!Здоровья и счастья Сережа!
1 Ответить
Максим Левин, меня веселит и молодит такое обращение. Вспоминаются вещие строки тёзки Чекмарёва:" Враги мне часто твердили, // да и приятели тоже. //В этом хитро устроенном мире // ты глуп, дорогой Серёжа. == Всегда ты будешь всех ниже, // да и умрёшь без славы. // Увы мне, теперь я вижу, // что все они были правы." ПЕшите Ищё в такЕм же духИ.
0 Ответить