• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мариула Рамачандран Мастер

​В чем нам лгут фальшивые портреты?

Когда я читаю, что, мол, у Николая II или у его супруги, равно как у ещё кого-нибудь из высшей аристократии — «черты вырождения», или «какие же все эти принцессы — страшные», я понимаю, почему люди это пишут. Эти лица не связаны с ними, с критиками на генетическом уровне. Даже на социокультурном. Узкие лица с прямыми носами, без вульгарных губищ на пол-лица, длинные пальцы, высокие лбы — это противоестественно для любителей молодой Памелы Андерсон.
Галина Иванкина

Ульрика Фредрика Паш, или по-домашнему Улла, до самого начала XIX века считалась одной из очень и очень немногих профессиональных художниц Швеции. Заметим при этом, что жизнь ее пришлась на век XVIII, когда женщин-художниц можно было пересчитать по пальцам.

Ульрика Паш, «Детский портрет короля Швеции Густава III» (фрагмент) Фото: Общественное достояние

Как истинная северянка и дочь своего века, Улла не была амбициозна. Довольно скупая биография ее брата, тоже художника, выглядит гораздо обширнее биографии сестры. И тем не менее об Ульрике есть что рассказать, и ее биография впечатляет гораздо больше, нежели биография ее брата.

Улла родилась в Стокгольме 10 июля 1735 года в семье художников. Ее отец, Лоренц Паш Старший, был известным портретистом, о старшем брате поговорим отдельно, а дядя — Йохан Паш — являлся придворным художником, что уже само по себе было признанием его таланта.

Отец Ульрики, заметив у девочки талант к рисованию, начал обучать ее вместе с братом. О матери Ульрики сведений не сохранилось. Скорее всего, на тот момент она уже умерла.

Ульрика Паш, «Автопортрет», около 1770 г.
Ульрика Паш, «Автопортрет», около 1770 г.
Фото: Общественное достояние

В 1750-х годах звезда отца-живописца начала закатываться, и финансовое положение семьи пришло в некоторый упадок. Брат в это время обучался за границей, а 15-летней Ульрике пришлось пойти в прислуги к одному из родственников по материнской линии. Звучит, как начало драмы о несчастной сироте в доме у престарелого богача, однако на деле все было, мягко говоря, совсем не драматично.

Во-первых, Улла была девушкой рано повзрослевшей, а потому — серьезной и ответственной. Во-вторых, родственник — это все же не чужой человек, а потому, зная девушку, нанял ее не простой служанкой, а экономкой. В руках экономки находилось ведение всего хозяйства, по сути, она была в доме хозяйкой. А в-третьих, родственник оказался человеком дальновидным: увидев талант Уллы к живописи, он дал ей возможность (то есть свободное время) продолжать обучение.

Женский портрет кисти Ульрики Паш
Женский портрет кисти Ульрики Паш
Фото: Общественное достояние

Через несколько лет работы Ульрики стали пользоваться спросом, у нее появились свои клиенты не только среди состоятельного среднего класса, но даже среди аристократических кругов. Ее благосостояние настолько улучшилось, что она уже могла почти полностью содержать свою семью.

В 1766 году умирает отец и Ульрика принимает решение открыть свою собственную студию. Решение оказалось настолько верным, что вернувшийся из-за границы брат был удивлен, найдя сестру вполне сложившейся профессиональной художницей с более чем хорошей клиентурой.

Ульрика предложила брату делить студию вместе с нею. Хозяйством в их небольшой семье занималась младшая сестра, Хелена София. Говорили, что она так же не была обделена талантом живописца, но предпочла посвятить себя дому. К сожалению, каких-то ее работ, если они и были, не сохранилось.

С 1760 года Ульрика начала писать портреты членов королевской семьи.

«Портрет шведской королевы Ульрики Элеоноры», карикатура неизвестного авторства
«Портрет шведской королевы Ульрики Элеоноры», карикатура неизвестного авторства
Фото: Общественное достояние

По Интернету гуляет портрет шведской королевы Ульрики Элеоноры, который некоторые приписывают Улле. На самом деле, найти автора этого портрета мне не удалось, но им точно была не Ульрика Паш. Портрет королевы больше похож на карикатуру, списанную с работы Уллы.

Королева Ульрика Элеонора не блистала красотой, но при этом отличалась женственностью и утонченностью манер. Кроме того, она получила прекрасное образование и обладала сильным характером. Все это Улле удалось передать на портрете королевы. Сравните его с карикатурой, над которой смеется весь Интернет, разница потрясающая!

Портрет королевы кисти Ульрики Паш
Портрет королевы кисти Ульрики Паш
Фото: Общественное достояние

Престиж Ульрики, как портретистки, был довольно высок. Удивительное дело, но сама она вовсе не считала себя серьезной художницей и всегда говорила, что «просто зарабатывает себе на жизнь».

Это могло бы показаться позой и ложной скромностью, если бы не один нюанс: работая в одной студии с братом, Ульрика, по словам исследователей, «помогала ему в исполнении некоторых деталей его портретов», а точнее — писала костюмы, ткани и драпировки, что казалось Лоренцо скучным и неинтересным. Согласитесь, прорисовка таких деталей в создании портрета — вещь отнюдь немаловажная.

В возрасте 38 лет Ульрика была принята в недавно созданную Королевскую Академию свободных искусств. Она стала первой женщиной, избранной в число академиков. И хотя избрали ее в один день с братом, члены Академии дорожили ее вступлением в их ряды гораздо больше.

У читателя могло сложиться превратное впечатление, поэтому поспешу объясниться.

Лоренцо Паш Младший вовсе не был плохим художником. Он получил богословское образование в Уппсале. Вернувшись в Стокгольм, обучался живописи у своего отца до 1752 г., когда отправился в Копенгаген, где проходил обучение в Датской королевской академии изящных искусств. Его учителями были такие видные живописцы, как Карл Густав Пило, Жак Франсуа Жозеф Сали и Иоганн Мартин Прайслер.

Лоренц Паш младший, «Портрет королевы Софии-Магдалены»
Лоренц Паш младший, «Портрет королевы Софии-Магдалены»
Фото: Общественное достояние

В 1757 году Лоренцо Паш едет в Париж, где учится в Школе изящных искусств у Александра Рослина, Жана-Батиста Пьера, Луи-Мишеля ван Лоо, Франсуа Буше. Славу ему принесли многочисленные портреты членов королевской семьи, которые сейчас находятся в крупнейших музеях мира, в т. ч. и в Эрмитаже.

Избрание его в Королевскую Академию искусств говорит о многом, пусть ее члены и ставили мастерство Ульрики выше.

Членство в Академии принесло Ульрике признание, престиж и славу. Но странная вещь: она так никогда и не получила пенсию от Академии, несмотря на неоднократные запросы…

Скончалась Ульрика Фредерика Паш в 1796 году, в Стокгольме.

Статья опубликована в выпуске 12.12.2018
Обновлено 22.07.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: