Елена Гвозденко Грандмастер

Что изображено на самой длинной картине русского художника?

Панорама Великого Сибирского пути художника Павла Яковлевича Пясецкого по праву считается одним из самых длинных полотен. Акварельные рисунки на бумажной ленте длиной 955 метров иллюстрируют создание Транссибирской магистрали. Художник проехал всю трассу, запечатлев укладку рельсов, вагон-церковь, открывающиеся пейзажи.

С. Лиственничное, сборка парома-ледокола. Фрагмент панорамы Пясецкого «Виды Транссибирской магистрали»
© Государственный Эрмитаж, 2016 г.
Фото: Источник

Панорама Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока разделена на 9 рулонов, каждый из которых намотан на валик. Длина рулонов от 54 до 127 м. Высота 48,5 см. Материал: бумага, акварель, графитный карандаш. На тканевой основе. Годы создания 1894−1903.

Павел Яковлевич Пясецкий — художник, врач, писатель, путешественник. Уже в годы обучения в Московском университете увлекся рисованием. Поначалу он использует этот дар для иллюстраций, создания наглядных пособий. Как хирург-трансплантолог применял новые способы, которые станут известны как «метод Пясецкого». В 1871 году Пясецкий получил степень доктора медицины за диссертацию «О возрождении эпителия». Он известен и как пропагандист кефира в качестве лечебного средства. До этого кефир не был популярен.

Павел Яковлевич Пясецкий
Павел Яковлевич Пясецкий
Фото: ru.wikipedia.org

В Санкт-Петербурге, куда Пясецкий переехал после защиты диссертации для работы в военно-медицинском управлении, он посещает мастерскую художника П. Чистякова в императорской академии художеств в качестве вольнослушателя.

В 1874 году участвует в экспедиции в Китай в качестве врача и художника. Там он создает первую картину-панораму «От середины Китая до Западной Сибири», собирает различные коллекции, пишет книгу «Путешествие по Китаю». Пясецкий бывал в Англии, Франции, Китае и Японии, участвовал в Русско-турецкой войне 1877−1878 годов, посетил в составе посольства Тегеран, путешествовал по Кавказу, Средней Азии и Сибири.

Путешествуя, он зарисовывал пейзажи, различные сцены, а потом собирал их в панорамы, наклеивая в тематическом и хронологическом порядке. Панорамы с большим успехом демонстрировались на публичных чтениях в Петербурге.

По заказу Комитета Сибирской железной дороги и лично императора Николая II в 1894 году Павел Яковлевич Пясецкий приступает к работе над самым большим своим полотном — «Великий Сибирский путь». Основную часть он закончил к 1900 году.

Павильон с панорамой на Всемирной выставке 1904 г.
Павильон с панорамой на Всемирной выставке 1904 г. в Сент-Луисе, шт. Миссури, США
Фото: ru.wikipedia.org

Начинается работа с Волги, художник иллюстрирует путь от Сызрани до Челябинска. Все лето и осень Пясецкий, передвигаясь в специальном вагоне-мастерской, изображал людей, пейзажи, города, достопримечательности, местные промыслы. Часть пути он проделывал на велосипеде или верхом.

В 1900 году основная панорама закончена и представлена на Всемирной выставке в Париже в павильоне, посвященном освоению Сибири. Для демонстрации в Париж доставили три спальных вагона, которые курсировали между Петербургом и Иркутском в составе курьерского поезда «Международного общества спальных вагонов и европейских скорых поездов».

Установка вагонов в Павильоне русских окраин на Всемирной выставке в Париже, 1900 г.
Установка вагонов в Павильоне русских окраин на Всемирной выставке в Париже, 1900 г.
Фото: Источник

Зрители рассаживались в вагоны, и начиналось волшебство. Три горизонтальные ленты двигались за окнами с разной скоростью. На нижнюю ленту, первого плана, были наклеены гравий и песок. Скорость ее движения составляла 300 метров в минуту. Второе полотно с нарисованным кустарником двигалось медленнее, 120 метров в минуту. Непосредственно сама панорама располагалась на третьем плане. Двигалась она медленно, 15 метров в минуту.

Это было похоже на современный документальный фильм с иллюстрацией строительства Транссиба, с городами и пейзажами. После «остановки поезда» зрители выходили в другую сторону, попадая в Китайский павильон.

Демонстрационный фильм, созданный киностудией «Атлас медиа» из фрагментов панорамы П. Я. Пясецкого «Виды Транссибирской магистрали» (1894–1903 годы) в историко-мемориальном комплексе «Байкальская переправа»
Демонстрационный фильм, созданный киностудией «Атлас медиа» из фрагментов панорамы П. Я. Пясецкого «Виды Транссибирской магистрали» (1894−1903 годы) в историко-мемориальном комплексе «Байкальская переправа»
Фото: Источник

Панорама была удостоена Большой Золотой медали Всемирной выставки, сам Пясецкий награжден орденом Почетного легиона Франции.

В настоящее время панорама «Виды Транссибирской магистрали» хранится в фондах Государственного Эрмитажа. Она состоит из 10 рулонов около 50 см высотой и длиной от 54 до 133 метров. В 2004—2008 годах в Лаборатории Государственного Эрмитажа живописное полотно было восстановлено, и создана его цифровая копия. В 2011 году издана иллюстрированная книга «Сибирский путь Павла Пясецкого». Благодаря цифровым технологиям полотно можно просматривать так, как это и было задумано художником.

Обновлено 31.10.2018
Статья размещена на сайте 19.10.2018

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: