Ценность этого материала издавна была очевидной. Ещё в XVIII веке Михаил Васильевич Ломоносов написал знаменитое «Письмо о пользе стекла». Оно представляет собой поэтический гимн. Примечательно, что воспевается не только важность стекла для науки — немало строк посвящено его красоте. Даже говоря об алмазах, учёный и поэт смело добавляет:
Но больше красоты и больше в них цены,
Когда круг них Стеклом цветки наведены.
А сельские девушки, украшавшие себя летом венками, зимой не могли этого делать. И на этот счёт Ломоносов замечает:
Без оных что бы вам в нарядах помогло,
Когда бы бисеру вам не дало Стекло?
Дизайнеры бижутерии и в наши дни прекрасно это понимают. А ещё стекло издавна украшало собою интерьеры самых разных стилей. И, конечно, оно стало одним из главных действующих лиц новогодних и рождественских праздников. Игрушки, восхищающие своим великолепием, чаще всего изготавливаются именно из стекла.
Существуют народные промыслы, целиком посвящённые ёлочным украшениям. В их числе — клинские игрушки. Их история богата славными традициями.
Блеск среди зелёной хвои
У истоков промысла стоял князь Александр Сергеевич Меншиков — личность незаурядная и разносторонняя. Он прожил нелёгкую, но очень яркую жизнь. Участвовал в разработке проекта освобождения крестьян от крепостной зависимости. Отличился в военных действиях, в том числе в период Отечественной войны 1812 года. Позднее стал адмиралом и генерал-адъютантом.
Меншикову принадлежало имение Александрово в Клинском уезде. Те края были богаты месторождениями кварцевого песка. И в 1848 году князь получил разрешение на открытие стекольного завода. Первоначально выпускались лампы, бутылки и другие изделия для бытовых и аптечных нужд. Продукция отличалась высоким качеством, спрос на неё был велик.
Традиция наряжать ёлку на Рождество появилась в России в XVIII столетии. Но первоначально украшениями служили сладости, разноцветные ленточки, а также изделия из соломы и фольги. А в XIX веке настал черёд стеклянных игрушек. На заводе Меншикова начали изготавливать ёлочные бусы. Затем последовали шары и фигурные изделия. Они создавались не только на заводе, но и в частных мастерских. Изготовление требовало большого художественного вкуса и умения тонко чувствовать материал.
После революции 1917 года, несмотря на многочисленные трудности, мастера объединились в артели. Промысел развивался, в селе Воздвиженском открылось училище по подготовке кадров. Производство ёлочных игрушек вышло на новый уровень. Шёл поиск самобытных форм и приёмов изготовления. Ассортимент становился всё более разнообразным.
Во время Великой Отечественной войны мастера производили в первую очередь медицинскую аппаратуру. Изготовление ёлочных украшений отошло на второй план, однако полностью не было забыло.
Но после войны промысел стал возрождаться и постепенно достиг довоенного уровня, а затем поднялся на новую высоту. Артели объединились в фабрики, стали внедряться передовые технологии. Позднее образовалось предприятие, которое известно сейчас под названием «Ёлочка».
Вдохновение, застывшее в стекле
Заготовка мало напоминает нарядную игрушку. Вначале это простая стеклянная трубка, но мастера творят с ней настоящие чудеса.
Её разогревают при высокой температуре, и материал обретает пластичность. Затем будущую игрушку надувают — подобно воздушному шарику. Здесь крайне важно рассчитать силу выдоха — мастера-стеклодувы знают секреты. Используются приёмы как свободного, так и формового дутья.
Затем наступает процесс металлизации. В специальных вакуумных установках игрушки обрабатывают парами алюминия, благодаря чему изделия приобретают зеркальный блеск. Потом фигурки раскрашивают — для этого их либо окунают в краску, либо красочный слой напыляется.
После этого игрушки расписывают. Это позволяет придать им ещё большую уникальность. Роспись производится вручную, каждый мазок неповторим. Даже серийные изделия хоть и похожи между собой, но всё же различаются. Выпускаются также эксклюзивные произведения авторской работы. Ещё нередко выполняются индивидуальные заказы — например, игрушки с логотипами. Иногда для дополнительного блеска фигурки декорируются блестящей присыпкой.
Из прошлого — в настоящее и будущее
Ассортимент очень широк — активный творческий поиск продолжается непрерывно. Так появились игрушки, которые, по сути, представляют собой мини-скульптуры. Они наполнены мягким юмором. Среди них — три поросёнка и злой волк, звери и птицы из сказочного леса. Нередки чайники, самоварчики, домики, фонарики в традиционном народном стиле. Ещё можно увидеть ягоды, плоды, жёлуди, шишки.
Образы Деда Мороза и Снегурочки наделены особым обаянием. Но знакомые всем персонажи под руками мастеров приобретают неповторимые черты. А шары и сосульки часто украшены рисунками и даже целыми живописными композициями. Очень изысканно и роскошно выглядят игрушки с нарисованными на них пейзажами.
В 2002 году старейшее в России производство ёлочных украшений получило статус народного художественного промысла. А через несколько лет открылся музей «Клинское подворье», посвящённый уникальным игрушкам. Посетители могут не только полюбоваться изумительными по красоте изделиями, но и поучаствовать в мастер-классах.
…В таинственном мерцании новогодних игрушек есть что-то волшебное, сказочное. И это действительно чудо — ведь произведения современных мастеров несут в себе искры давних традиций. Блеск украшений из прошлых эпох не меркнет — он освещает собою изделия, которые создаются умельцами нового поколения. А те, в свою очередь, передают эстафету вперёд — чтобы зажечь ёлки будущего.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...